ВЕСТИ С УКРАИНЫ %Сотни автомотосоревнований, многие тысячи участников, высокие спортивные показатели — т ак следует охарактеризовать ход III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта на Украине . Можно много рассказать о семинарах судей, которые проводятся почти в каждом городе, о помощи президиума Федерации автомотоспорта УССР низовым коллективам, о соревнованиях в первичных организациях. Наряду с массовыми стартами план первого года спартакиады в республике предусматривает большие спортивные состязания — межобластные и республиканские, цель которых — ш и ­ роко пропагандировать спартакиаду. К ак правило, все эти мероприятия организуются на хозрасчетных началах — с продажей билетов, розыгрышем памятных подарков и т. п. Вырученные от соревнований средства поступают в фонд спартакиады. Они расходуются на расширение спортивной базы, подготовку сборных команд. В помещаемых нижекоротких сообщениях сУкраины рассказывается отаких соревнованиях.Г\ о недавнего времени повышение [ \ степени сжатия в ралли допуска * ^ лось только для группы улучшен ­ ных автомобилей. С начала III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта стали действовать и новые технические условия, согласно которым во всех крупных соревнованиях серийные и улучшенные автомобили объединяются в одну группу. Т акимобразом , один из самых эффективных способов повыш ениямощностии экономичности двигателя получает широкоераспростране ­ ние приподготовке автомобилей крал ­ ли. К роме того, степень сжатияможно увеличивать во всех группах автомобилей на шоссейно-кольцевых гонках. В Положениио соревновании обычно оговаривают сорт топлива, которым обеспечивают участников. С учетомэто ­ го можно приступить к выбору степени сжатия. При отсутствии экспериментальных данных октановое число топлива для данного форсированного двигателя определяется по формуле , выведенной на основании детонационных испытаний многих двигателей различных марок . Вот эта формула :ровании стандартных двигателей для ралли степень сжатияболее8 , 5 — 9 , 0 по ­ вышать не рекомендуется .Ы БОРСТ ЕI ЕНИС МЛ ATИЯУвеличение степени сжатия рядных верхнеклапанных двигателей с овальной камерой сгорания достигается механи ­ ческой обработкойнижней плоскости головки на фрезерном или расточном станке. Предварительно необходимо оценить возможность механической обработки головки, чтобы убедиться в достаточной толщине стенок камеры сгорания, системы охлажденияи т. д. У стандартного двигателя « М осквича 407» обычно не удается сфрезеровать нижнюю плоскость головки блокаболеечем на 4 — 4 , 5 мм (то есть до £ р = 8 , 3 — 8 , 5 ) , так как при этом появляется отверстие междуцековкой под свечу и водяной перемычкойвпрокладке головки. Если отверстие невелико, его уплотняют пластинкой из рейсметалла, покрытой лак ом . У двигателя М-21 величина обра ­ б отки головки ограничена толщиной стенок камеры сгорания и зависит от над ежности двигателя и качества топлива. Чтобы предварительно определить степень сжатия подготовленной для об ­ р аботки головки, пользуются следующей формулой:Несмотря на плохую погоду 60 тысяч жителей Донецка собралось в городском парке имени 40-летия Комсомола на лично-командное первенство республики по мотокроссу. Кросс собрал большое число' участников — от 24 областей и двух спортивных клубов армии. На старты вышло 54 мастера спорта. 125 спортсменов первого разряда, 17 — второго и 30 — третьего. Специальный приз обкома комсомола был вручен школьнику из г. Луганска. спортсмену первого разряда Владимиру Погребняку. По результатам кросса он получил право на звание мастера спорта. После соревнований были разыграны памятные подарки, в том числе мотоцикл «Ява-250», радиола, фотоаппараты, часы. От продажи билетов выручено 12 тысяч рублей.6000 О. ч. = 78 + 0 , 2 5Д - - ^ з — , = где Д- • д иаметр цилиндра;(1)£-степеньсжатия.Максимальное октановое число со ­ ставляет для двигателя «Москвича-407» ( £ = 7 , 0 ) — 83, а для М-21 «Волга»В Тернополе разыграно первенство автомотоклубов ДОСААФ по автомобильному двоеборью. В прошлом году команда Украины на подобных всесоюзных соревнованиях в Москве заняла первое место и была награж ­ дена переходящим призом. В первенстве участвовало 30 водителей, победивших в зональных соревнованиях. Многие тысячи зрителей наблюдали за выступлениями мастеров фигурного и экономичного вождения автомобилей.( £ = 6 , 7 ) — 81 единицу. О днако , и не поступаясь степенью сжатия , м ожно существенно снизить тре ­ бования коктановому числу топлива. Д ля этого надо правильно выбрать хар актеристику автомата опереженияза ­ ж игания . С ледуетприэтом иметь в виду, что во время соревнования водитель чаще пользуется низшимипередачами , и поэтому двигатель редко работает на полной нагрузке при низких числах обо ­ ротов, то есть на режимемаксималь ­ ной склонности к детонации. Н а остальных режимах двигатель может работать при оптимальных углах опереженияза ­ ж игания без. детонации. Опыт показывает, что в условиях со ­ ревнований безущерба для динамики автомобиля можно использовать топли ­ во с октановым числом на 6 — 1 0единиц меньшим, чем максимально требуемая величина, о пределеннаяв условиях стен ­ довых испытаний или по формуле ( 1 ) . У величение степени сжатия приводит к значительному повышению темпера ­ т урногорежимаи давления вцилиндре двигателя. П оэтомупри увеличении сте ­ п ени сжатия необходимовпервуюоче ­ редь учитывать жаростойкостьтарелки выпускного клапана, прочность деталей шатунно-кривошипного механизма, возм ожность возникновения детонации , к а ­ лильного зажиганияи т. д. С повышением степени сжатия эффек ­ тивная мощность увеличивается вмень ­ ш ей степени, а надежность работы приэтом уменьшается. П оэтомуприфорси -L = 1 + ТГТТ^-Тг* Vz+V, *ргде Vj».л£(2)- рабочий объем одного цилиндра; • о бъемкамеры сгорания вго ­ ловке блока ;На Украине гаревый спорт кое-где может поспорить в популярности с футболом. Мототреки уже оборудованы во Львове, Ровно, Черновцах, Дубровице (Ровенская область), Червонограде (Львовская область) и Коломые (Ивано-Франковская область). В этом году в городе Черновцы впервые разыгрывалось первенство Украины . Чемпионом республики стал мастер спорта Виктор Трофимов. Любопытно, что на этот же день и на теже часы был назначен футбольный матч на первенство СССР между командами класса «Б». Однако многие тысячи зрителей предпочли пойти на трек, и дирекция стадиона была вынуждена перенести матч на более позднее время. Организаторы соревнований сумели распространить более 15 тысяч билетов.Р ис . 1. Скоростная характеристика двигателя «Москвича-407»: Мк—крутящий момент; No — эффективная мощность; K.Y ~~ коэффициент наполнения; Q.T — расход топлива.8то та то шта зчх sm «и? «да stm swa »s/""» ' V np — о бъем части камеры сгорания, приходящейся на толщину прокладки; Уц, — о бъем части поршня, выступающей над плоскостью блока цилиндров. Для определения объема камеры сгорания головку блока устанавливают горизонтально. На ее плоскость накладывают стекло с отверстием, через которое в камеру сгорания заливается ке ­ росин, газойль или соляровое масло. Объем камеры сгорания в прокладке головки обычно определяют расчетом. Площадь отверстия в прокладке можно подсчитать, перенеся его контуры на миллиметровую бумагу, или при помощи планиметра. Объем вычисляют ум ­ ножением этой площади на толщину прокладки, у же стоявшей на двигателе. Встречаются двигатели, у которых поршень в верхней мертвой точке на несколько десятых миллиметра выступает над плоскостью блока. Для определения объема Vn при плоском днище площадь поршня нужно умножить на высоту выступающей части поршня. Если днище поршня не плоское, то Vit определяется замером вытесненного объема выступающей части поршня или расчетом. Ниже приводится пример расчета для автомобилей «Москвич-407» и М-21 Д «Волга» (см. таблицу). При проведении предварительного расчета степени сжатия могут встретиться две задачи, рассмотренные в приводимых ниже примерах. 1. Определить степень сжатия, если толщина сфрезерованного слоя ограничена (например, для двигателя «Москвич» она может быть равна 0,41 см). Объем камеры при этом уменьшается на величину, равную произведению площади камеры сгорания (33 см 2 ) на высоту сфрезерованного слоя: 33X0,41=13,5 см3 . Вычисляем степень сжатия по формуле (2). В данном случае она будет равна: р . . 340 С ' 1 Т (53,7 — 13,5)4-5,65 — 0,9 ~ 0 ' : , e , • 2, Определить, на сколько нужно обработать нижнюю плоскость головки блока, чтобы повысить степень сжатия до заданной величины. Разберем пример для двигателя М-21Д ( £ = 7 , 6 5 ) . При эксплуатации автомобиля на высокооктановом топливе (90—95) степень сжатия £ г может быть увеличена до 8,5. Для этого нужно уменьшить объем камеры сгорания на следующую величину: Vhfe-g,) 8,5-7,65 ^ ( d - I XU - l ) ^ 6 12 ( 8 , 5 - 1 ) ( 7 , 6 5 - 1) =10,4 см3. Разделив полученный результат на площадь камеры сгорания, находим, на сколько нужно уменьшить высоту камеры сгорания: 104 ~ j = 0 , 1 8 см, или 1,8 мм .После обработки головки блока и установки клапанов и свечей необходим о проверить объем каждой камеры сгорания и подсчитать полученные величины степени сжатия. Наличие одной или двух камер с повышенной степенью сжатия при ограниченном октановом числе топлива будет лимитировать установку оптимальных углов опережения зажигания. При слишком большой разнице в величинах степени сжатия (свыше 0,1) необходимо увеличить камеру сгорания с малым объемом, расточив на станке или обработав бормашиной стенки камеры у впускного клапана. Об эффективности применения ряда усовершенствований двигателя можно судить по данным стендовых или дорож ­ ных испытаний. На рис. 1 приведены скоростные характеристики двух двигателей МЗМА 407 — серийного и форсированного. При 4500 об/мин коэффициент наполнения двигателя увеличивается на 15 процентов благодаря обработке поверхности впускных и выпускных трактов и установке вместо карбюратора К-59 двухкамерного карбюратора К-126 Повышение степени сжатия с7 до 8,4 позволяет дополнительно улучшить мощностные показатели на всем диапазоне числа оборотов. С ум ­ марное увеличение мощности составляет от 9 процентов (при 1800 об/мин) до 19—21 процента в диапазоне от 3300 до 4500 об/мин. При 5400 об/мин двигатель развивал 58,8 л. с , что позволяло существенно улучшить динамические качества автомобиля. Некоторое повышение удельного расхода топлива при средних и высоких числах оборотов (с 235 до 255 г/э. л. с. в час при 3400 об/мин) объясняется тем, что карбюратор был отрегулирован на более богатую смесь для улучшения динамики разгона автомобиля и снижения температурного режима двигателя при высоких числах оборотов. Степень сжатия 8,4 не является пределом. Изменяя форму камеры сгорания, удавалось поднять ее до 9,15. Такой двигатель прошел более 10 тысяч километров с повышенными скоростями и был пригоден для эксплуатации. Результаты стендовых испытаний двигателя М-21 «Волга» при работе с двухкамерным карбюратором К-126 показали, что при установке головки блока с повышенной степенью сжатия (8,4) и обработанными впускными и выпускными каналами коэффициент наполнения по сравнению с серийной головкой (6,7) повышается при средних и высоких оборотах (до 4 процентов при 3900 об/мин), а мощность увеличивается от 7,5 до 15 процентов в диапазоне от 1500 до 3900 об/мин. При 4400 об/мин двигатель развивает 96,8 л. с. (рис. 2). При повышенной степени сжатия в условиях длительной работы на тяжелых режимах необходимо применять более «холодные» свечи. У них меньшая поверхность изолятора со стороны камеры сгорания и, следовательно, меньшаятемпературная напряженность. Отечественные свечи маркируются в зависимости от длины «юбки» изолятора. Для двигателей серийных автомобилей «Москвич» и «Волга» применяются свечи А-11У и А-14У. При повышении степени сжатия этих двигателей необходимо Рис . 2. Скоростная характеристика двигателя М-21 скарбюратором К-126. (Обозначения те же, что ина рис. 1).к(м Не100МкршIfSS; ^-^HtS X" ^ > :№л^***^ - • —52 бе J*яа и so иы// // // //у//**//и«о 3Sдм индии щвяни Д7— — • &Ы cmentnu стати*Й.Аiica lice ifts Ж» JdM 1(И ii«*&>i $яподобрать свечи в зависимости от характера соревнования, времени года, регулировки карбюратора и т. д. При степени сжатия 7,5—8,5 обычно удается использовать свечи А-8Б и А-7,5Б, А-6У, выпускаемые для двигателей воздушного охлаждения. При дальнейшей форсировке по степени сжатия и числу оборотов приходится устанавливать специальные свечи ВКС-28; ВКС-32 и т. д. После того как подготовка двигателя закончена, необходимо обкатать его, подтянуть головку блока, проверить тепловые зазоры клапанов, а также соответствие марки свечей. Окончательно динамические качества автомобиля после установки форсированного двигателя оцениваются по данным дорожных испытаний на разгон и максимальную скорость. А. ДМИТРИЕВСКИЙ, кандидат технических наук, мастер спорта. Параметры камеры сгорания Рабочий объем цилиндра, смЗ Площадь отверстия в прокладке, см 2 Объем части приходякамеры сгорания, щейся на толщину прокладки, смз Площадь поршня, см 2 Высота части поршня, выступающей над плоскостью блока,см«Москвич 407»340М-21Д «Волга»61247725,65 45.30 0,02 0,90 53.70 58,45 6,833310.8 66.30 09Объем выступающей части поршня, см 3 Объем Камеры сгорания в головке блока, смз Суммарный объем камеры сгорания до обработки, смз Степень сжатия до обработки Площадь камеры сгорания в головке блока. С№81,2 92,0 7,65 57.5