1&^тШш^1^^Ы}Ш11Шшш^аг«ВОДИТЕЛЬ и ДОРОГА»С еседа за круглым столом, состояв• * шаяся несколько месяцев назад (см. «За рулем», 1964, № 3) нашла горячий отклик унаших читателей. В своих письмах они делятся наблюдениями, сообщают о радостных новшествах, рассказывают об огорчениях на «путях-дорогах», выдвигают предложения по улучшению движения транспорта, обслуживанию его. Иначе и не могло быть. Есть ли чтонибудь желаннее для водителя, чем хорошая дорога! Нетрудно понять его настроение, когда под колесами автомобиля гладкая лента шоссе, покрытая асфальтом, или цементо-бетоном, когда после длительного пробега есть где отдохнуть, помыть и заправить своего «железного коня». Вот почему каждое из писем, приходящих в редакцию, проникнуто желанием продолжить начатый разговор об улучшении обслуживания автомобилистов на дорогах. Кому из них предоставить первое слово в продолжении прений, начатых Г. А. Саркисьянцем. П. В. Кондратьевым, И. П. Морозом, Л . А. Кузнецовым, Е. Б. Радевичем и другими участниками круглого стола? Пожалуй, сибирякам, жителям этого бурно развивающегося края, где воздвигаются самые мощные в мире гидроэлектростанции, вырастают крупнейшие металлургические, химические и лесопромышленные комбинаты. Невиданными темпами идет освоение Сибири, а вот дороги сибирские пока оставляют желать лучшего. «Из материалов беседы за круглым столом мы узнали о многих интересных нововведениях в дорожном строительстве. — пишет Е. Вызов из Иркутска. — Однако все это относится ктаким магистралям, к ак Москва — Ленинград, Москва — Симферополь и некоторым другим. Хотелось бы, чтобы Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР и соответствующие организации обратили свое внимание на сибирские дороги. Чтобы и на них водитель испытывал удовлетворение и радость от поездки». Эта мысль повторяется во многих других «письмах издалека». «Я живу на границе Челябинской области с Башкирией, — пишет В. Ларионов из г. Миньяр. — Южный Урал — очень развитый индустриальный район. Однако, к большому сожалению, он не имеет достаточного количества хороших автомобильных дорог. Для нашего Миньярского района — обычная картина, когда трактор тянет по бездорожью десяток легковых автомобилей или ЗИЛ-вездеход везет в кузове «Волгу» с пассажирами. Именно здесь автотуристы Урала, отважившиеся совершить поездку на юг страны, попадают в весьма затруднительное положение.} В связи с этим сибиряков и уральцев заинтересовало сообщение главного инженера Союздорпроекта И. Мороза о проектируемой автомагистрали Челябинск — Уфа. Н аши читатели просят подробнее рассказать о том, когда, где и как будет строиться эта дорога. Выполняя их просьбу, мы опубликовали в июльском номере журнала статью «Дороги. которые будут». Однако жизньи работа шофера связана не только с большими магистралями. Дорог помельче и потише значительно больше, чем шумных автострад. Но и беспорядков на малых дорогах, к сожалению. порой бывает куда больше. Не случайно, претензии сельских водителей к дорожникам составляют в редакционной почте значительную часть. Письма красноречиво свидетельствуют об одном — райисполкомы и районные дорожные организации еще недостаточно заботятся о местных дорогах. Решая важные задачи по крутому подъему сельского хозяйства, некоторые работники иногда забывают, что хорошие дороги, связывающие села с заготовительными базами, предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции, рынками, играют далеко не последнюю роль в дальнейшем развитии сельского хозяйства, в борьбе за высокие урожаи , за изобилие. Вот тольно один пример. В десяти ки ­ лометрах от станции Кардымово Ярцевского района Смоленской области несколько лет назад построен молочно-консервный завод, а настоящей дороги н нему до сих пор нет. Весной и осенью для того, чтобы добраться от завода до станции, н ужны даже не часы, а целые сутки . Сокращается жизнь машин , «дикие дороги», прокладываемые прямо по полям, губят колхозное и совхозное добро, но положение не меняется. Когда же будет наведен порядок на сельских дорогах? Этим вопросом заканчиваются многие полученные нами письма. Что ответит на него, в частности, Ярцевский райисполком? Не совсем удовлетворило читателей выступление начальника отдела Главнефтеснаба при Совете Министров РСФСР Е. Радевича. «Хочется еще раз спросить ответственных работников Главнефтеснаба, — пишет москвич А. Сурков, — что же все-таки предполагается сделать для того, чтобы АЗС, рассчитанные на несколько сортов бензина, постоянно имели необходимый ассортимент топлив и масел?». Не только на автомобильных дорогах, пишет он, но ив Туле, Краснодаре, Ростове и многих других городах достать бензин А-72 — целая проблема. Почему на Кавказе бензином первого сорта вы можете заправиться в любом месте, а в Харькове, Запорожье, Киеве, Закарпатье его не найдешь? Еще труднее приходится мотоциклистам. Во многих местах, к сожалению, нередко еще приходится наблюдать картину. подобную той, что нарисовал в своем письме Г. Ефремов из Евпатории. В этом городе только одна АЗС, обслуж ивающая индивидуальных владельцев транспортных средств, да и та не имеет необходимого оборудования. В качестве заправочной емкости для мотоциклов на колонке используется обычное ведро, за которым часами приходится стоять в очереди, а заправить таким способом бак, не облив мотоцикла, просто невозможно. Да, еще далеко не все благополучно в топливном хозяйстве наших автомобильных трасс. Меры к исправлению положения уже принимаются. Хотелось бы поскорее почувствовать результаты. Всех читателей обрадовало сообщение заместителя начальника Госавтоинспекции РСФСР Л. Кузнецова о том, что «дорожная книга» — сигнальные знаки — станет потоньше, что на дорогах будут сняты ненужные ограничения скорости и обгона. Этот разговор о безопасности движения продолжают в своих письмах А. Савельев из Казани. В. Фролов из Благовещенска и многие другие. Они выр ажаюттакже уверенность, что на наш их магистралях будет больше станций и пунктов технического обслуживания, ремонтных мастерских, моек, мест отдыха для шоферов. Если вы помните, в конце отчета о встрече за круглым столом говорилось, что все критические замечания и предложения будут внимательно изучены теми. кто отвечает за состояние дорог и обслуживание водителей на них. К этому предложению горячо присоединяются наши читатели.Возле памятника «Стальной батарее» (Шипкинский холм).тельно, первоклассное авто. О н лихо, правда с отчаянным мотоциклетным треском, берет трудные подъемы — особенно если они не очень длинные. Посетив пленительное черноморскоепобережье Болгарии, мы вновь выехали в Румынию — в Констанцу. Н еподалеку от этого порта расположен на длинной песчаной косе знаменитый курортМа майя. С юдаприезжаютморем туристы со всех континентов. Часто они «для удобства» привозят и свои автомобили. Из американских новинок нам понравился только один « Д одж - Д арт » . Это компактный и изящный автомобиль. З а ­ то «Понтиак-Бонневиль» чуть ли не се ­ миметровой длины показался нам и безвкусным и неудобным. Интересно, на какомкилометредороги Биказ — Т ыргу - М уреш «засела» бы эта нелепая громадина? ...Впереди Албица — п оследний румынский населенный пункт перед советской границей. Последние формальности и прощальная добродушная улыбка Алек ­ се Талоеску. — Я же говорил, что ваши машины пройдут хорошо . Счастливой дороги до Москвы! Три дня спустя мы въезжали на шум ­ ные московские улицы. П ройдено 6250 километров. Д важды пересечены Кар ­ паты и дважды — Балканы. И ни единой поломки, ни одной неисправности. Взятые с собой запчасти привезены домойв полном комплекте. Ах нет, виноват, з аменена одна лампочка в подфарнике. Принято говорить: факт, а не рекла ­ ма. «Москвич» в рекламе не нуждает ­ ся. Но то, что он определенно практичнее инадежнее многих воспетых реклам ой иностранных машин, — факт. Д у ­ м аю , об этом радостном факте интересно узнать автолюбителям. Поистине «Москвич» м ожет все! Л. ВЛАДИМИРОВ.Фото Р. Диамента.27