стве выполненных маневров. Необходимо было так подобрать маршрут, чтобы задание усложнялось постепенно, чтобы отработка упражнения начиналась, скаж ем , на широких улицах и переходила к более узким. И наконец, перед тем как оценить действия курсанта, надо было дать ему контрольное задание, а при разборе ошибок объяснить их причины и способы исправления. Качество подготовки будущего шофера во многом зависит от поведения самого инструктора. Замечания и указаниявсе они отличаются друг от друга по возрасту, стажу и опыту работы. У каждого свои приемы обучения, свой подход к людям. Добиться единства в обучении, сделать передовой опыт достоянием всех .-ложно только на учебно-методических совещаниях и занятиях, в процессе которых усваиваются наиболее правильные и целесообразные методы проведения занятий. Методическая подготовка инструкторского состава в «каждом автомотоклубе может включать показательные, откры-учиться самомуследует давать спокойно, кратко, п о ­ нятно, избегать сложного построения фраз и многословия. В своих объяснениях обязательно придерживаться об ­ щепринятой технической терминологии и требовать этого от обучаемого. В ходе занятий для развития у курсанта наблюдательности следует на остановках спрашивать его о характере пройденного участка дороги, об особенностях маршрута, расположении дорожных знаков и т. п. Выходя за рамки анализа конкретного занятия, нам хотелось бы подчеркнуть, что инструктор должен постоянно повышать свое методическое мастерство, творчески применять более совершенные приемы обучения, использовать опыт лучших преподавателей, систематически изучать техническую и методическую литературу по специальности. В любом автомотоклубе есть нескольк о инструкторов вождения. И, конечно, ^.еалт^^у^.^'ГА^ау^сРл";*'»^»^»»*^*»^ правил — учитывать действия других водителей. Увидав, что сосед резко замедлил движение, и не зная, почему это произошло, мотоциклист обязан был сделать то же самое. Тогда он наверняка смог бы избежать наезда, применив общепринятые приемы управления для остановки мотоцикла, и, конечно, избежать опасного падения. Статьи Правил, рассказывающие о том, как надо маневрировать, тесно связаны с теми, в которых говорится о предупредительных сигналах водителя, и главным образом о тех сигналах, к о ­ торые предшествуют началу выполнения маневра. Обязательным требованием Правил является необходимость заблаговременной подачи сигнала. Однако как часто мы видим мотоциклистов, которые, ж е ­ лая сделать остановку, судорожно и неопределенно взмахивают рукой и сразу же устремляются к тротуару наперерез идущему в прямом направлении транспорту, вынуждая водителей резко тормозить или круто сворачивать. Что же касается «полуманевра», то есть перехода из одного ряда в другой, например из левого в свободный правый ряд, то многие мотоциклисты вообще не утруждают себя подачей сигналов, хотя Правила требуют от водителя обязательной подачи сигналов маневрирования «...перед... каждым изменением места в рядах». Особенно грешат этим молодые водители, которые, не обретя уверенности в вождении, боятся снять с руля руку. Мы посоветовали бы им не выезжать на улицы с оживленным движением, не овладев в совершенстве навыками вождения, несмотря на то что в ГАИ после экзамена по вождению им удалось получить водительское удостоверение. Хочется напомнить водителям мотоциклов и совершенно обязательное требование: перед выездом ив пути проверять техническое состояние машины, обращая особое внимание на исправность тормозов, рулевого управления (передней вилки и руля), шин и приборов освещения и сигнализации. Зачастую еще происшествия на улицах идо ­ рогах случаются в результате плохого технического состояния машин. Редко можно видеть на мотоциклистах шлемы. А жаль. Шлем — надежная защита при несчастных случаях, авариях, столкновениях. Однако наши мо ­ тоциклисты почему-то неохотно им пользуются. Между тем во многих странах, особенно в ГДР, Чехословакии, Венгрии, водителю мотоцикла и его пассажиру запрещается ездить без шлемов. Думается, что и нашей госавтоинспекции следовало бы сделать обязательной езду на мотоциклах в предохранительных шлемах. Д . АБЕЗЬЯНИН, инструктор мотодела. тые и инструкторско-методические занятия, а также методические совещания. Показательные занятия обычно проводятся по новым и наиболее сложным упражнениям (вождение в распутицу, по песку, заболоченному лугу, лесным до ­ рогам, ночью и т. п.). Руководит ими наиболее опытный инструктор практического вождения. Цель таких занятий — раскрыть и наглядно показать организацию и материальное обеспечение урока, м е ­ тодику обучения. На них выявляются предложения по улучшению отработки упражнения и принимаются единые для всех инструкторов установки. Разбор показательного занятия не производится и оценка ему не дается. Открытые занятия можно проводить по каждому упражнению, привлекая _к этому любого инструктора. Цель таких занятий —• выяснить качество обучения и правильность применяемой методики.Общее руководство по проведению показательных и открытых занятий должен взять на себя начальник клуба или начальник учебной части. Методические занятия предусматривают повторение с инструкторами содержания упражнений, правил движения транспорта, изучение маршрутов движения, выработку правильной и единой методики обучения. Они обычно начинаются в классе, где руководитель показывает на схеме маршрут для выполнения упражнения, его особенности, места для отработки отдельных элементов, объясняет условия вождения, правила движения, время прохождения маршрута, содержание контрольного задания и оценочные критерии. Затем преподаватели выезжают по маршруту, где руководитель рассказывает о порядке и приемах обучения, указывает места для подачи команд, г о ­ ворит о возможных ошибках обучаемых и путях их исправления. Методические совещания с инструкторами целесообразно проводить в конце каждой недели. На повестку дня могут выноситься вопросы индивидуальной работы с обучаемыми, мероприятия по совершенствованию и изменению маршрутов, изучение программы и методических статей и другие учебные вопросы, Большая и почетная обязанность возложена на каждого инструктора при подготовке молодых водителей. И она будет выполнена тем успешнее, чем эффективнее мы используем каждый час, каждую минуту учебного времени. А. БОГАЧКИН, преподаватель.ШОФЕР-ДЕПУТАТШ оферс Иван Иванович Грачиков вместе другими активистами Редкин-ского поселкового Совета в выходные дни и свободные часы после смены занимается благоустройством улицы, приводит в порядок парк, строит спортивные площадки. Недаром общественность улицы Спартака, на которой живет депутат поселкового Совета И. И. Грачиков, награждена Почетной грамотой. Ивану Ивановичу Грачикову уже за пятьдесят, две войны прошел. Работа на транспорте, партийные поручения (он член цехового партийного бюро) — кажется, когда он успевает? А по вечерам Иван Иванович учится на шофера первого нласса. Если вы случайно на дороге увидите самосвал под номером КАБ 82—31, знайте, что за рулем этой машины сидит Иван Иванович Грачиков, депутат Совета, ударник коммунистического труда. О. ЦУКУР.пос. Редкино Калининской области.