в ни ЗАНОЙНА f—MW АВТОМОБИЛЕ i БЕЗ АВАРИИ ilas 1Читатель — журналНЕ РАНО ЛИ СТАВИТЬ ТОЧКУ!Среди редакционной почты нередко встречаются письма, в которых читатели благодарят водителей такси, доставивших забытые вещи по адресу, сдавших крупную сумму денег н милицию. К сожалению. бывают письма и другого рода. Читатель В. Костенко из г. Днепродзержинска рассказал о (возмутительном факте. В его семье случилось несчастье. Вызванный телеграммой, он вместе с женой поспешил на автовокзал. Рейсовых автобусов на Днепропетровск не было. .Тогда они решили уехать на такой. Но не тут-то было. Водители трех свободных машин заломили с них ровно в два раза. больше, чем полагается по счетчику. Когда В. Костенко попробовал упрекнуть водителей, те и вовсе отказались ехать. «Представьте себе, сколько жена пролила слез, — с горечью пишет читатель, — сколько затрачено нервов. Только через полтора часа водитель машины 48-81 ДНО согласился отвезти нас до Днепропетровска, но с условием, что мы оплатим холостой пробег». Редакция направила письмо в Днепродзержинский городской комитет народного контроля. Проверкой установлено, что водителем-хапугой оказался В. Бибик. Поступок его разбирался на общем профсоюзном собрании автоколонны. Оно вынесло В. Бкбику выговор и предупредило, что при повторении подобного нарушения он будет отстранен от работы на легковом транспорте. Излишне взятые шофером деньги за холостой пробег машины возвращены тов. Костенко Но точку ставить рано. Читатели вправе спросить: а как же поступили в коллективе с теми водителями, которые, к аки Бибик, отказались везти пассажиров и тоже норовили взять с них неположенную сумму? Напрашивается еще один вопрос: каков же уровень воспитательной работы в автохозяйстве, если сразу целая группа водителей грубо нарушила элементарные нормы обслуживания пассажиров?J-——.iVi*?^ -vсоЯ|1",ВНИМАНИЕ: ИНТЕРЕСНЫЕ КНИГИ!Серия «Транспорт» в издательстве «Знание»Можно лишь удивляться тому, что брошюры, выпущенные за последние три года издательством «Знание» в серии «Транспорт», до сих пор не были по достоинству оценены в автомобильной периодике. Каждая из брошюр заслуживает, безусловно, отдельного отзыва, но сейчас приходится говорить о серии в целом, чтобы решить прежде всего главную задачу — привлечь к ней внимание всех, кто неравнодушен к автомобилю. Задача эта весьма благодарная. Нет сомнения в том, что, начав листать, например, «Транспорт и время» Н. Синева и Г. Смирнова или «Человек и автомобиль» Ю. Долматовского, истинный автомобилист уже не отложит брошюры в сторону, пока не дочитает до конца. Он найдет з них не только новые сведения ифакты . Основным достоинством серии какрази является то, что ее авторы не просто информируют и поучают, но главным образом размышляютна страницах своих книг. вовлекая читателя в круг этих размышлений. И нужно быть человеком очень далеким от автомобиля, .чтобы удержаться от соблазна «потолковать» с такими осведомленными собеседниками, к ак Ю. Долматовский или И. Аксенов, автор книги «Кибернетика на транспорте». Дело тут, конечно, не в стилистических достоинствах той или другой книги или общей, характерной для всей серии, доверительной манере авторов излагать материал. Успех заложен в самом материале, в тематике, предлагаемой вниманию читателя. Достаточно уже перечислить названия брошюр, выпущенных и выпускаемых в этой серии. — «Электроника в автомобиле» А. Енина. «На автомобиле без аварий» В. Иванова, «В путешествие на автомобиле» Н. Акимовой и М. Гинцбурга, «Психофизиология водителя» В. Пушкина и Л. Нерсесяна, «Автомобильные дороги» В. Бабкова, «Массовый советский автомобиль» В. Соловьева, — чтобы увидеть, что речь идет о самых важныхи актуальных, самых интересных и близких сердцу автомобилиста проблемах сегодняшнего дня. Проблемах, трактуемых к тому же с позиций дня завтрашнего ис экскурсом в их историю. Несколько выпадает, правда, из этого ряда брошюра Л. Лифшица «Электромобиль», тематика которой неравноценна по актуальности и важности вышеназванным. При всех достоинствах электромобиль пока, в обозримом будущем, не располагает шансами на широкое, в какой-либо мере сравнимое с автомобилем распространение. Большая часть брошюр рецензируемой серии отличается солидностью аргументации и серьезным, подлинно исследовательским подходом авторов к освещаемой ими проблематике. Такова, например, книга В. Иванова со скромным названием «На автомобиле бел аварий». Это серьезное, написанное с публицистической страстностью ив то же время с завидной научной обстоятельностью исследование на тему, которая все более и более волнует умы автомобилистов «всех мастей», н ачиная от главных конструкторов ,и кончая рядовыми автолюбителями. Действительно, эпидемия дорожнотранспортных происшествий распространяетсяв мире сужасающей быстротой, унося уже сейчас ежегодно миллионы человеческих жизней. Что можно и должно противопоставить ей, дабы она не сковывала дальнейшего роста мирового автомобильного парка? Оперируя данными статистики, теории автомобиля, психотехнических и физиологических исследований водителей, — одним словом, данными всестороннего научного анализа, — автор приводит нас к простому и ясному выводу: все в наших руках, и вывод этот не повисает в воздухе, а подкреплен серьезными, убедительными, научно обоснованными рекомендациями по стратегии и тактике вождения автомобилей в различных дорожных условиях и жизненных ситуациях. Это тем более приятно отм&тмть, что брошюра В. Иванова написана на тему, у же не первый год усердно разрабатываемую другими авторами. На книжном рынке за последнее время появилось немало литературы по безопасности движения, представляющей собой по существу в разной мере подробное (но неизменно унылое!) переложение официальных правил. Брошюру Иванова выгодно отличает именно самостоятельность мышления, творческий подход к исследуемым явлениям. И поэтому назидательная фраза «шофер — не минер, но за рулем он также не имеет права ошибаться» воспринимается в устах автора не как некий, хорошо знакомый рефренк стереотипным нравоучениям, а как плод глубоких раздумий и зрелого анализа имеющихся возможностей. Интереснейшими «собеседниками» читателя-автомобилиста стали и авторы брош юры «В путешествие на автомобиле» Н, Акимова и М. Гинцбург. Если судить по стилю, брошюру следовало бы отнести скорее кжанру очерковому, нежели к научнопопулярному. Но наука здесь, безусловно, присутствует, хотя и говорит не языком формул и уравнений. Огромный опыт авторов перерастает масштабы обычной «житейской премудрости» автотуристов, он питает собой уже целую «систему взглядов», которой свойственны и глубина анализа, и обоснованность выводов. Преподанные в легкой, ненавязчивой манере притч и забавных (сколь и поучительных) историй, советы и рекомендации, которыми буквально насыщена эта книга, неизменно опираются на проверенные данные, солидны в своей технической основе. Разумеется, не все книги рецензируемой серии равноценны по своим литературным достоинствам. Так, автору «Электроники в автомобиле» А. Енину можно было бы пожелать большей легкости и популярности в изложении материала (рассчитанного, к ак сказано в предисловии, на автолюбителей), а И. Аксенову меньшей приверженности к интонациям служебной инструкции (достаточно сказать, что из 32 заголовков и подзаголовков его книги «Кибернетика на транспорте» в 27 упорно фигурирует одно и то же слово — «автоматизация»). В брошюре Акимовой и Гинцбурга встречаются неоправданные стилистические вольности. Но все это — частные недостатки. А в целом серия «Транспорт», выпускаемая «Знанием», вполне соответствует своей высокой издательской марке. Она действительно приносит автомобилистам много полезных и глубоких знаний, облеченных в интересную, доступную, по-настоящему научно-популярную форму. Ю. КЛЕМАНОВПо письму приняты меры УСЛОВИЯ ТРУДА УЛУЧШЕНЫЭто было горькое письмо. Прислали его водители Покровского районного объединения «Сельхозтехника» Днепропетровской области. Они рассказалио недостатках в организации ремонта и обслуж ивания автомобилей. Рассмотрением сигнала занималось по просьбе редакции областное объединение «Сельхозтехника». Как сообщил заместитель председателя объединения Г. Пархоменко, ф акты подтвердились. Все эти недостатки обсуждались на общем собрании работников автохозяйства. В настоящее время Покровским районным объединением «Сельхозтехника» приняты меры, направленные на улучшение условий труда водителей, упорядочение технического обслуживания и ремонта и обеспечение разогрева двигателей зимой. Намечены также мероприятия по общему улучшению использования автомобилей.ГРУБИЯН СНЯТ С должности«Заведующий гаражом Станкевич В. И. злоупотребляет своим служебным положением, груб с рабочими и водителями. Восемнадцать водителей уволилось, так как не смогли с ним работать. До каких пор он будет так себя вести?». Это строки из письма, которое прислали в редакцию рабочие гаража Раховского районного объединения «Сельхозтехника». Редакция обратилась в Закарпатский обком КП Украины с просьбой проверить тревожный сигнал. Секретарь обкома тов. Орос сообщил нам, что факты, изложенные в письме, подтвердились. За неудовлетворительное отношение к служебным обязанностям, грубость и нетактичность в поведении с рабочими Станкевич В. И. с должности заведующего гаражом снят.29