Опасное соседство. Так оценил в свое время на страницах журнала («За рулем», 1968, № 2) старший автоинспектор ГАИ СССР В. Новоселов посадки деревьев на обочинах автомобильных дорог. На примере Калининградской области он показал, наших • какую серьезную опасность и помеху водителям создают лесные великаны, стоящие вплотную кv вЫСШуПЛеНиО проезжей части дороги, как часто они становятся 1 ' невольными «соучастниками», а то и прямой причиной аварии. Где же выход из такого положения? Тов. Новоселов (он, кстати, выступал не как представитель ГАИ, а высказывал свои личные соображения) предлагал выкорчевать деревья, хотя бы на сложных и опасных участках дорог области.По следамНа дорогах всего светаАНГЛИЯВице-президент Королевского автомобильного клуба, как сообщает журнал «Автоспорт», обратился к 15 миллионам британских автомобилистов с призывом объединить усилия в кампании за решительное сокращение чрезмерных налогов на владельцев автомобилей. «Правительство должно принять решение о прекращении этого современного грабежа на большой дороге, — заявил он,. — и, чтобы побудить его это сделать, мы просим каждого автомобилиста в Великобритании принять участие в национальной кампании, которая проводится впервые». В течение прошедших восьми лет общая сумма налогов повысилась в три раза. Налог с владельца личного автомобиля поднялся с 12 фунтов 10 шиллингов до 25 фунтов стерлингов, а налог на бензин с2 шиллингов 6 пенсов до 4 шиллингов 4 пенсов. Общая сумма налоговых поступлений с 500 миллионов возросла до 1,5 миллиарда фунтов стерлингов, но только 300 миллионов фунтов из этой суммы правительство расходует на дорожное строительство.Мнения читателей по этому поводу разделились. Одни из них, подобно С. Елакову из г. Жуковский Московской области, пензенцу В. Панфилову, А. Соколовскому из г. Рыбинска, полемизируют с автором статьи, считая, что все беды происходят от высоких скоростей движения и неправильной установки дорожных знаков. Другие — рижанин А. Лысогорский, В. Флорианский из Владивостока и их сторонники — разделяют позицию В. Новоселова и находят предлагаемые им меры целесообразными. Кто же здесь прав? Что думают на этот счет специалисты-дорожники, к которым редакция и обращалась за советом, публикуя статью? Сегодня, подводя итоги обсуждения, мы предосташляем им слово. Вот официальный ответ на выступление журнала, полученный из Всесоюзного дорожного научно-исследовательского института Министерства транспортного строительства СССР. Его подготовили кандидаты технических наук Г. Вялобжеский — руководитель лаборатории зимнего содержания дорог и М. Телегин — начальник отдела ремонта и содержания дорог.ЕЩЕ РАЗ ОБ «ОПАСНОМ СОСЕДСТВЕ»В статье «Опасное соседство» правильно поднят вопрос о том, что деревья на обочинах дорог создают опасные условия для движения. Это подтверждается отечественной и зарубежной практикой. Даже если деревья находятся не на обочине, а рядом, их соседство опасно для проезжающих. По данным, например, французской статистики, 80 процентов автомобилей, не удержавшихся на дороге при аварийной ситуации, сталкиваются с придорожными деревьями, если они расположены ближе 1м от края полотна. Если деревья растут на расстоянии от 1 до 2м от него, этот процент снижается до 60, а при расстоянии свыше 2м — до 40. Из общего числа смертельных случаев при авариях 14 процентов приходится на долю происшествий, связанных с наездом на придорожные деревья. Кроме того, деревья, растущие близко у дорожного полотна, резко ухудшают обзорность на поворотах и видимость дорожных знаков. Их тени на проезжей части мелькают в глазах и нервируют водителей. Затенение замедляет просыхание дороги и способствует образованию гололеда. А листопад в осеннее время делает такие дороги особенно опасными. Корни деревьев, растущих на обочинах, разрушают дорожное покрытие. Если рядом с дорогой посажены фруктовые деревья, то возникает дополнительная опасность наезда на людей, занятых сбором урожая. Зимой при метелях деревья, стоящие близко к дороге, могут способствовать образованию сугробов и наносов на проезжей части, кроме того, они затрудняют механизацию работ по уборке снега. Наконец, красивые тенистые аллеи на обочинах дорог мешают их реконструкции и расширению в необходимых местах. Таким образом, ни у кого не вызывает сомнения, что деревья растущие вблизи проезжей части дороги, ухудшают безопасность движения и серьезно мешают механизации работ по содержанию дороги. Но это отнюдь не означает, что деревьям нуж но объявлять войну. Они приносят и много пользы: защищают дорогу от размыва снежных заносов и пылевых бурь, укрывают проезжающих от сильных ветров и просто украшают путь, делают поездку приятной. И противоречия здесь нет Нужно только правильно располагать посадки деревьев вдоль дорог. Декоративные посадки не представляют опасности, если они расположены не ближе 5м от бровки земляного полотна дороги. Если посадка состоит из густого кустарника, способствующего значительным снежным отложениям ее следует оаспо лагать еще дальше, в соответствии с разработанными для этого правилами и vr Но что же делать с лесными красавцами, растущими десятки лет на обочинах дорог? Как это ни печально, их придется потревожить. Если условия позволяют их нужно выкопать и пересадить на безопасное расстояние. Если это невозможно ' деревья должны быть выкорчеваны или спилены вровень с поверхностью обочин Ямы после пересадки или корчевания необходимо сразу же засыпать грунтом с послой ным уплотнением. В первую очередь такую расчистку нужно производить на участках с интенсивным движением и недостаточной шириной проезжей части ня кривых и пересечениях дорог в одном уровне. Итак, вопрос ясен. В условиях, о которых шла речь в статье, дерево — враг водителя. Таково мнение специалистов-дорожников. Однако читателей журнала, несомненно, интересует и другое: какие же практические шаги для устранения этой опасности были предприняты после выступления журнала? Как сообщили нам сотрудники Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог Российской Федерации, в апреле текущего года состоялось специальное заседание Калининградского облисполкома с участием дорожных организаций. Принято решение о разрядке посадок в опасных для движения местах. Кроме того, на реконструируемых участках дорог одновременно с уширением проезжей части деревья со стороны упшрения будут убираться.ЛОВИЯМИ. наоплоши и усСШАВсе большее распространение получают топливные баки из нейлона и других пластиков. Американские специалисты считают, что такие баки обладают рядом важных преимуществ перед металлическими. Они не только намного легче, но и отличаются более высокой динамической прочностью. Благодаря упругости нейлоновые баки безопаснее, так как при столкновениях автомобилей менее подвержены взрыву топлива, практически нечувствительны к высокой окружающей температуре и до определенной степени способны расширяться. Влага и сырость вообще не оказывают на них влияния, и они не подвергаются коррозии. Отмечается, что из таких баков бензиновые пары меньше улетучиваются. Хорошая деформируемость пластиков облегчает изготовление баков сложной формы, чтобы располагать их в автомобиле там, где имеется свободное пространство.ФРГЗдесь введена новая, более жесткая шкала штрафов за нарушение водителями правил уличного движения. При незначительных проступках на водителя налагается «предупредительный» штраф в размере до 20 марок. Максимальная же величина его, в случае преднамеренного нарушения дорожных правил — 1000 марок, при неумышленной, вследствие небрежности, неосмотрительности водителя — до 500 марок. Вот как дифференцирован, например, размер штрафа за превышение установленной скорости движения: за превышение на 10—20 км/час — 40 марок; на 20—25 км/час — 60 марок; на 2530 км/час — 90 марок; на 40—50 км/час150 марок; на 50—60 км/час — 200 марок; более 60 км/час — 300 марок.и