МАШИНУ!.'»••» »Г Строки Н•-•£: . $ , - * •'4* '•-?--*Ш&Г'"Р!^ПН...Вот как все это началось. По крайней мере, так объясняют жители со Спартаковской. Короче, с горем пополам я установил, что было. Гораздо труднее оказалось узнать, что будет. Для этого пришлось обратиться к более авторитетным источникам. Я побывал в магазине «Автомобиль», в союзных министерствах торговли и автомобильной промышленности, заходил даже в милицию. Мне рассказали, что стихийные очереди плодятся, как грибы после теплого летнего дождя. Где-то у Сокола записываются на «Волги», где-то еще — на «Москвичи» и «Запорожцы», но больше всего — на будущую продукцию строящегося завода в Тольятти. — Непорядок! — заявили в министерстве торговли и тут же объяснили мне, что такое порядок. Он предусмотрен «Правилами продажи населению легковых автомобилей... по предварительным заказам», действующими вот уже пятнадцать лет. По этим правилам магазин должен заблаговременно объявить покупателям о дне приема заказов на автомобили, принять заказы в пределах выделенных фондов, получить с покупателей деньги и, по мере поступления, вручать им оплаченные машины. Потом мы вместе с работниками министерства помечтали о грядущих днях. Промышленность выпускает запланированный миллион легковушек в год, машин все прибывает, и нынешние правила торговли ими утратят практический смысл. Покупатель, встреченный доброжелательно улыбающимися продавцами, войдет в роскошный магазинсалон и будет долго, привередливо выбирать себе машину по цвету и внешнему оформлению. Затем он прокатится на ней по испытательному полигону и, в силу покупательского каприза отвергнув ее, остановит свой выбор на третьей или четвертой. Мы даже зажмурились от удовольствия, до чего все хорошо будет! После этого мы попытались представить себе картинку переходного периода, так сказать, непосредственно продолжающую день сегодняшний. Промышленность набирает силы. Миллиона машин она пока не делает, но сотни тысяч уже выпускает. И вот магазин, согласно действующим правилам,объявляет населению, что на такое-то число назначен прием заказов. Тогда возникает ситуация, перед которой бессильна самая богатая фантазия. Задолго до назначенного времени у магазина соберется могучий коллектив заждавшихся покупателей, числом этак в несколько пехотных дивизий. Выделенный лимит не сможет удовлетворить и мизерной части гигантского спроса. По «аким же тогда признакам продавцы будут отбирать кандидатов в покупатели? Поздравлять тех, кто силой сумел пробиться к прилавку? — Непорядок! — поморщились работники министерства, но на этот раз уже не смогли объяснить, каким должен быть порядок. Вот поэтому яи недовыполнил редакционное задание. Вопрос, как быть дальше, повис в воздухе. Правда, вполне определенно и самым категорическим образом мне заявили, что никакие стихийные очереди не будут признаны официально. Это невозможно уже потому, что вначале надо удовлетворить многие тысячи давно зарегистрированных заказов. Со временем обеспечат и остальных, для того и строится завод на волжских берегах, но это дело будущего. Однако уже сейчас правила торговли автомобилями безнадежно устарели. Спрос неизмеримо вырос, и нужны новые, совершенно четкие положения, не оставляющие места для самодеятельности и ажиотажа. Стоит, вероятно, предусмотреть и временные меры на тот период, когда после длительного перерыва будет возобновлен прием заказов на автомобили. Может быть, на первых порах следует принимать их по месту работы покупателей, с помощью общественных комиссий. В общем, есть над чем подумать. Несомненно, что правильное решение будет найдено. Хотелось бы только, чтобы покупатели узнали о нем пораньше. Это самым действенным образом положит конец самостийным очередям и успокоит автолюбителей, готовых сейчас довериться любому инициатору с замызганной школьной тетрадкой, которая, кроме разочарования, ничего им гарантировать не может. В. ИНДИИВ Белорусском технологическом институте имени С. М. Кирова уже несколько лет работает кружок, готовящий шоферов-любителей. Им руководят квалифицированные преподаватели А. Гилеп, П. Щербина, В. Жигилей. При их участии оборудован класс теории автомобиля с разрезными и действующими агрегатами. класс правил движения, в котором размещены макеты улиц и перекрестков, электрифицированный стенд для тренировок и самоконтроля. Недавно более двухсот юношей и девушек получили любительские права. Экзаменационная комиссия ГАИ отмечает твердые знания студентов в теории и уверенные действия при практическом вождении. А. БЕЛОУСОВ,заместитель председателякомитета ДОСААФ Белорусскоготехнологического института имени С. М. Кироваг. Минск Я работаю шофером. На одном и том же автомобиле ЗИЛ-585Б вот уже двенадцать лет перевожу различные грузы. За это время мой ЗИЛ ни разу не ремонтировался капитально, хотя и прошел более 500 тысяч километров, причем последние два года работает с двухосным прицепом. Я надеюсь, что еще не один год потрудимся мы с ним. Хочу поблагодарить через журнал «За рулем» коллектив Московского автомобильного завода им. И. А. Лихачева за создание такого выносливого и добротного автомобиля. Э. МАЛЕЙ Минская область, г/п ПлещеницыВ Северо-Казахстанской области можно нередко встретить за рулем автомобилей женщин. Они перевозят зерно, овощи, корма, удобрения. В некоторых совхозах непрерывно работают курсы шоферов, где среди будущих водителей обучается немало жошцин-домохозяек.Нормировщица машинно-тракторной мастерской Таисия Зубкова и рабочая склада Анна Шанина из совхоза Ведовского тоже решили стать шоферами. Вождению автомобиля их обучает инструктор Василий Григорьевич Ушаков.А. РОЗЕНШТЕИНСеверо-Казахстанская область25