ПОБЕДИТЕЛИ ЕСТЬПОБЕЖДЕННЫХ НЕТф Впервые на селе На трассе однодневки владельцы личных мотоциклов ф) Интервью с участниками: здорово, интересно! Интервью с организаторами: доступно, полезно!У этих соревнований нет истории. По той простой причине, что они как раз должны положить ей начало. В этом, по существу, и заключался главный смысл «Первых однодневных соревнований сельских спортсменов на собственных мотоциклах на призы журнала «За рулем». Что такое в принципе «однодневка», спортсмены и любители спорта знаютмногодневка в миниатюре: дорожные соревнования на регулярность движения с достаточно высокой средней скоростью, где опоздание против графика и опережение наказываются штрафными очками, плюс дополнительные испытания, где зарабатываются положительные очки. Только здесь вместо пяти-шести — всего один день. В чем же новшество, так сказать, приоритет? В том, что это были соревнования специально для владельцев личных мотоциклов на селе. Когда в любом из клубов заводишь речь о массовом спорте, чаще всего это выливается примерно в такой диалог: — Мало спортивной техники, вот если бы дали хотя бы десяток спортивных мотоциклов... — Ну а привлекать владельцев мотоциклов пробовали? — А как же. Когда курсы кончают, каждый «фигурку» проходит. Вот и цифры охвата... — Да, но «фигурка» это как бы преддверие спорта. А дальше? Скажем, однодневка? — Вряд ли кто поедет. Каждый машину свою жалеет. Да и вообще «собственников» трудно поднять... Правда, при этом никто не возражает против того, что владельцы личных мотоциклов — основной резерв массового спорта, что спорт полезен для них самих, что он улучшает их водительское мастерство, дисциплинирует, учит грамотному обращению с машиной, а для молодежи он — важная составная часть подготовки к армейской службе, требующей в числе других и таких качеств. Массовое развитие мотеспорта, и прежде всего на селе, по-прежнему остается проблемой. Не случайно массовость является главнейшим лозунгом, начертанным на знамени V Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. А то обстоятельство, что она посвящена 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, налагает особую ответственность на всех, кто участвует в ее подготовке. Из этих посылок и исходили устроители однодневки — редакция журнала «За рулем», которая выступила инициатором, Киевский обком ДОСААФ и Украинская республиканская федерация мотоспорта, взявшиеся провести такие соревнования. От них ожидали многого: они должны были показать практическую реальность вовлечения в спорт широкого круга владельцев машин и дать опыт в организации подобного рода мероприятий. Забегая вперед, скажем, что ожидания оправдались с лихвой. А теперь — по порядку. коме ДОСААФ со всеми нужными пояснениями получили председатели комитетов шести районов, намеченных к участию в соревнованиях. Проведение однодневки поручили Богуславскому райкому ДОСААФ (председатель Н. Пономаренко) и автомотоклубу (начальник Д. Суходольский), располагающему достаточно опытным активом и необходимой базой. Организаторы справились с возложенной на них задачей. Большую помощь оказал им председатель ФМС Украины Л. Братковский. Он выезжал на место, готовил трассу, а затем возглавил судейскую коллегию, половину которой составили киевляне. В районах готовились к этим первым соревнованиям по-разному. Одни председатели положились на «испытанный» метод телефонной директивы. Другие посчитали, что без личной инициативы, без непосредственного общения с будущими участниками соревнований успеха не добьешься. Мы взяли короткое интервью у председателя Кагарлыкского райкома ДОСААФ И. Дрыня, чья команда явила собой образец организованности. — Зная, что зачет будет по результатам 15 лучших участников, мы загодя поговорили с возможными кандидатами, без всякого нажима, полностью соблюдая принцип добровольности. Желающих оказалось 89 человек — это примерно 10 процентов владельцев мотоциклов в районе. Из них предварительно отобрали 25. Организовали медкомиссию, страхование — все как положено. Как следует изучили условия соревнований. Сделали для всех единую форму — комбинезоны с эмблемой. Избранный капитан команды вместе с участниками проверил машины. И вот, как предусмотрено распорядком соревнований, ровно в 10.00 накануне старта мы в Богуславе — готовы к заправке, техосмотру и постановке 19 своих мотоциклов в закрытый парк. Главный судья познакомил участников со всеми деталями мотоциклетного многоборья. Кстати, начинающие спортсмены, многие из которых до этого слабо представляли себе, что от нихДостартаЗаблаговременно было разработано положение, которое на совещании в обНаiKB-1. Отметка сделана — можно продолжать путь. соревнование — стрельбаПервое дополнительноелч tea шштшшх-Ж Шли** ^JkMiЦ КП Ю ИА НГ£Х,ЗМЛМПi. , -». -. . -^требуется, н ачаливходить во вкусуже во времяобъясненийизадаликучу вопросов, к оторыесвидетельствовалио том, что они со всей ответственностью и интересом относятся к делу. Но вот все вопросы «утрясены». Участники устроились отдыхать (для этого все было подготовлено заранее ) , а мы заглянем в мандатные списки и сделаем небольшие выкладки. 62 человека готовы кстартув классе 350 см 3 , 28 — в классе 175 см 3 . В ихчисленаИЖах — 39, н а «Явах» — 16, н а « П аннонии » — 7, н а «Восходе» — 18, н а «Ковровцах» — 6, н а «Вятке» — 2. П овозрасту : 1 919 — 1 930 года рожд ения — 7, 1 931 — 1 940 — 37, 1 941 — 1950 — 3 8 , 1 951 — 1 952 — 6. 38 — к олхозники (в том числе20 — м еханизаторы ) , 27 — р абочиеместныхпредприятий , 10 — в одители , 8 — инж енерно - т ехническиеработникии служ ащие , о динучитель , один врач, трое учащихся.» ЩЙ .•вый спортсмен. Последнее дополнительное соревнование — т ри броска гранат ы на дальность, о тметка на финишном KB — и остается ждать результатов... Вот iBce подсчитано . С тартовали 88 человек . Ф инишировали 77, из них «по нолям » 46 — д ля первого разанеплохо . Т равм нет. М ашиныцелы .Команда Богуславского района — победитель соревнований. Крайний слева — председатель райкома ДОСААФ Н. Пономаренко, рядом с ним — капитан команды А. Баченко. очень "нужны, особенно для молодежи. Они закаляют волю, прививают навыки, которые необходимы защитнику Родины. Тут и умение преодолевать трудности, и метко стрелять, и бросать гранату. Посмотрите на ребят — сколько в каждом спортивного задора, бодрости. Хоть снова выходи на старт. Председатель Богуславского райкома ДОСААФ Н. Пономаренко: межрайонные соревнования на личных мотоциклах — хорошо придумано. Это было полезно и тем, кто готовится к службе в армии и тем, кто находится в запасе. Теперь можно смело сказать — соревнования удались. Сейчас нам виднее, какое это важное дело, и вместе с тем, как много еще предстоит сделать, чтобы по-настоящему привлечь сельских мотоциклистов к спорту. Многие участники соревноваПосле финишаТоржественное закрытие соревнов аний здесь же, н астадионе . Д ождькончился . Светит солнце — под стать общему настроению. Перед строем участников один за другим выходят к пьедесталу почета победители. Переходящие кубки журнала и обкома ДОСААФидипломЦКДОСААФ принимает капитан команды Богуславского района А. Б аченко . Всего 3штраф ­ н ыхочкана 15 зачетников — отличн о ! С ильнейшимвличномзачете вручаются призы журнала и обкома ДОСААФ . П одушеимпришлись мотоциклетные шины, спортивные костюмы и комбинезоны, подаренные обкомом. Короткие интервью. Капитан богуславсной команды А. Баченко: как прошли соревнования? — Очень хорошо! Мне, да и всем нашим. сильно понравились. Радостно, что мы завоевали первое командное место. Значит, не даром старались. Теперь знаем. к акие требования предъявляются к участнику однодневки. В будущем, если такие соревнования состоятся, гораздо больше мотоциклистов нашего района выйдет помериться силами в мастерстве вождения, стрельбе, метании гранаты. Капитан таращанской команды В. Котеленец: несколько лет у меня мотоцикл. Каждая поездка доставляет большое удовольствие, но с таким интересом, к ак на этих соревнованиях, ездил, пожалуй, впервые. Тут и расчет времени и оценка пути нужны постоянно. Победитель соревнований в классе 350 см 3 П. Кобыш: страсть к езде на мотоцикле зародилась у меня давно. Научился я управлять машиной задолго до получения прав на вождение — у брата был мотоцикл. В прошлом году окончил курсы при автомотоклубе, и отец с братом купили мне мотоцикл. Мечтал принять участие в соревнованиях, чтобы проверить себя, самому поучиться у других. А тут узнал, что у нас состоятся однодневные соревнования. Пришел в райком ДОСААФ и попросил включить меня в команду. Очень хочется стать настоящим спортсменом-мотоциклистом. В клубе обещают привлекать меня на соревнования. В этом году заканчиваю школу, думаю поступить в машиностроительный институт. Буду учиться, а свободное время посвящать мотоциклетному спорту. Обладатель приза «Самому старшему участнику, успешно закончившему соревнования» С. Постойко: мне уже пятьдесят, и все же решил я принять участие в соревнованиях. Думаю, давай — проверю себя, есть ли еще порох в пороховницах. И не жалею, что поехал. Трассу прошел без штрафных очков. Как участник войны, бывший танкист, могу сказать, что такие соревнованияОт старта до финиша6.56. У КВ-О участникпод № 1 — к апитан богуславцев А . Б аченко . В 7.00 он отправляетсяв 180-километров ый путь, к оторыйдолженпройти со средней скоростью 42 км / ч ас (это норм адлякласса 350 см 3 , а для175см3 — 40 км / ч ас ) . К ажется , н ичеготрудного . Но третьтрассы — б улыжные дороги, м естамиизрядновыбитые , т ри больш ихобъезда по грунту , к томужеещевскореначнетсядождь . Т акчтов общ ем не оченьлегко , х отяи не надо гнать с опасной для начинающего спортсмена или запрещенной на ряде участков скоростью. Р овночерезминутустартует второй, п отом третий... Отправимся за ними на стрельбище. Один за другимподъезжают участник и . Т оропятся — н адонавсякий случ айсоздатьзапасвремени . Это уже усвоили. А тир порой задерживает их. Собирались сделать сменные кассеты смишенями да не сделали . И вот теперь — о ткалываюткаждуюмишень от доскииприкалывают . Н еплохо бы и брезент положить , ч тобызряодеждулюди не пачкали . Две маленькие , н о неприятные детали. П оедемдальше по трассе . КП, и тут же — с коростнойподъем . Все идет четко. Вот иКВ - 1 . В ременамиобразуетсянебольшаяочередь . У частникиеще нео пытны , кое-кто отстаиваетсяу белого флага , а судьи недостаточно помогают им . В остальном все идет нормально... Ч ерезчетыречаса после стартанабогуславскомстадионепоявляется перМетание гранаты — тание перед финишем.7