КАК ХРАНИТЬ АККУМУЛЯТОРЭтот вопрос задают И. Агафонов из г. Узловая, А. Никитский из Казахстана и многие другие читатели. Автомобильную кислотную аккумуляторную батарею, которая была в эксплуатации, хранить нужно только с залитым электролитом в полностью заряженном состоянии. Если сл'Ить электролит, возможно выпадение активной массы из решетки пластин и их коррозия. Температура помещения, где вы будете держать батарею, должна быть в пределах от 0 до минус 30 градусов. При такой температуре значительно уменьшается коррозия пластин и саморазряд аккуму ­ ляторов. Зимой в средней полосе можно не снимать батарею с автомобиля, поставленного на консервацию, но надо обязательно отсоединить клеммы проводов. Периодически проверяйте состояние батареи нагрузочной вилкой или замеряйте плотность электролита ареометром. Если заряженность будет падать, подзарядите батарею «до полного». Электролит малой плотности при температуре минус 25 — 3 0 градусов может замерзнуть и разорвать банки. Если надо далеко везти аккумулятор, электролит из него следует удалить, предварительно полностью зарядив батарею. Чтобы слить электролит, батарею опрокидывают и держат в таком положении не менее двух часов. Затем нужно плотно закрыть ее пробками и тщательно протереть все наружные поверхности тряпкой, намоченной в 10-процентном растворе нашатырного спирта. Новые, не бывшие в употреблении, сухозаряженные аккумуляторы хранят, не заливая электролитом.ной дороге несколько возрастет, хоть и не тан значительно, чтобы заметно ухудшить проходимость автомобиля. Кстати, для обычной легковой машины это качество не является главным. При создании же специальных автомобилей повышенной проходимости конструкторы, к ак правило, делают колеи колес одинаковыми. Пример — всем известный ГАЗ-69. у которого колея и спереди и сзади — 1440 мм. На прежних моделях задние сиденья находились в зоне колесных ниш, и увеличение задней колеи помогало сделать их более широними. 'Позже пассажирское помещение на многих моделях все больше перемещалось вперед, в зону между осями. Заднее сиденье уже не было так стиснуто нишами. Зато ниши передних колес начали мешать (в первую очередь на микролитражках) ногам водителя и сидящего рядом с ним пассажира. Пришлось немного расширить переднюю колею. Это видно из приведенных ниже данных. У большей части современных легковых автомобилей незначительным расширением колеи передних колес удается несколько увеличить угол их поворота, что очень важно для маневренности, особенно в городских условиях. Порой иногда достаточно на 15 — 2 0 миллиметров разнести передние колеса по ширине, чтобы избежать слишком тесного соседства ниш , подрамника, деталей подвески и рулевого управления. «Москвич-401» (1947 г.) ГАЗ-12 (1950) «Волга» ГАЗ-21 (1956) «Москвич-408» (1964) ЗАЗ-966 (1967) «Волга» ГАЗ-24 (1969) «Рено-16» (1965) СИМКА-1100 (1967) Колея колес, мм передних задних 1105 1168 1460 1500 1410 1420 1237 1227 1220 1200 1470 1420 1340 1290 1370 13101 Справочная 1старых, приработавшихся н канавкам поршня и ступенькам. Все это приводит к тому, что при движ ении поршня к мертвым точкам верхнее или нижнее кольца ударяются о ступеньки поясков цилиндра и вызывают стук. По мере эксплуатации кольца и ступеньки прирабатываются и стук исчезает. Понятно, что чем больше изменилось положение цилиндра после установки, тем длительнее будет приработка. Стуков можно избежать. Для этого надо перед установкой снять с цилиндра пояски заподлицо с зеркалом. Проще и быстрее всего это можно сделать на токарном станке. Вручную пояски снимают напильниками и шаберами. Работа эта требует большой точности, инструмент не должен касаться зеркала цилиндра. Чтобы кольца не задевали за края окон цилиндра, притупляют острые нромки колец и окон, снимая с них фаску 0,2 — 0,3 мм шабером и мелкой шкуркой .НЕ ВСЯКОЕ ГОДИТСЯМногих читателей интересует, к акие масла подойдут для смазки гипоидного заднего моста «Москвича», можно ли для этого пользоваться любыми маслами с маркой «гипоидное». В картер заднего моста «Москвичей» моделей «412», «408», «403» и «407», имеющих гипоидные передачи, следует заливать масло для гипоидных передач ГОСТ 4003-53. Гипоидное масло по ТУТНЗ № 128-63 с присадкой ХЛОРЭФ-40 не взаимозаменяемо с этим маслом, и применять его вместо рекомендованного нежелательно.ПОДОЙДЕТ И ДЛЯ «ПОБЕДЫ»Ленинградец В. Евграфов спрашивает, можно ли использовать для ремонта автомобиля «Победа» опрокидыватель-«колыбельку», предназначенную для «Волги». Поскольку оба автомобиля имеют одинаковую базу (2700 мм) и сходную конструкцию подвесни передних и задних колес, то «волговская колыбелька» годится и для «Побед».ДЕЛО В ТЕХНОЛОГИИНекоторые читатели спрашивают, почему не делают основание кузова и другие наиболее подвершенные коррозии части автомобиля из нержавеющей стали. Основная причина < недостаточная — пластичность нержавеющей стали. Это не позволяет, используя современное оборудование и технологию, изготовлять из нее методом штамповни крупные панели с довольно сложной конфигурацией и глубоко выдавленными частями. Немаловажна также высокая стоимость нержавеющей стали. Для защиты кузова от коррозии на заводах применяют особую химическую обработку перед онраской («бондеризация»), грунтуют кузова в специальных ваннах, используют электрофоретический метод грунтования и окраски, наносят на нижние поверхности кузова специальные мастики. Комплекс этих мер обеспечивает надежную защиту кузова от коррозии в течение нескольких лет.КАНАВКА НА УПОРНОМ КОЛЬЦЕП. Костиненко из г. З апорожьеи других читателей интересует, как должно располагаться в главном тормозном цилиндре «Москвича-407» упорное резиновое кольцо клапана избыточного давления. Отвечают специалисты АЗЛК. Канавка на упорном кольце клапана избыточного давления главного тормозного цилиндра «Москвича-407» служит для свободного прохода тормозной жидкости в полость цилиндра, когда усилие с педали тормоза снято. При нажатии на педаль тормозная жидность проходит н колесным тормозным цилиндрам через отверстия в корпусе клапана избыточного давления. Поэтому расположение канавки упорного кольца по отношению к корпусу главного цилиндра никакого влияния на работу тормозов не оказывает. Кольцо можно ставить канавкой в любом направлении.ХРОМИРОВАННЫЕ И ЛУЖЕНЫЕА. Рослов из г. Воронежа, Г. Иваницкий из Ленинграда и многие другие читатели просят рассказать , к ак по внешнему виду отличить хромированное поршневое кольцо от луженого ивкаком порядке следует устанавливать их на поршнях «Запорожца» и «Москвича-408». Отвечают специалисты НАМИ. Рабочая поверхность хромированного поршневого кольца блестящая. Если попробовать поцарапать ее острой"гранью шабера или какого-либо другого инструмента, на пленне хрома не останется следов. Луженые кольца более темные, матовые. На такой поверхности от острия останутся заметные рисни. На поршне двигателя МеМЗ-966 (автомобиль «Запорожец») т ри кольца — два компрессионных и маслосъемное. Верхнее компрессионное — хромированное, нижнее — луженое. До 1968 года маслосъемные кольца этого двигателя делали из чугуна, после начали ставить сборные стальные. На поршнях двигателя «Москвич-408» по четыре нольца. Верхнее из трех компрессионных — хромированное, два след ующих — луженые. Маслосъемные кольца этого двигателя чугунные.ВИНОВАТ ПОЯСОКМногие мотолюбители жалуются на стуки в цилиндре после замены порш невых колец и спрашивают, отчего возникают эти стуки икак от них избавиться. При движении поршня в цилиндре от одного до другого крайнего положения верхнее и нижнее поршневые кольца не доходят до соответствующих «краев» цилиндра на несколько миллиметров. В процессе эксплуатации диаметр цилиндра увеличивается (вследствие истирания его кольцами), тогда как диаметр поясков у его «краев» остается прежним. В результате пояски образуют ступеньни. Верхний поясон более заметен — он покрыт слоем нагара, а образуемая им ступенька больше нижней. Что же происходит после установки колец? Во-первых, при затяжке гаек крепления цилиндр меняет свое положение относительно поршня. Если прокладка старая, то цилиндр может сесть ниже, если новая — выше. Те же результаты получаются при установке самодельных прокладок, отличающихся по толщине от старой. Во-вторых, новые кольца чуть вышеАВТОМОБИЛЬ ГОДАРяд читателей обратился в редакцию с вопросом — проводится ли ежегодный конкурс на «лучший автомобиль мира»? Голландский автомобильный журнал «Ауто-Визи» ежегодно проводит анкету под названием «Автомобиль года». В ней принимают участие около пятидесяти технических обозревателей, сотрудничающих в ведущих автомобильных журналах мира. Цель этой анкеты — выявить, к а ­ кая же из новых моделей легковых машин наиболее совершенна по конструктивному решению. Впервые «Ауто-Визи» провел свою ан ­ кету в 1965 году. Титул «автомобиля года» был присужден французскому «Рено-Р16». Следующим этой чести удостоился ФИАТ-124. НСУ Ро 80 стал лауреатом . конкурса 1967 года, а в прошлом году пальма первенства вновь досталась французскому заводу — за автомобиль «Пежо-504».ПРИЧИНА - УДОБСТВОкомпоновкиА.Вуркот из г. Кингисеппа и некоторые другие читатели спрашивают. почему колея передних и задних колес легковых автомобилей почти никогда не совпадает. Их смущает, что при таком расположении колес должно увеличиться сопротивление качению при движении по песку, грязи, снегу. Да, действительно, в этом случае сопротивление качению при езде по гряз27