Существует ряд объективных факторов, 'которые три известном стечении обстоятельств могут повлечь аварию. К ним можно отнести сложные дорожные условия, недостатки в конструкции, затрудняющие действия водителя, и другие. Однако, как показывает статистика, причины большей части аварий и катастроф we I плохих дорогах ИЛИ неB совершенной технике, а связаны с человеком, управляющим машиной, -и нередко являются .чисто .психологическими. 'Вот о них и пойдет речь. Любому шоферу 'известно, что неосторожная и быстрая езда чревата опасностями, .и тем не менее многие легко идут на .превышение скорости, нарушение травил обгона и т. д. Как это объяснить психологически? Между реальными (возможностями водителя и его решениями часто 'существует определенный ipaspbie. Нередко водитель решителен там, где следовало бы 'проявлять осторожность. Это 'главным образом результат ошибочной самооценки и неверного восприятия дорожной обстановки то «исто психологическим .причинам. Даже очень хорошие шоферы, 'имеющие многолетний опыт безаварийной работы, в эксперименте совершали такие ошибки. Например, брались проехать через ворота, которые были уже автомобиля. Зрительное восприятие пространства у разных людей различно, и мы нередко можем столкнуться с человеком, у 'которого наблюдается ярко выраженная тенденция к переоценке пространственных промежутков. А как установить это? Вот простой психологический опыт. Перед автомобилем ставятся два вертикальных деревянных бруса белого цвета. Расстояние между ними сантиметров на 20 меньше ширины автомобиля. Шоферу дается задача проехать с любой скоростью через эти «ворота» (при этом размер «ворот» ему неизвестен), на что отводится пять попыток, но перед началом опыта он должен сказать, в скольких случаях проедет, не задевая бортами за брусья. Ответ явится своеобразной оценкой его решимости. Если шофер считает, что легко сможет проехать все пять раз, то «ворота» суживают, если он полагает, что не проедет, то «ворота» делают шире. Так находят наименьшую ширину «ворот», при которой у шофера сохраняется уверенность во всех пяти попытках. Проехав через «ворота» (и, конечно, свалив их, если они остались уже автомобиля), ш офер вновь возвращается на исходную позицию и повторяет упражнение при расширенных «воротах». И так, пока не проедет их. 'В воспитательной работе с водителями надо обязательно иметь в виду психологические причины самоуверенности .и лихачества. Каждый, кто управляет автомобилем, должен понять, 'что существуют недоступные непосредственному наблюдению, скрытые, внутренние процессы в организме, которые могут отразиться на .качестве его работы. Хорошо, если такие беседы будут сопровождаться демонстрацией таблиц, графиков, фотографий, а может быть, и кинофильмов. Еще более действенны и показательны практические проверки способностей шофера в различной дорожной обстановке. Они не только обеспечивают понимание и переживание тех или иных ситуаций,АВАРИЙ и ПСИХОЛОГИЯно и помогают формировать правильные приемы вождения. Испытания, подобные описанному, можно проводить в часы досуга как соревнования на личное первенство среди водителей. Их результаты должны интересовать руководителей автохозяйств. Водитель, который чаще проявляет решимость .проехать через 'ворота более узкие, чем его автомобиль, требует особого .внимания .со стороны администрации. Да и ему самому надо знать об особенностях своего восприятия и быть осторожным всегда, когда дорожная обстановка не знакома .во всех деталях. Кстати, чехословацкими психологами этот эксперимент был проведен и для подтверждения того, «то алкоголь резко 'снижает способность человека правильно оценивать обстановку. Взгляните на таблицу, и вы согласитесь, что даже малая доза алкоголя снижает уровень водительского мастерства ив то же время усиливает желание «рискнуть» за рулем. Шофер, принявший 50—60 г алкоголя, может не обнаруживать у себя признаков опьянения, и все же не осознаваемые им физиологические изменения непременно произойдут. Они повлияют «а его ориентировку в пространстве, могут повести к ошибкам и аварии. А ведь многие считают опасным лишь явное опьянение. Причиной происшествия иногда мо^ жет быть перенос навыков, приобретенных в одних условиях, на действия в совершенно иной обстановке. Порой даже опытный шофер проявляет растерянность т непривычных обстоятельствах. Вот один пример. Водитель, работавший до этого только на асфальтированных дорогах, проезжал через незнакомую деревню. При повороте с одной улицы на другую ему предстояло преодолеть песчаный участок. Он увидел песок на расстоянии, вполне достаточном для принятия решения, соответствующего данной дорожной обстановке. Но он этого не сделал. Машина продолжала двигаться быстро (около 40 км/час на высшей передаче). Когда передние колеса попали в песок. автомобиль бросило в сторону. В этот момент шофер от неожиданности растерялся и вместо того, чтобы постараться предотвратить снос машины, бросил рулевое колесо и снял ноги с педалей. ,К счастью, все обошлось: машина в глубоком песке сразу потеряла скорость и остановилась в нескольких сантиметрах от угла дома. Шофер потом сам не мог понять. почему он бросил управление.Типичный пример отсутствия опыта вождения автомобиля в конкретной ситуации. Так что общий водительский стаж, по которому часто судят об опытности шофера, еще не создает верной картины. Отсюда важный практический вывод: перед рейсом по незнакомой дороге необходимо не только предупредить водителя о наличии тех или иных опасных участков пути, но и проверить знание приемов их преодоления, а если надо, то и подробно проинструктировать отдельных водителей. Одной из самых опасных предпосылок ,к авариям является утомление и связанные с ним потеря остроты восприятия .дорожной обстановки, замедление реакции, инертность мышления, сон за .рулем и даже зрительные галлюцинации. При выполнении срочного задания шоферам одной из автоколонн пришлось работать очень напряженно. Трудились самоотверженно, почти без отдыха, на усталость не жаловались. Бывшие солдаты говорили, что работают, как на фронте. До поры до времени все шло нормально. И вдруг случилось несчастье: шофер Бодунов врезался ночью в стоящую машину. груженную лесом. Облицовка, радиатор, капот и ветровое стекло были разбиты, сам шофер, к счастью, отделался царапинами. Первой реакцией Бодунова было удивление (уже затем наступили другие переживания): каким же образом он оказался позади машины с лесом, тогда как только что (секунду назад, как ему казалось) ехал в колонне вслед за машиной своего товарища. На самом деле он, утомленный почти непрерывной двухсуточной работой, то и дело засыпал за рулем, где-то, километра полтора назад, не заметил, как вся колонна повернули, и продолжал двигаться прямо, пока не наткнулся на стоящую машину. Почему же Бодунову казалось, что он все время видел перед собой автомобиль своего товарища? Что произошло за эти несколько минут, в течение которых он проехал около полутора километров? Спал он или бодрствовал? Ответ на это дают психологи. Исследованиями доказано, что при постоянном напряжении зрительное внимание ослабевает. Особенно в тех случаях, когда человек мало спал. Правда, усилием воли его можно поддерживать на определенном уровне, но при длительном и монотонном движении этот уровень не сохраняется достаточно долго. Через некоторое время снижение зрительного внимания переходит в оптическую иллюзию. Часто водители во время продолжительной и утомительной поездки ясно «видят» не существующие на дороге предметы и людей. Психологи, занимавшиеся транспортными проблемами, считают, что зрительные .галлюцинации вызываются главным образом утомлением, а иногда сонливостью. Галлюцинации очень опасны, и шоферов надо обучить способам борьбы с ними. Простой совет, который может уберечь от неприятностей: если только вы заметите появление зрительных иллюзий, то лучше сразу съехать с «порот», мм,Минимальная ширина Применение алкоголя, г через которые шоферы пытались проехать 2420 2378 2332через которые им реально удалось проехать 2607 2612 2623О 57 17023