дороги и вздремнуть 10—20 минут или сделать несколько физических упражнений. Но эффективнее, разумеется, бороться с первопричиной аварий — утомлением. Утомление организма наступает по физиологическим законам и потому не всегда совпадает с психологическим его проявлением — чувством усталости. Другими словами, утомленный человек может какое-то время субъективно не испытывать потребности в отдыхе. Чувство ответственности, желание во что бы то ни стало завершить вовремя .рейс, боязнь отстать от товарищей и т, д. создают определенное психологическое напряжение, доминирующее над чувством усталости, подавляющее его. Но это не значит, что утомление не влияет на работу водителя независимо от того, осознается это или нет. Иногда .бывает и наоборот: чувство усталости наступает .раньше, чем объективные изменения в организме, свидетельствующие об утомлении. Обычно это случается, если работа однообразна, если водителю приходится находиться в относительном бездействии {ровная, прямая дорога, однообразный окружающий .пейзаж), но может иметь место и при непривычной работе в новых условиях. Все зависит .от остроты психологического переживания шофером неудобств, вызванных монотонностью или, наоборот, новизной задания. Самый действенный способ —• профилактика, правильная организация ггруда и отдыха. Результаты исследований в СССР и за рубежом говорят о том, что для водителей 10—11 часов являются пределом .рабочего дня. Частные способы предупреждения аварий, возникающих из-за утомления, в целом знакомы опытным автомобилистам. Это правильное чередование движения и остановок, физические упражнения, короткий сон, несколько реплик, правильный микроклимат в кабине, умывание холодной водой и т. д. Надо непременно знакомить молодых водителей с этими способами, учить им . Можно порекомендовать отдельные виды опорта, которые позволяют развивать определенные психические функции, обязательные для профессиональной закалки шофера. Например, для развития пространственного восприятия и скорости реакции полезны настольный теннис, фехтование, лыжи, а футбол, хоккей, волейбол, ручной мяч и баскетбол учат распределению внимания. Лучшим средством сделать подвластными эмоции, или, как говорят, укрепить нервы, является плавание. Но главное -— правильная организация труда. 'В заключение вернемся к мысли, с которой начали эту статью. Учитывать психологические факторы дорожных происшествий необходимо. Они 'играют роль не только в установлении истинных причин аварий, виновности или невиновности водителя, н о главным образом в предупреждении всяких несчастий на автомобильных дорогах. В. БАДМАЕВ, кандидат психологических наукI. В каком ответе перечислены все транспортные средства, которым разрешено движение в направлениях, показанных стрелками!V. Кто должен уступить дорогу*69 \ ВВ ббббвгпппппгпglUgJB^^BBBBбббВВ ВВВбБедист трамвай, грузовой автомобиль 1 грузовой и грузовой легковой автомобиль автомобили 23 действует 15водитель автомобиля 16VI. Какой путь для остановки правильный?II. На какое расстояние этот указатель!<ГЖ1ГЖТ1i iiiiiiliiiiii iS ! !EuEuffiiqна 150 м до ближайшего до следующей перекрестка трамвайной остановки 456 111. В каком направлении разрешено движение! только А 17 только Б 18 оба 19 VII. Какой из показанных здесь знаков действует до первого перекрестка!q202122<прямо J1 прямо направо направо направо ив обратном направлении 89 10VIII. На каком рисунке изображена «Граничная линия»!q<IV. С какой максимальной скоростью можно двигаться этим автомобилям!на левом 23на правом 24X2450 км/час И.60 км/час 1270 км/час 13с любой безопасной скоростью 14ПОПРАВКА В предыдущем выпуске задач («За рулем» № .11) допущена ошибка. В первой задаче правильный ответ не № 1. а № 4. Редакция приносит извинения читателям.