Под декабрьским листком «Календаря автолюбителя» читатели не найдут знакомого имени: М. Гинцбург. Оборвалась жизнь одного из старейших авторов «За рулем», страстного пропагандиста моторизации, человека высокого мужества. Всю свою жизнь Матвей Григорьевич Гинцбург отдал людям, связавшим себя с миром моторов. Для них он писал свои книги, брошюры, статьи, для них создавал консультационные пункты, изобретал, творил. И трудно было поверить, что этот человек, заряженный могучей энергией, водивший мотоцикл как заправский гонщик, участник авторалли и автопробегов. неутомимый автопутешественник с юных лет навсегда оказался лишенным возможности самостоятельно передвигаться. Но он принадлежал к людям, которых воспитало наше советское время и над которыми не властна даже самая тяжкая болезнь. Ноги ему заменил мотор, и он остался в строю.КАЛЕНДАРЬ АВТОЛЮБИТЕЛЯДЕКАБРЬПоследний месяц года — первый месяц официальной зимы. У автолюбителей, помимо этих общечеловеческих забот, есть еще свои, только им ведомые. И у тех, кто стоически преодолевает каверзы зимней эксплуатации машины, и у тех, кто «на приколе». Правда, в декабре поспокойнее, чем в марте, когда приятный для всех звук весенней капели неуклонно предупреждает о приближении техосмотра, или в августе, когда до отпуска остается неделя, а нужно еще успеть сделать кучу дел. Можно не спеша обсудить с друзьями все автомобильные радости и неудачи, поделиться опытом подготовки к дальним пробегам, путевого ремонта, показать отснятый в дороге фильм. Короче говоря, декабрь — месяц, на который у автомобилистов свои расчеты. «Старики» — не годами, а опыт ом — просвещают новичков, и все доброжелательно внимают самым, казалось бы, невероятным «байкам», Но разговоры разговорами, а для многих ив декабре хватает дела. Зима как раз подходит для капитальных работ по двигателю и коробке передач. Автомобиль стоит, а снятые и определенные в удобное место агрегаты проходят тщательную ревизию. Полезно очистить от нагара впускной и выпускной тракты двигателя. Если позволяет оборудование и квалификация, нужно сгладить неровности на [внутренних стенках коллекторов, придать каналам более плавную форму, скруглить острые переходы. Эта операция, которую проводят обычно специальными шарошками с гибким валом, требует внимания и осторожности — порой можно увлечься и «прогрызть» стенку водяной рубашки. Тогда придется искать новый коллектор. Но, как говорится, игра стоит свеч — гладкие стенки и плавные линии переходов каналов, по которым идет рабочая смесь или отработавшие газы, не создают дополнительного сопротивления потоку, наполнение и очистка цилиндров существенно улучшаются. Три-четыре лошадиных силы прибавит мотору эта операция. Особое внимание следует обратить на выпуск — именно он в основном и «держит» двигатель, отнимает у него мощность. Если решено всерьез заняться двигателем, прежде всего нужно позаботиться о запасных деталях, без которых не обойтись. Подумали ли вы, например, о всех «мелочах» до того, как при снятии поддона картера разорваКогда грянула война, инвалид I группы М. Гинцбург добровольцем вступил в истребительный батальон и стал механиком мотоотряда. Его талант популяризатора и журналиста развернулся в послевоенные годы. Матвея Григорьевича хватало на многое. Он был постоянным автором и консультантом нашего журнала. Он писал искрящиеся юмором брошюры для автотуристов и толстые, ставшие настольными, технические книги по устройству и ремонту мотоциклов. Книги эти неоднократно переиздавались, их выпускали за рубежом, тираж их превысил миллион двести тысяч экземпляров. Он писал рассказы и повести. И над всем этим работал с одинаковой увлеченностью и серьезностью, в полную силу, сознавая высокую ответственность человека, разговаривающего с миллионами читателей. Все, что выходило из-под его пера, отличали огромная эрудиция, острый глаз, хороший литературный вкус. Он очень много сделал и очень о многом мечтал. Матвей Григорьевич был не только журналистом, но и изобретателем (творчество его отмечено рядом авторских свидетельств), искуснейшим механиком, вложившим немало труда в подготовку гоночных мотоциклов. Каждый, кто хоть раз встречался с ним, ощутил на себе его огромное.человеческое обаяние. Он вел переписку с сотнями своих читателей, к нему приезжали мотоциклисты и автомобилисты из разных городов и сел. Просто не верится, что Матвея Григорьевича больше нет среди нас, что мы не услышим его, не прочитаем того, что он хотел еще написать. Смерть оборвала большие творческие планы. Он готовил новое издание книги «Мотоциклы», заканчивал автобиографическую повесть, отбирал материал для нашего «Календаря автолюбителя». Светлая память о М. Г. Гинцбурге — талантливом популяризаторе автомотодела, хорошем, добром, мужественном человеке навсегда сохранится в памяти всех, кто его знал, кто читал его умные книги. По просьбе редакции из набросков, оставленных М. Гинцбургом, последнюю в этом году страницу календаря подготовила Надежда Ивановна Акимова — жена и верный друг Матвея Григорьевича. его соавтор по ряду работ.лась прикипевшая к нему тонкая пробковая прокладка? Кое-кому пришлось заменить тонкую прессованную пробку (уж больно легко она крошится) бензомаслостойкой резиной. Одобряют. Но достать такой лист бензостойкой резины, пожалуй, еще труднее, чем найти «фирменную» прокладку. Однажды, обычно летом, когда жарко, вы .замечаете, что с уменьшением оборотов коленчатого вала стрелка масляного манометра угрожающе скатывается к нулю. Становится страшновато. Но время такое, что не хочется, конечно, надолго ставить машину «на прикол» и лезть глубоко в мотор. Густое масло в этом случае помогает, но обычно ненадолго. Зимой же самое время вернуться к «проблеме давления». Сначала проверим датчик — может быть вообще страхи были напрасны. Здесь все в порядке. Теперь обратим внимание на масляный насос. Иногда простой регулировкой его редукционного клапана удается повысить на 0,6—0,6 атм давление в системе смазки. На «четыреста седьмых» отличное действие оказывает замена насоса значительно более «мощным» от «четыреста восьмого». Он полностью взаимозаменяем со своим предшественником. Никаких переделок не требуется, а давление подскочит на 1,6—2 атм с гарантией. Если и эти меры тщетны — дело, скорее всего, в чрезмерном износе втулок распределительного вала. Но в этом случае предстоит серьезный ремонт, и дома его не осилить. Убедившись же, что с давлением все хорошо и без «резерпина», займитесь клапанами. Вспомните, как все лето назойливо стучал какой-то из них и никак не удавалось привести его в норму. Раз уж вы сняли двигатель, между другими работами должно найтись место и для притирки и регулировки клапанов. А есть ли у вас прокладки головки блока и клапанных крышек? Снимая, их легко повредить, и нужно иметь на этот случай запас. Побеспокойтесь, если у вас «Москвич» или «Запорожец», о металлических колпачках-подпятниках, которые надеваются на стержень клапана под коромысло (у «Москвича» на всех, а у «Запорожца» только на выпускных клапанах). Можно обойтись и без новых. Достаточно прошлифовать старые и снять ямку (иначе не удается правильно отрегулировать зазор между коромыслом и клапаном). Приводя клапаны в порядок, нужно, конечно, заменить сальники — уплотнительные колечки на стержнях. Старые наверняка «задубели» от горячего масла и потеряли упругость. Такая простая операция может ощутимо снизить расход масла. Найдется дело и для тех, кому недосуг или просто негде заняться ревизией и ремонтом агрегатов. Пора, например, освежить чехлы сидений. Кстати, в этом номере журнала вы можете получить исчерпывающие рекомендации, как скроить и сшить чехлы для «Волги». Одним словом, дело у автомобилиста всегда найдется. Декабрь на дворе. Год идет к концу. А в общем, нет — год автолюбителя никогда не кончается. Н. АКИМОВА19