Е. Г. ТРУБИЦЫН, министр автомобильного транспорта РСФСР Каждый день, приближающий нас к 100-летию ico дня рождения Владимира Ильича Ленина, работники автомобильного транспорта России, водители и ремонтники, инженеры и техники, стремятся отметить новыми достижениями в труде, творческими поисками. Что характерно для соревнования в честь ленинского юбилея? Небывалая активность участников, стремление выявить и реализовать все производственные резервы. На организацию соревнования все глубже влияют принципы экономической реформы, забота об использовании автомобилей с максимальной эффективностью. Когда у нас заходит речь о том, на кого нужно равняться в юбилейном соревновании, первым по праву называют коллектив Средне-Волжского транспортного управления. Куйбышевские автомобилисты в числе первых выступили инициаторами патриотического движения среди автотранспортных предприятий, взяв обязательство к1 апреля 1970 года достичь уровня производительности труда, запланированного на конец пятилетки, а к1 ноября завершить пятилетний план. При этом они на деле показывают, как надо решать задачи, определенные августовским (1968 г.) постановлением ЦК КПСС и Советского правительства об улучшении использования автомобильного парка, — задачи, непосредственно вытекающие из Директив XXIII съезда КПСС. Вот средства, которые позволяют добиваться этого: организация труда на научных основах, ускорение технического прогресса, широкое распространение методов передовиков. Думаю, не ошибусь, если назову главным резервом высокопроизводительного использования грузового автомобильного парка массовое внедрение автопоездов. Более 10 лет назад первыми повели автомобили с прицепами по дорогам Куйбышевской области Семен Ушмудин и Порфирий Тепляков — ныне Герои Социалистического Труда. С тех пор число автопоездов выросло в 20 раз и теперь составляет почти треть всего парка грузовых автомобилей Средне-волжского транспортного управления. Такого высокого показателя не знает ни одна транспортная организация в краях и областях РСФСР. Нередко приходится слышать от руководителей автотранспортных предприятий, что формированию автопоездов препятствует нехватка прицепов и полуприцепов. Действительно, промышленность выпускает их пока мало. Но тем и ценна инициатива куйбышевцев, что, предъявляя требования автомобилестроителям, они не сидят сложа руки, а создают автопоезда своими силами. Только is последнее время они построили более 500 прицепов и полуприцепов. Среди них как универсальные бортовые, так и специальные: самосвальные, низкорамные, фургоны, цистерны. Сейчас эксплуатируется несколько сотен автопоездов грузоподъемностью от 20 до 60 т. Выгоды от их массового применения немалые. Это ускорило развитие централизованных перевозок, на долю которых уже приходится более 75 процентов грузооборота, выполняемого автотранспортными предприятиями управления. А как известно, этот прогрессивный метод организации транспортного процесса дает возможность рационально использовать парк. Только благодаря его внедрению удалось высвободить 1200 грузовых автомобилей. Опыт куйбышевцев убеждает в особой эффективности автопоездов при вывозке сельскохозяйственной продукции. Вот уже несколько лет в период уборки урожая они не обращаются за помощью к автомобилистам других областей, а обходятся своими силами. Только нынешним летом автохозяйства подготовили для перевозок зерна 1025 автомобилей с прицепами и полуприцепами и подняли производительность парка на 5 процентов в сравнении с 1968 годом. Когда эта статья увидит свет, один из пионеров вождения большегрузных автопоездов П. Тепляков будет, видимо, близок к завершению личного третьего пятилетнего плана. В счет третьей пятилетки трудятся также В. Феоктистов, Л. Мартын, К. Шифрин. А всего более 50 куйбышевских водителей уже справились с заданиями 1970 года и взялись ознаменовать ленинский юбилей выполнением еще одного пятилетнего плана. У них много последователей в других областях и краях. С успехом борются за досрочное завершение пятилетки к 100летию со дня рождения В. И. Ленина шоферы Б. Яшков из Московской области, Б. Калиниченко из Таганрога, Н. Алексеенко из Омской области, И. Макаров из Нижнего Тагила, Н. Чудов из Иваново, С. Мартынов, В. Когтин, С. Верещагин из Ульяновска. Все трудятся бок о бок с молодыми водителями, помогают им советом и делом, учат их передовым приемам вождения автомобилей и автопоездов. Так создаются условия для повторения опыта лучших. Особенно хорошо проявили себя передовики на перевозках зерна урожая 1969 года. Как не сказать доброго слова об оренбургском шофере Герое Социалистического Труда Ф . Мурсалимове, вот уже второй год подряд доставляющем на автопоезде по нескольку десятков тонн зерна за каждый рейс. Или о водителях из Майкопской автоколонны № 1315 В. Плохотникове, А. Жукове, В. Данильченко, каждый из ко ­ торых в разгар уборочной страды за смену совершал по три-четыре ездки к хлебоприемному пункту на расстояние 70 километров вместо двух ездок по плану. Или о коллективе Лискинского автотранспортного предприятия (Воронежская область), одним из первых поднявшем знамя соревнования за высокопроизводительное использование автомобилей на вывозке урожая и сдержавшем свое слово. Работники автотранспорта России вообще внесли немалую лепту в общенародное дело заготовки сельскохозяйственных продуктов. Для их доставки было выделено 130 тысяч автомобилей. Работа спорилась там, где организовали перевозки передовыми методами: по комплексному плану с единым оперативным руководством работой всех автомобилей на территории края, области, района, объединенных в транспортные бригады и централизованные автоотряды; где погодным и иным трудно-За нашу СоветскуюРодину!*iu рулем№ 12-дека6рь-1969ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ДОСААФ СССР Ицнтся е 1928 года стям шоферы противопоставили настойчивость, точный расчет, где дорожили каждой минутой рабочего времени; где позаботились об условиях для высокопроизводительного труда и нормального отдыха водителей и ремонтников. И здесь опять-таки можно поставить в пример куйбышевцев. Им принадлежит заслуга в организации автогородков — комплексов технических средств и культурно-бытового обслуживания автотранспортников в местах сосредоточения автомобилей. Верный путь коренного улучшения использования грузовых автомобилейсокращение их порожних пробегов. Не случайно этот показатель теперь один из основных в социалистическом соревновании автомобилистов. Здесь, пожалуй, как ни на одном другом участке организации перевозок, важен комплексный, научный подход. Лучших результатов добиваются те, кто взял себе в союзники электронно-вычислительную технику. Сумели же в Средне-волжском транспортном управлении с ее помощью на основе изучения грузопотоков спланировать 600 рациональных маршрутов. Работающие на них автомобили, доставив груз в намеченный пункт, обязательно загружаются там для движения в обратном направлении. Большой отряд работников автотранспорта занят перевозками пассажиров. Их задача не только хорошо использовать автобусы и такси, но и главное — лучше обслуживать население. Ведь известно, что от четкости и культуры работы пассажирской службы автотранспорта в какой-то мере зависит настроение и, следовательно, производительность труда людей. Еще совсем недавно в областном центре и других городах, на автомобильных дорогах Пермской области перевозки пассажиров в автобусах и таксомоторах были организованы плохо. А сегодня на коллективы пассажирских автохозяйств Западно-Уральского территориального транспортного управления обратили внимание автомобилисты других областей. Опираясь на помощь партийных, советских и профсоюзных организаций, предприятий, они добились немалого. Глубокой заботой о овоих земляках проникнуты юбилейные обязательства пермских автотранспортников: сберечь к 1970 году жителям города при поездках на городском транспорте 9 миллионов часов. Как это выглядит на практике? Отталкиваясь от изучения пассажиропотоков и анализа сети автобусных маршрутов, работники пассажирских парков изменили графики и обеспечили регулярность движения, ввели экспрессные и укороченные рейсы, которые пришлись по душе трудящимся при поездках в часы «пик». А там, где потребовалось, открыли новые автобусные маршруты, стоянки такси. Создали центральную диспетчерскую службу, которая оперативно контролирует и регулирует работу автобусов, принимает заказы на таксомоторы, организует их подачу по предварительным заявкам к поездам, теплоходам, самолетам. Каждый шофер считает теперь делом чести экономно относиться к бюджету времени трудящихся, создавать им максимум удобств при поездках. Поучителен в этом отношении также опыт коллективов Главленавтотранса иМосковского управления пассажирского транспорта. Они тоже активно ищут новые формы улучшения обслуживания населения, работают творчески. Ленинградские автотранспортники не нуждаются в подробной аттестации. Приведу лишь два примера. Недавно чествовали шофера 3-го таксомоторного парка Н. Гаврикова, который первым среди водителей такси Ленинграда завершил пятилетку, причем дал 8300 рублей сверхплановой выручки. У него не было ни одного нарушения правил движения. Он обслуживает пассажиров образцово. Досрочно выполнила свое обязательство в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина бригада шоферов Зеленогорского автобусного предприятия № 2 — П . Тарбышев, Т. Бавыкин и Ю. Ефимов. Уже к1 июля 1969 года пробег их автобуса ЛАЗ-695Б превысил миллион километров без ремонта кузова. Именно так, рачительно, по-хозяйски надо относиться к технике. Технический прогресс на автотранспорте, пожалуй, наиболее ярко проявляется в техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Поточные линии, посты диагностики, механизированные установки для мойки, подъемно-транспортные установки — таков пейзаж современного автохозяйства. Пейзаж, который не назовешь иначе как индустриальным. Между техническим уровнем автотранспортного предприятия и использованием автомобильного парка прямая связь. Это хорошо уяснили куйбышевские автомобилисты, которые неустанно заботятся об укреплении производственной базы, внедрении достижений науки в автохозяйствах. За последнее время они израсходовали на строительство и реконструкцию предприятий свыше 20 миллионов рублей. Затраты средств, взятых в основном из фондов развития производства, окупились сторицей. Вырос выпуск автомобилей на линию — важный показатель их использования. В Куйбышевском автотранспортном предприятии № 3 введена в действие установка для автоматической производственной информации. Пользуясь ее приборами, можно определять перечень и продолжительность технического обслуживания, регистрировать время задержки или опережения работ на постах. Убежден, что такая установка придется по вкусу всем автохозяйствам. Сегодня вся деятельность автотранспортных предприятий рассматривается через призму экономики. Так диктует хозяйственная реформа. Она побуждает работать с полной отдачей сил, стимулирует улучшение обслуживания предприятий, организаций, строек, населения. Важно сполна использовать предоставляемые ею возможности поощрения коллективов и рабочих, добившихся роста производительности труда, повышения качественных показателей. Умело сделали это Краснодарское транспортное управление и крайком профсоюза. Организуя соревнование в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, они предусмотрели в его условиях премиальную систему для лучших коллективов и шоферов. Хорошо потрудилось предприятие —> ему начисляется премия из расчета 1 р. 10 к.— 1 р. 50 к. на одного работающего. Среди шоферов соревнование ведется вдвух основных направлениях: за наибольшее число дней пребывания автомобиля на линии и за достижение наивысшего коэффициента использования пробега. Для них учреждено по нескольку первых, вторых и третьих премий, которые выдаются раз в квартал. Причем следует иметь в виду, что этосверх тех премий, которые предусмотрены самой системой оплаты труда водителей. Я задержал внимание читателей на этом примере для того, чтобы показать, какой простор для материального стимулирования создает экономическая реформа. А какие возможности появились для оздоровления условий труда, улучшения культурных, жилищно-быто.вых условий автотранспортников! Упомяну лишь одну, очень ценную инициативу, родившуюся в ходе юбилейного соревнования в Ленинграде. Это комплексные планы социального развития коллективов, получившие распространение на автотранспортных предприятиях. Суть их в том, что на основе социологических исследований выработана и претворяется а жизнь широкая программа не только совершенствования техники автохозяйств, но и создания наиболее благоприятных условий труда на каждом производственном участке и рабочем месте,- снижения производственного травматизма и заболеваемости, предоставления рабочим и служащим благоустроенных бытовых и санитарно-гигиенических помещений, удовлетворения их культурных запросов, повышения общеобразовательного уровня и деловой квалификации, — словом, создания максимальной заинтересованности в работе. Выполняя такие планы, ленинградские, куйбышевские, свердловские автомобилисты и другие имеют теперь дома и базы отдыха, турбазы, строят жилье, ясли, детские сады. Значение комплексных планов социального развития трудно переоценить. В выигрыше оказываются все: и предприятия в целом, где неизмеримо повышается технический уровень и растет производительность труда, и каждый член коллектива, получающий выгоды для себя и своей семьи. Важно и то, что это одна из форм привлечения трудящихся к управлению производством, о чем так убедительно говорится в решениях XXIII съезда партии. И еще об одном добром деле ленинградцев. Речь идет о традиционном празднике «посвящения в рабочий класс» выпускников автомобильного профтехучилища № 31. В этом году, в канун ленинского юбилея он был наполнен новым содержанием: праздник проходил в Разливе, где Ильич 52 года назад скрывался от врагов революции, откуда он руководил подготовкой Октябрьского вооруженного восстания. На этой священной земле напутствуемые ветеранами труда 400 молодых рабочих дали клятву следовать ленинским заветам, отдать свои силы и знания труду на благо Родины. Для работников автотранспорта нет более почетной задачи, чем в преддверии 100-летия со дня рождения В. И. Ленина достойно выполнить обязательства в честь знаменательного юбилея, завершить задания пятилетнего плана. Пусть опыт лучших коллективов и рабочих станет достоянием всех автомобилистов. Пусть юбилейное соревнование выльется в смотр ударного труда!г