^"ув/ieM/WАВТОМОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС НА КАМЕАвтомобилисты-ветераны помнят, конечно, время, когда для перевозки грузов на все про все у нас были горьковская «полуторка», московская «трехтонка» да ярославская «пятитонка». Универсальные бортовые и немного самосвалов. Никаких цементовозов, панелевозов, молоковозов и прочих «возов». Объяснялось это просто. С одной стороны, прежде всего была важна количественная сторона дела, с другой — автомобильная промышленность только набирала темп. И надо отдать должное нашим советским автомобилям, они с честью выдержали экзамен на стройках первых пятилеток, а потом — на фронтовых дорогах. Послевоенные пятилетки зажгли новые огни на автомобильной карте Родины. Это уже на памяти среднего, если можно так сказать, поколения автомобилистов. Автотранспорт пополняется тяжелыми автомобилями минского и кременчугского заводов, позднее на крупные стройки приходят сверхтяжелые МАЗы (потом — БелАЗы), а для так называемых мелкопартиониых перевозок промышленность начинает выпускать автомобили малой грузоподъемности. Все большее применение находят прицепы и полуприцепы. Появляются многочисленные модификации, предназначенные, к примеру, для легковесных грузов, сыпучих, жидких и т. д. Короче, происходит повышение производительности и специализация автомобильного парка, которая обеспечивает и более высокие экономические показатели и лучшее качество перевозок. Но жизнь не стоит на месте. Быстрое развитие всех отраслей народного хозяйства предъявляет новые требования к автомобильному производству. Министерство автомобильной промышленности осуществляет огромную программу реконструкции действующих и строительство новых автозаводов, ставит на производство новые, современные автомобили. Главным направлением является существенное изменение структуры грузового парка и, прежде всего, увеличение выпуска машин большой грузоподъемности. В этом году принято решение о строительстве в районах Среднего Поволжья комплекса завещав по производству дизельных автомобилей грузоподъемностью 8—11 тонн 1(и 'на их основе — автопоездов до 20 тонн). Базовой моделью, видимо, будет трехосный 8-тонный грузовик, служащий для работы на всей сети дорог общего пользования. Проектирование его поручено замечательному коллективу Московского автозавода имени Лихачева. Проектирование дизеля возложено на Ярославский моторный завод. Изготовление этих машин намечается в соответствии с самыми современными принципами технологии и организации производства на комплексе специализированных предприятий,1'Щ$& \.1У J ^ ' 4 /twe >СЕМИНАР НА ПЛОЩАДИ[ф&./'/ПРОМЫШЛЕННОСТИjC"Vv 1~ / ~ ^SMf ^'^ b/^.•"itWtPaKS^^xaJ %йЩ*/^s.^?*^^в состав которых войдут автомобильный завод, заводы дизельных двигателей и коробок передач, литья и поковок, колес и рессор и др. Сейчас идет подготовка к проектированию заводов и дополнительных мощностей для производства топливной аппаратуры, клапанов и толкателей, радиаторов и отопителей, амортизаторов, гильз, поршней и поршневых пальцев, кузовной арматуры, метизов, нормалей и других комплектующих узлов и деталей. Новый комплекс заводов сможет выпускать целую гамму машин примерно таких модификаций: седельный тягач для междугородных и международных перевозок (грузоподъемность поезда 20 т), седельный тягач для местных перевозок (грузоподъемность поезда 16 т), автомобили, самоовалы и шасси, предназначенные для работы без прицепа, и автомобили повышенной проходимости грузоподъемностью 8 т. С дальнейшим улучшением сети дорог соотношение в производстве будет изменяться в пользу тех машин большой грузоподъемности, которых больше всего понадобится для народного хозяйства. Всесторонне был рассмотрен вопрос о размещении комплекса заводов. В его обсуждении приняли участие плановые, проектные и научные организации. Основные заводы решено строить на территории Татарской АССР с центром в г. Набережные Челны. Ряд специализированных, комплектующих предприятий будет сооружен в сосед них областях РСФСР. Чтобы дать представление о масштабах будущего комплекса, назовем несколько цифр. Он включает шесть основных и около 20 заводов-смежников. На основных предприятиях будет занято свыше 50 тысяч человек, территория стройки превысит 600 гектаров, а в Набережных Челнах по существу вырастет новый город автомобилестроителей. Вступление в строй нового комплекса скажется и на работе заводов, выпускающих тяжелые и сверхтяжелые автомобили для нужд строительства. горнорудной, лесозаготовительной, нефтяной и газовой промышленности. Они получат возможность более целенаправленно специализировать свои машины и на этой основе повысить их эксплуатационные качества. А. НЕВЕЛЕВ, заместитель (начальника отдела автотракторного и с/х машиностроения Госплана РСФСРАвтомобиль будущего при высоких скор остныхпоказателях , комфортабельности, — бесспорно, б езопасный автомобиль. К акимон будет? К томожетбыть испытателем автомобилей? К аким вообще долженбыть водитель? По мнению специалистов, человек — п окасамый «слабый» элемент в системе «человек—автомобиль». Но накими всетаки критериями надо руководствовать ­ ся приоценке человека в этой системе? В авиации , с кажем , с уществуют аварийные устройства , к оторые сра ба ты ва ют вместо пилота. А нужнылиони на автомобиле? Это — т олько часть вопросов, п оставленныхв докладах первого науч ­ но-технического семинара по теме *Повышение безопасности конструкции пасс ажирских автомобилей». В павильоне «Транспорт» Всесоюзной выставкидостижений народного хозяйства СССР собрались работники автомоб ильных заводов, научно-исследовательс кихинститутов , а втотранспортных предп риятийиГосавтоинспекции . Перед ни ­ ми выступилисдокладамии информац ионными сообщениями инженерыНАМИ , НИИАТа, Н ИИавтоприборов . Очень важна роль статистикидорож ­ н о - т ранспортныхпроисшествийтри исследовании безопасности автомобилей. И нженеравтополигона НАМИ Р. Ф отин продемонстрировал на киноэкране нес колькоинтересныхдокументов , иллюстр ирующихэту плавную мысль его доклада. Методам оценкимаксимальной скорости иуправляемости автомобилей был посвящен доклад инженера М. Н осеккова . Кандидат техническихнаук Б. Ф иттерман рассказал осамоходной лаборатории для исследования управляемостилегковых автомобилей, созданной вНАМИ . Самые разнообразные стороны одйого вопроса — безопасности автомобиля — были затронутыввыступленияхдругих докладчиков. Методику испытаний легков ыхмашин на сто лкно вени ес неподвижн ымпрепятствием предложил кандидаттехническихнаук К. Гвинерил (автополиг он НАМИ). С интересом было встречено сообщение инженера Ю. Тагунова о лабораторных испытаниях кузовов и кабин автомобилей, п роводимыхв этом жеинституте . И нженер А. Веселое подробно ознакомилсобравшихсяс работами, проводимыми на автомобильном заводе имени Ленинского комсомола по повышению безопасности « М осквича » . У частникисеминараговорилио необходимости более полно использоватьпри анализе дорожныхпроисшествийданные медицины, ГАИ, общественности. Признано целесообразным провести опрос на эту тему водителей, читателей журнала «За рулем». П овышение безопасности автомобиля, в том числе иконструктивной , — сегодня проблема « е толькогосударственная , но иинтернациональная , В ближайшее время, н апример , встает конкретная задача разработать нормы на характери ­ с тикиуправляемости автомобиля. Вопрос о нормах будет решаться на экономиче ­ с койкомиссии ООН. И это только один из частных вопросов бо льш ой проблемы. В решениинаучно - т ехнического семинара были отмечены инедостатки , в час тности , в координации научно-исследовательских и олытно-нонструкторских работ по безопасности автомобиля (и даже отсутствие единой терминологии). Сказались они и на организации семинара. Здесь не было представителей автозаводов из Горьного и Ижевска, НИИавтопрома, п рессы . Л. ШУВАЛОВ.инженер