спорта С. Комлика. который сумел на серийном ИЖе в компании грозных соперниковзанять третье место. Специальный приз за волю и мужество был вручен члену юношеской команды ЦС ФКиС Виктору Половникову. Семь километровтащил он кфинишу мотоцикл сразбитым задним колесом и принес в итоге своей команде победу. Можно было бы отметить подобным призом и упорство гонщика из Латвии А. Смертьева, к оторый на 50-кубовом мотоцикле успешно прошел всю трассу, и трехэкипажей на трехколесных мотоциклах — единственных колясочников, кому салютовал клетчатый судейский флаг на финише . Очередной чемпионат СССР по мотомногоборью завершен . Теперь следующая встреча — в финалеV юбилейной спартакиады . Через полгода «многодневщики» вновь соберутся, чтобы разыграть почетные награды. Очень хочется, чтобы они не встретились с надоевшими всем старыми проблемами. Ю. ИВАНОВ, мастер спорта СССР г. Коломыя Результаты соревнований Личный зачет. 175 смз, юноши: 1. В. Кралинин, 2. Ю. Егоров (оба РСФСР). 3. Я. Эглитис (Латвийская ССР); взрослые, 50 смЗ: 1. А. Смертьев (Латвийская ССР); 125 смЗ: 1. Г Жданов 2. В. Адоян (оба РСФСР), 3. Д. Андриади (Узбекская ССР): 175 смЗ: 1. В. Тюрин 2. Г. Шулик <оба РСФСР), 3. В. Горулько {Украинская ССР); 250 смЗ: 1. А. Козырчиков (РСФСР), 2. Э. Р амонас (Литовская ССР). 3. Ар. Клявиньш (Латвийс кая ССР); 350 смЗ: 1. С. Чирцев, 2. Г. Ч ащипов (оба РСФСР), 3. С. Комлик (Украинская ССР)- мотоциклы с колясками: 1. А. Р аутенфельд — А. Портнягин, 2. В. Дрожжин — Н. Дерягин 3. В. Огурцов — В. Р азделкин (все РСФСР). Общеномандный зачет среди республик: 1 РСФСР, 2. У краинская ССР, 3. Москва; среди юношеских команд : 1 РСФСР 2. Л атвийская ССР, 3. Грузинская ССР; среди ДОО и ведомств (взрослые): 1 «Иыуд» (Эстонская ССР), 2. «Немунас» (Литовская ССР), 3. ЦС ФКиС; с реди ДСО и ведомств (юноши): 1. ЦС ФКиС; 2. «Труд», 3. «Немунас»; среди команд автомотоклубов: 1 СТК Латвийской ССР, 2. АМК г. Вильнюса, 3. AMLK г. Алма-Аты: среди команд мотозаводов: I Ижевский завод, 2. Ковровский завод, 3. Р ижский завод.•$&p*r?.r-*:-'Wl -^'Г?:;ЩМальчишки творят чудесаПобедитель в классе Шеванденков. 50 смз 'ВалерийЕще недавно жители небольшого эстонского городка Валга наблюдали за острой борьбой умудренных опытом спортсменов, выступавших на мотоциклах с колясками. Это было захватывающее зрелище. И вот снова много людей на холмах вокруг кроссовой трассы. Нет, они не ждали ничего похожего на виденное в прошлый раз. Их привело сюда просто любопытство, ж елание посмотреть, к ак же поедут по такой сложной трассе эти мальчишки, которые и сами-то немногим выше мотоцикла. ...Оглушительно затрещали двигатели мопедов. Ребята заняли свои места на площадке. Когда огромная стрелка на стартовых часах закрылацифру «12» И опустились «ворота», 38 юных гонщиков ринулись вперед. Несколько десятков метров они шли плотной группой, затем между ними стали появляться интервалы. Одному удавалось сразу проскочить песчаную полосу ис ходу взять крутой подъем, другому приходилось слезатьн толкать машину вперед. С каждым метром, с каждым кругом борьба обострялась. Вперед вырвалсярижанин Андрис Розенбахс, но вскоре его обошел паренек из Вильнюса Валерии Шеванденков. Быстро и красиво едут минчанин Виктор Долбик, рижанин Карлис Крауклис. В манере езды этих ребят, в их упорстве зрители находят что-то близкое тому, что довелось им видеть на прошлых соревнованиях. Временами мальчики творят чудеса. Одобрительные возгласы, аплодисменты раздаются, когда миниатюрный рижанин Эдвине Белицскис сос какиваетс мотоцикла и бегом толкает его в гору, чтобы не отстать от других.Так ему приходится поступать не один раз, но он не сходит страссы . Оживление среди зрителейнарастает . когда начинают гонку юноши на мотоциклах 175 смЗ. Скорости высоки, быстро меняются лидеры. Р ижане Вилнис Кужниекс, Айварс Звейниекс, в ильнюсцы Яан Кживицкий, Семен Эскин. Леон Турба, представители других школ умело преодолевают самые трудные участки трассы. Одннм словом, зрителям не пришлось скучать. Они и на этот раз стали свидетелями по-настоящему интересных соревнований. У них на глазах делало первый шаг в большой спорт самое юное поколение мотоциклистов. Соревнования в Валге, в которых приняли участие командыродившихся недавно шести детско-юношеских спортивнотехнических школ и детской мотоспортивной школы клуба «Биерини», — убедительный ответ скептикам, которые и поныне еще ищут сомнительные аргументы, чтобы доказать, будто подросткам не следует заниматься мотоспортом. Уже первые шаги таких школ, к ак вильнюсская, минская, р ижская , убедительно доказывают, что приобщение к мотоспорту 12—14-летних подростков не только возможно, но икрайне полезно для подготовки будущих мастеров. Именно в эти годы, к ак утверждают тренеры детских школ, ребята быстро и хорошо усваивают различные приемы вождения мотоцикла, которые затем смогут послуж ить им прочным фундаментом для дос тижения успехов в большом спорте. И жаль , что такие школы еще и поныне не созданыв ряде городов. Вот тут-то и надо сказатьо тех теневых сторонах, к оторыеобнаружилисьв Валге иявились , во-первых, следствием так называемыхорганизационных просчетов в подготовке к самим соревнованиям и, во-вторых, п рямымрезультатом недочетов, и меющих место в работе нек оторых школ. Начнем страссы . Она былахороша для «колясочников», но, н есмотря на упр ощения , не подходила для мальчиков , с тартовавших на мопедах 50 смз. В то жевремя для юношей, в ыступавших на мотоциклах 175 смз, она после измененийоказалась слишком «скоростной». Важное значение, к ак известно, имеет техника. Но окакой же серьезной подготовке кпервенству можно говорить, если не все школы были ею обеспечены. Так, даже одна из лучших — в ильнюсскаялишьза несколько дней до выезда в Валгу получила три новых мотоцикла. А вот таллинцы вынуждены были выступать только на мопедах, ибо больше ничего не имели, м инчанам «одолжили» мопеды вильнюсцы . Что же касается ленинградцев и горьковчан, то они привезлис собой машины , давно отслужившие свой срок. Л енинградцыстартовали на стар енькихдорожных мопедах. И хотя ребята, не жалея сил, возились с ними, это ни к чему не привело. Только одному из ленинградцев, выступавших в группе мальчиков, — Вячеславу Грекову удалось закончить два заезда и войти в зачет, о стальнымжепришлось оставить трассу на первом или втором круге. Неудачи этих двух команд не случайны ив значительной мереотражают состояние работы в ДЮСТЩ Горького и Ленинграда. Они все еще переживают «организационный период», хотя и существуют не первый год. У них нет помещений, не хватает тренеров, преподавателей. С этим, р азумеется , м ириться нел ьзя . К спортивной работе с детьми надо относиться по-взрослому, так, чтобы ни один учебный день не пропадал даром. Пора серьезно подумать ио том, чтобы обеспечить все школы спортивной техникой в количестве, достаточном для норм альныхзанятийс ребятами. Многие участники соревнований выступали на кроссовых мопедах 50 смЗ. Появл ениетакихмашин уже само по себе отрадное явление. Ж аль только, что по качеству они еще далеко не удовлетворяют всем требованиям. Передняя вилка слаба, часто выходят из строя коробка передач, зажигание. Юные спортсмены и их наставники ждут от рижского завода «Саркана Звайгзне» хорошей, н адежной кроссовой машины . И очень жаль разумеется. что на соревнованиях не было представителя этого завода. В Валге юные мотоциклисты сделали уверенный шаг в спорт. Пожелаем же им больших успехов на пути квершинам мастерства. С. КУДИНОВ, мастер спорта СССР г. ВалгаГонку ведут 175 см ' .юношинамотоциклах ЮллисаФото К.