оемь рейсов. Зимой работа требует тщательной подготовки: кабины «уралов» утепляем, как следует заделываем все щели. Люди проходят особый техминимум. Трассу обслуживают специальные автомобили технической помощи. Проработав 30 лет на Севере, я лично не знаю других более трудных и специфических условий, чем на Чукотке. Здесь сама природа требует совершенно по-особому подходить к вопросам организации перевозок, быта людей и техники безопасности. Ураганные ветры, например, достигают 45 — 50 метров в секунду. Автомобили, застигнутые в такую пургу на трассе зимника, двигаться не могут — путь преграждает сплошная мчащаяся снежная стена. Водитель не видит «и дороги, ни окрестности. Однажды такой ураган застиг в пути хорошего опытного шофера Александра Пуськова. Ему пришлось остановиться. Двигатель «Урала-375» начал работать с перебоями, потом совсем заглох. Пуськов попытался пустить его стартером, но безуспешно. Хотел вылезти из кабины, спустить воду из системы охлаждения. Но и этого сделать не смог. Ветер не позволил открыть дверь кабины. Собственно, это его и спасло. Выйди он из машины, его тут же бы подхватило ветром и унесло в тундру. Скрепя сердце сидел водитель в кабине и слушал, как трескается блок двигателя. Такие явления на трассе зимника довольно часты. Поэтому у нас обязательное правило: никто не имеет права выехать на линию без спального мешка, сшитого из оленьих шкур мехом внутрь. Каждый шофер, кроме того, должен иметь с собой десятидневный запас продуктов и аптечку. И вот, попав в пургу, ему ничего иного не остается, как залезть в спальный мешок и ждать, когда утихнет непогода или придет вездеход, который доставит его в ближайший пункт обогрева. Нелегко приходится нашим водителям . и в весеннюю распутицу, когда по руслам рек начинается «верховодка» — вода идет поверх льда. В этот период требуется особое водительское мастерство, смелость, взаимопомощь. Был случай, когда разбушевавшийся весенний поток, казалось бы, создал непреодолимое препятствие для целой колонны, возвращающейся на автобазу. Тогда шофер Николай Каштал взял инициативу в свои руки. Выбрав место, застраховавшись тросами, он смело повел свой грузовик. Вода была уже в кабине, но конструкция «Урала» в умелых руках позволяет двигаться ив таких условиях. Николай переправился сам и обеспечил без всяких потерь переправу всех своих товарищей. Чукотка не терпит легкомыслия. Начальник (теперь уже бывший) отдела эксплуатации автобазы Бордюгов решил в распутицу пройти по тундре на двух «уралах» от мыса Шмидта до Иультина. Полагаясь на высокую проходимость автомобилей, он двинулся в путь неподготовленный, без запаса продовольствия, тросов, средств связи. Дойдя до первой крупной реки — Экиатап, не разведав брода, он дал команду форсировать реку. Стреми2"тельным потоком первую машину перевернуло. Люди, еле успев выскочить, проплыли в ледяной воде и вылезли на косу. Автомобиль же пошел на дно. Утопили и второй грузовик. Пять человек оказались в тундре без продуктов и топлива. Спасли мы их при помощи вертолета. Автомобили удалось извлечь из воды лишь поздней осенью. Подобные факты — исключение из нормальной и бесперебойной работы коллектива автотранспортников. Мы стараемся облегчить труд людей, обеспечить их всем необходимым. На зимнике созданы через каждые 15—30 километров пункты обогрева. Движение машин контролируется селекторной диспетчерской связью, которая дублируется радиосвязью. На более обжитом участке Эгвекинот—Иультин сооружены гостиницы, имеются столовые, буфеты. В пунктах обогрева дежурный шофер принимает автомобиль на прогрев, а водителя отправляют на отдых. Душ, удобная чистая постель быстро восстанавливают силы человека. Такая система отдыха заведена по всей Колыме, а теперь иу нас на Чукотке. Наше предприятие в прошлом году переведено на новые условия экономического планирования и материального стимулирования. Хорошо поработав, труженики получили за год более 100 тысяч рублей из фонда материального поощрения. Как и все трудящиеся страны, коллектив нашего предприятия взял повышенные обязательства в честь 100летия со дня рождения В. И. Ленина. Проводим с людьми экономическую учебу, особое .внимание уделяем вопросам дисциплины и безаварийной работы. Интересной, на наш взгляд, формой политического и экономического воспитания людей являются вошедшие у нас в традицию «шоферские четверги». Каждую неделю собирается весь коллектив, обсуждает текущие вопросы жизни и работы автохозяйства. Недавно мы подвели итоги выполнения социалистических обязательств, взятых в честь ленинского юбилея. 120 человек за успехи в труде награждены почетными грамотами, ценными подарками. Ежегодно с нашего предприятия уходят юноши служить в армию. На автобазе создан учебный пункт для подготовки призывной молодежи. Оборонно-массовой работой, которую ведет первичная организация ДОСААФ, охвачены все труженики предприятия. Так живут автотранспортники далекой Чукотки, влюбленные в суровый Север, в свой нелегкий благородныйтруд. Б. АВДЕЕВ, директор автобазыВ 1965 году я купил мотоцикл К-175В. Сегодня на нашем с ним счету уже более 40 тысяч километров почти без ремонта. За время эксплуатации я ни разу не менял не то чтобы коленчатый вал и поршни, но даже кольца. И подшипники колес в хорошем состоянии. Много приходится ездить на дальние расстояния и по различным дорогам, и мотоцикл ни разу меня не подвел. Как я этого достиг? Основное — своевременное и правильное обслуживание мотоцикла. После каждой поездки обязательно протираю машину, а если она в грязи — отмываю и очищаю. Регулярно раз в неделю смазываю все точки. Систематически про-. чищаю карбюратор, топливный краник, воздушный фильтр. Проверяю систему зажигания. Тщательно и своевременно подтягиваю весь крепеж. В конце каждого сезона удаляю нагар с поршня и из камеры сгорания и подвергаю чистке всю выпускную систему. Немаловажное значение имеет и заправка мотоцикла. Все время стараюсь пользоваться одними и теми же сортами бензина и масла. Масло в картере меняю через каждые 500 километров пробега, так как знаю из опыта, что за это время оно засоряется частицами пластмассы от ведущих дисков сцепления. Конечно, в мотоцикле К-175В есть и слабые места, например шлицевое крепление пусковой педали. Этот узел я усилил двумя шпонками по «совету бывалых», напечатанному в журнале. Нуждаются, на мой взгляд, в некоторой реконструкции педаль и валик переключения передач. В прошлом сезоне на моем мотоцикле износились гнезда подшипников колес. Я запрессовал в них стальные обоймы под размер подшипников, и все стало отлично. Вот, в целом, то, что необходимо для увеличения межремонтных пробегов каждого мотоцикла. Конечно, при грамотном вождении и правильной обкатке. А. БОРИСЛАВСКИИ г. Дрогобыч* * *В апрельском номере журнала за этот год я прочитал статью «Водитель медицинской службы», в которой говорится о шофере Войтеховиче, отказавшемся везти в больницу ребенка. И мне вспомнился случай из моей шоферской жизни. После окончания курсов я работал на . грузовой машине в селе Переменовка. Однажды в нашу участковую больницу принесли девочку лет 13 —14 с острым приступом аппендицита. Как на грех, медицинская машина была на вызове. Ждать ее возвращения было большим риском, потому что состояние девочки ухудшалось с каждой минутой. По просьбе врача меня послали отвезти больную в райцентр, в больницу. До райцентра — 45 километров. Я вел машину на предельной скорости, но так, чтобы не причинять боли и без того страдающей девочке, лежащей в кузове на матрацах. Вот мы ив райцентре, но и здесь не смогли оказать девочке помощь, так как хирург выехал в район на операцию. И снова, по направлению райбольницы, мы мчимся уже в городскую клинику Семипалатинска. 65 километров гонки: в зеркале я вижу, как деночка то бается ът боли, то замирает на руках у медицинской сестры, а у меня от этой картины выступает на лице холодный пот. После операции хирург скапал, что, опоздай мы на несколько минут, девочку уже трудно было бы спасти. Я не знаю ни имени девочки, ни фамилии медици.нской сестры, но не мог я уехать, не зная исхода операции. Когда нее кончи лось благополучно, я поехал домой. Бхал. а душа у меня пела, потому что я спас человека. Пусть Войтехович прочтет это письмо, и может быть он что-то поймет, оценит свой поступок и сделает нужный вывод. А. ПФУНТпас. Эгвекинот Магаданской областиНедавно автор статьи Борис Михайлович Авдеев прилетел в Москву в очередной отпуск. Здесь он получил автомобиль «Москвич-412», который выиграл по автомотолотерее ДОСААФ.Казахская ССР, Семипалатинская I с. Бороду лихаобласть,11