Автомотоклуб и первичная организацияОБЩЕЕ ДЕЛОВ наши дни на улицах каждого города да и на сельских дорогах можно встретить автомобиль с надписью «учебный». Преимущественно это машины автомотоклубов ДОСААФ . Сотни тысяч шоферов выпускают они ежегодно для армии и народного хозяйства. Есть области и республики, где каждый третий-четвертый водитель — воспитанник автомотоклуба. Неудивительно, что авторитет клубов за последние годы заметно вырос. Заботами партийных, советских органов, комитетов Общества, на местах укрепляется техническая база этих ведущих учебных организаций ДОСААФ . Многие из них имеют сейчас просторные, удобные, а главное хорошо оснащенные помещения, располагают квалифицированными кадрами преподавателей, инструкторов. Более чем двадцати автомотоклубам присвоено звание «образцовых». Здесь в широком смысле слова образцово поставлено техническое обучение и военнопатриотическое воспитание будущих водителей. Законом о всеобщей воинской обязанности на автомотоклубы, как и на другие учебные организации оборонного Общества, возложена подготовка специалистов для Вооруженных Сил СССР. Но есть и еще одна область, куда могут и должны направить свои усилия автомотоклубы и тем самым еще лучше выполнить благородную задачу по распространению военно-технических знаний и организации оборонно-массовой работы. Речь идет о тесном содружестве клубов с первичными организациями Общества, о всесторонней и конкретной помощи им. IV пленум ЦК ДОСААФ , обсудивший вопрос о выполнении требований ЦК КПСС и Совета Министров СССР по улучшению деятельности первичных организаций Общества, обратил особое внима' ние на эту сторону работы учебных организаций. В практике нередко бывает так: автомотоклуб, спортивно-технический клуб, целиком углубившись в подготовку специалистов, в хозрасчетную деятельность, словно бы не замечает, что вокруг бурлит жизнь, к примеру, молодые рабочие хотят научиться управлять мотоциклом, участвовать в соревнованиях. Они идут к председателю первичной организации ДОСААФ , а тот разводит руками: рад бы помочь, но силенок не хватает — не могу создать секцию, нет руководителя, обращался в автомотоклуб, да получил от ворот поворот. Такая обособленность мешает общему делу. Конечно, подготовка технических специалистов — главное для автомотоклуба, причем требования к этой работе все время повышаются, ибо усложняется управление техникой. Но интересы дальнейшего размаха оборонно-массовой, спортивно-технической работы в стране требуют, чтобы автомотоклубы и спортивно-технические клубы все без исключения повернулись лицом к низовым коллективам. Здесь по существу •о многом решаются вопросы жизненности первичных организаций ДОСААФ . На этот счет у нас накоплено немало и положительного опыта. Вот Бакинский автомотоклуб. Его связи с первичными организациями прочны и постоянны. Работники клуба — частые гости в средних школах № 68 и 144 Ленинского района столицы Азербайджана. Они помогли ребятам создать автомодельные секции, наблюдают за их работой, организуют состязания. И школьники благодарны наставникам. Как-то досаафовцы 1-го автопарка Баку решили провести соревнование по двоеборью, а опыта не было. Куда обратиться? Конечно, в автомотоклуб. VL тут они нашли полную поддержку. В автопарк был направлен опытный организатор, знающий спорт и судейство. А теперь водители постоянные участники районных и городских состязаний. Дружит коллектив автомотоклуба с комитетом ДОСААФ Новобакинского нефтеперерабатывающего завода имени Владимира Ильича Ленина. Когда досаафовцы предприятия стали оборудовать учебный пункт для подготовки молодежи к службе в армии, понадобились автомобильные и мотоциклетные узлы и агрегаты, потребовались методические познания, на помощь пришли работники клуба. Помимо того, клуб подготовил специально для заводского досаафовского коллектива группу инструкторов-общественников и тренеров. Тесные связи у автомотоклуба сор ­ ганизациями ДОСААФ соседних городов — Агдаша, Кюрдамира, Куткашена. Тон всему задает начальник автомотоклуба капитан запаса К. М. Зейналов. Лет десять назад журнал «За рулем» рассказывал о влюбленном в автомобиль молодом человеке Кемале Зейналове, одном из лучших тогда автораллистов. Приобретенную еще в юности привязанность к технике бывший заведующий 'гаражом, ныне начальник клуба, сохранил по сей день, дополнив ее с годами опытом м энтузиазмом ор ­ ганизатора. Хорошие связи с первичными организациями установились у Сумгаитского и ряда других мл убое республики. Всего жев Азербайджане в прошлом году учебными организациями ДОСААФ подготовлены для первичных организаций Общества многие сотни общественных инструкторов, свыше тысячи спортивных судей. А вот что можно рассказать о находящемся вблизи Ташкента Янгиюльском автомотоклубе. Здесь контакты с первичными организациями не менее прочные, чем у бакинцев. Начальник клуба бывший военный летчик Николай Трофимович Скубакоз является одновременно и председателем городского комитета ДОСААФ . Трудно сказать, следует ли рекомендовать для распространения опыт такого совмещения двух сложных обязанностей, но что в Янгиюле не допущено ошибки -гэто бесспорно. Заботы начальника цслуба — заботы всех его сотрудников. И они приходят на предприятия не просто как автомобилисты, но, главное, как штатные работники оборонного Общества, с которых и спрос особый. Именно по инициативе работников клуба нередко непосредственно на заводах, в учреждениях и учебных заведениях проводятся выездные заседания горкома ДОСААФ , заседания депутатской оборонно-спортивной комиссии горисполкома. А возглавляет эту комиссию не кто иной, как депутат Н. Т. Скубаков. Следует лишь добавить, что янгиюльский пример я Узбекистане далеко не единичен. Однако не везде и не всегда учебные организации ДОСААФ , в том числе и автомотоклубы, проявляют 'глубокий ин ­ терес к первичным организациям Об ­ щества. Так, в городе Коломне Московской области довелось столкнуться с иной картиной. Во многих первичных организациях, особенно — малочисленных, военноппатриотическая и оборонно-массовая работа почти или совсем не ведется, да ив ряде средних и крупных коллективов иэ-оа отсутствия технической базы молодежь практически (лишена возможности изучать военное дело, овладевать военночгехническими специальностями. Уместно предъявить за это претензию 'горкому ДОСААФ , но там лишь два 'освобожденных работника, и возможности их весьма ограничены. В то же время в городе несколько учебных организаций Общества, а а них — более семидесяти 'штатных работников. Вот и возникает вопрос: есть ли у них право стоять в стороне от нужд первичных организаций, 'оставаться глухими к их запросам, замыкаться в рамках чисто клубных обязанностей? Между тем так оно м есть: десятки квалифицированных, как правило, подготовленных ив политическом, и в военном отношении людей, обязанных болеть за дела Общества, никакого участия в работе первичных организаций не принимают. Опыт лучших автомотоклубов, к аки вообще передовых учебных организаций ДОСААФ , должен стать достоянием всех клубов. IV пленум ЦК ДОСААФ предложил республиканским, краевыми областным комитетам закрепить за каждой учебной организацией, за каждым городским и районным спортивно-техническим клубом несколько первичных организаций для оказания им помощи в техническом обучении членов Общества и оборонионсиортив'ной работе. Рекомендовано на базе учебных организаций и спортивно-технических клубов шире проводить подготовку общественных инструкторов, тренеров и судей для низовых коллективов по заданиям, утверждаемым обкомами ДОСААФ , а также организовывать два-три семинара, сбора или инструктивно-методических занятия в год с руководителями кружков, тренерами команд. Участие штатных и спортивно-технических клубов в массовой оборонной работе предполагает самые разнообразные формы. Возьмем такой вопрос. На заводах, стройках, в колхозах, совхозах, учреждениях становится все больше автолюбителей и мотоциклистов. Как правило, это люди, проявляющие творческий интерес к технике. Многие из них охотно откликаются на предложения выступить в соревнованиях, пробегах, технических конкурсах. Опыт привлечения автомотолюбителей показывает, что именно в этой сфере лежат большие возможности для массового развития спорта. Кому, как не нашим клубам,