ко лет он прошел свыше 300 тысяч километров по самым разным дорогам. Афганец доволен машиной: наращенные борта позволяют ему создавать полутора — двукратную перегрузку, при этом серьезных поломок ходовой части не было. Он считает, что ЗИЛ превосходит по прочности «бедфорды» и ФИАТы. Однако при всех достоинствах советских грузовиков мы не можем рекомендовать этот «опыт» к применению: единственное его оправдание — нехватка машин. От Герата до Кабула, насколько хватает глаз, простирается пустыня с каменистым грунтом. Кто-то из наших водителей сравнил ее с поверхностью Луны. Действительно, нас встретило нагромождение остроугольных камней, красный и серый грунт, то твердый настолько, что не воткнешь лопату, то рыхлый — просто слой пыли на несколько сантиметров, и никакой растительности. Над всем этим нависла дымка перегретого воздуха, и сквозь нее виднелись силуэты далеких горных хребтов. Наши автомобили легко преодолели перевал на высоте 2500 метров, обгоняя местные грузовики. Водители приветствовали нас сигналами или жестами. На бензоколонке к нам подъехал ЗИЛ-130. Из кабины вышел водитель: — Смотрю, стоят русские автомобили, решил приветствовать вас. Спасибо за хорошую машину! За 120 тысяч километров ни одной поломки! Он рассказал нам, что работал на автомобилях разных стран, приходилось ездить и на советских, и ЗИЛ-130, по его мнению, лучше всех. Приятно было слышать такие отзывы о наших автомобилях, видеть, как уже старенькие ГАЗы и ЗИЛы, М АЗыи КрАЗы, УАЗы и «волги» трудятся в азиатских странах, заслужив доверие местных водителей своей надежностью и долговечностью. Любопытные рассказы ходят о «русском джипе»— так называют здесь ГАЗ-69. После ливневых дождей были смыты мосты через реки, и два джипа — американский «Виллис» и английский «Лэнд-Ровер» — при переправе вброд застряли в грязи. Шедший следом ГАЗ-69 вытащил на буксире обе машины. В развивающихся странах, где нет собственной автомобильной промышленности и работают купленные за рубежом машины, водители имеют возможность сравнивать их. Лестно было узнать, что это сравнение часто в пользу советских автомобилей. Итак, наш путь лежит в Кабул. Мы приезжаем туда вечером. Столица Афганистана — центр того беспорядочного движения, которое встречаешь здесь повсюду. Множество велосипедов, мотороллеров, мотоциклов и легковых автомобилей. Их движение порой никак не регулируется. Звуковой сигнал — постоянный спутник всякого транспорта. Даже велосипедисты без конца нажимают на клаксоны, по громкости не уступающие автомобильным. Днем на центральных улицах не увидишь грузовиков, только легковые машины. Бросается в глаза большое количество «волг», они популярны в Афганистане. Но что вы видите? В обычной «Волге» едет семь-восемь человек с багажом, а еще двоетрое скорчились в открытом багажнике. Не каждый легковой автомобиль может выдерживать такие нагрузки. Двухдневное знакомство с Кабулом — и снова дорога. Через несколько десятков километров мы пересекаем границуПакистана. Нас встречают указатели «Держи левее». Левостороннее движение. Все наши водители быстро осваиваются, и серпантины Хайбер-Пасса скоро уже не представляют для них трудностей. Асфальтированное шоссе вдоль знаменитой реки Инд переполнено автомобилями, поэтому мы не можем двигаться с максимальной скоростью, как это было в Афганистане. Здесь уже не встретишь машин без крыльев или капотов, разве что после аварии. Много КрАЗов и, конечно, «газиков». Вечером въезжаем в Равалпинди — столицу Пакистана. Чем дальше на юг страны — тем обильнее тропическая растительность. Вдоль шоссе тянутся плантации сахарного тростника, банановые рощи, заросли кокосовых и финиковых пальм. Заметно повышается влажность воздуха; к вечеру в Карачи, например, она достигает 80 процентов. Условия для активной коррозии кузовов — прекрасные. Здесь мы провели еще один цикл испытаний. Пакистанская фирма «Премьер Коммерция Корпорейшн» является агентом объединения «Автоэкспорт» по продаже советских автомобилей в Пакистане. Наш пробег был использован фирмой в качестве рекламы. На страницах газет появляются фотографии грузовиков в работе, во время испытаний. По просьбе различных торговых фирм демонстрируем автомобили. Многие сами садятся за руль, пробуют на ходу. Пока наибольший интерес вызывает ГАЗ-53. Двухтонный ГАЗ-66 тоже привлек к себе внимание специалистов. Эта машина не имеет конкурентов в своем классе, она значительно превосходит зарубежные аналоги. Наши водители Аркадий Толстолуцкии и Борис Копылов великолепно продемонстрировали на пересеченной местности способность этих машин преодолевать препятствия. Когда наш ГАЗ-66 прошел через бугры и канавы, где виднелись только тракторные следы, один из присутствующих пошутил: — Это не автомобиль, это очень сильный трактор! Наш испытательный пробег закончен. Программа выполнена. Мы держим путь домой. В Кабуле получаем разрешение пройти транзитом через Иран. Выбираем по карте кратчайшую дорогу, а вместе с ней неожиданно и новое испытание: около тысячи километров приходится ехать по грунтовой дороге типа «стиральная доска». На каждой остановке опытные водители осматривают на автомобилях «больные места» — все в порядке. Только однажды обнаруживаем повреждение — лопнул кронштейн крепления на облицовке радиатора. Поломку быстро устраняем, и снова в путь. Вот и пограничный городок Астара. С радостным волнением ожидаем окончания таможенных формальностей. Наконец знакомая лента шоссе с указателями и надписями на родном языке. В течение всего пробега мь\ регулярно сообщали на завод о поведении машин. Все шло хорошо. Автомобили выдержали испытания, заключительным аккордом которых был наш азиатский пробег. В. МАРТЮК, инженер Горький — Москва — Кабул — Равалпинди — Карачи — Тегеран Москва —«АВТОЭКСПОРТ» НА ВЫСТАВКАХ1971 ГОДАЕжегодно советская автомобильная промышленность показывает на международных выставках и ярмарках свою продукцию — грузовые и легковые автомобили, автобусы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды и велосипеды, специальные машины. Автомобили — один из самых ярких и привлекательных экспонатов советских павильонов. ЗИЛы и ГАЗы, «волги» и «москвичи» всегда окружены плотным кольцом людей. В нынешнему году «Автоэкспорт» представляет около 50 различных автомобилей в шести международных салонах и на пятнадцати специализированных выставках. Кроме того, почти триста экспонатов (автомобили, мотоциклы и велосипеды, фотографии, специальные кинофильмы, плакаты, рекламно-техническая литература и т. п.) будут демонстрироваться на пятнадцати международных ярмарках. По традиции год открыл Брюссельский салон, отметивший в январе свое 50-летие. Автомобильные фирмы всех стран стремились продемонстрировать свои самые интересные новинки. В этом году впервые здесь проводился национальный день СССР — советской автомобильной промышленности. Особый интерес у посетителей вызвал впервые демонстрировавшийся за рубежом автомобиль ВАЗ-2101, выпуск которого начался на Волжском заводе. Широко были представлены зарекомендовавшие себя на мировом рынке «москвичи», «волги», «запорожцы», грузовики ЗИЛа, Минского, Белорусского, Горьковского заводов. Вслед за брюссельским в феврале открылся 56-й международный автосалон в Амстердаме (Нидерланды), а в апреле — салон в Белграде. И здесь «Автоэкспорт» с успехом демонстрировал легновые автомобили «Волга» ГАЗ-24, «Москвич-412» и «427», ВАЗ-2101 и «Запорожец». Идет подготовка к сентябрьскому показу во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). А в октябре советские автомобили будут представлены в двух наиболее популярных автосалонах мира — Лондонсном и Парижском. География специализированных экспозиций «Автоэкспорта» еще шире. Уже прошли февральский показ в Аккре (Гана), выставка в Берлине, действовавшая с марта по май, мартовская выставка «Баума-71» в Мюнхене, где экспонировались только грузовые автомобили. В марте же жители Нюренберга познакомились с продукцией мотоциклетных и велосипедных заводов СССР. Впереди — показы в Копенгагене (Дания), Салониках (Греция) и Никозии (Кипр). Советские грузовики будут выставлены в июнеиюле в Марклеберге (ГДР). Традиционными стали передвижные выставки «Автоэкспорта». В феврале колонны советских грузовых и легковых автомобилей прошли по дорогам Афганистана и Панистана, весной их увидели жители городов Финляндии. Готовится летний рейд по Швеции, а в сентябре, после большой выставки автотранспортной техники в Лагосе около двадцати машин совершат пробег по Нигерии. Планируется на этот год два больших рекламных автопробега по странам Европы. Традиционным стало участие «Автоэкспорта» во всех международных ярмарках, в которых представляет советскую продукцию Всесоюзная Торговая Палата. И в этом году нашу экспозицию вновь увидят в Триполи, Брно, Будапеште, Познани, Дамаске, Измире, Лейпциге, Загребе, Пловдиве и Багдаде. Впервые отправятся советские машины на ярмарки в Монголию, Алжир, Перу, Бирму.На четвертой странице обложки помещены три фотографии, показывающие наши машины, представляемые «Автоэкспортом» за рубежом.29