в ох а.1> Cdo5> к я В* со s < в[-, оа со ш «Дождливым сентябрьским утром четыре грузовика — два ГАЗ-53А, два ГАЗ-66 — и «Волга» выехали из Горького, взяв курс на юг. Им предстоял нелегкий маршрут по дорогам Афганистана и Пакистана. Это были не первые уже испытания. Еще раньше грузовик ГАЗ-53 полгода экзаменовали за полярным кругом, при температурах до минус 60 градусов. Результаты подтвердили: есть машина, пригодная для работы в условиях Крайнего Севера. Помимо северного варианта коллектив Горьковского автозавода разработал тропическую модификацию базовой модели грузовика. Многолетний труд почти завершен, закончены лабораторные испытания, остается главное — убедиться в достоинствах машин на дороге. Программа, как всегда, обширна: надо выяснить, надежно ли работают охлаждение и тормоза при тропической жаре, что происходит с карбюратором, бензонасосом, как ведут себя сальники и тормоза. Асфальтированные дороги средней полосы, Северного Кавказа и Азербайджана промелькнули под колесами, не заставив автомобили напрягаться. Но вот переправа на пароме от Баку до Красноводска — и начались азиатские большаки. Испытатели давно знакомы с ними. Им нужен не только асфальт. И они специально выбирают здесь зыбучий такырник, солончаковую пустыню. Гладкая в засуху, она во время дождей становится опасной: солончак может засосать,СОВЕТСКИЕ ГРУЗОВИКИ ВАЗШкак болото, любую машину. Сейчас — солончак затвердел от жары и был как асфальт. На юге Туркмении, после города Мары автомобили прокладывали себе путь через песчаные дюны, через сопки, шли по дну высохших рек. Больше всего досталось «Волге», которая частенько вязла в песке. Приходилось брать ее на буксир. Несмотря на тяжелую дорогу и сильную жару, температура во всех агрегатах держалась в норме. Через десять дней перехода мы были уже в самой южной точке СССР, известной еще из школьной географии, — в Кушке. От границы идет великолепная бетонная дорога протяженностью 1180 километров. 680 из них построены Советским Союзом в дар Афганистану. Эта магистраль соединяет полукольцом северозападную, ю жнуюи восточную части страны. Здесь начинается большой подъем. Тяжело преодолевают его афганские машины, нагруженные так, что их полный вес доходит до 12—15 тонн. В Афганистане можно встретить и «Интернейшнл» на чешских шинах «Барум», и «шевроле», и «форды», и «маки», и «бедфорды», и «мерседесы». Очень много советских ЗИЛов и ГАЗов. Понятие о грузоподъемности в этой стране, как, впрочем, и во многих азиатских странах, не зависит от марки автомобиля, да и вообще довольно относительно. Владельцы считают, что машину можно нагружать до тех пор, пока она еще способнатронуться с места. Чтобы увеличить полезный объем, надстраивают второй этаж бортов, и высота автомобиля вырастает до 5—7 метров. Двукратная перегрузка — обычное дело. В результате прогибаются не только рамы, но и балки задних мостов. Из-за риска перевернуться на таком двухэтажном грузовике часто даже не съезжают на обочину. Обычно на «первом этаже» размещается груз — скот, мешки, бочки, ящики, а на втором и третьем — грузчики или пассажиры. Водители таких автомобилей, как правило, люди плохо подготовленные, но каждое их «усовершенствование» вызывает массу подражаний. Например, здесь «точно установлено», что передние крылья, капот и облицовка радиатора ухудшают охлаждение, а двери — вентиляцию кабины. В результате по дорогам движутся многоэтажные кузова с торчащей впереди рамой. На ней видны двигатель и остатки кабины, облепленные полусидящими-полулежащими людьми. Водители пристраивают к своим машинам широкие подножки — тоже для пассажиров. Мы решили уйти в сторону от основной магистрали и проехать 300 километров по грунтовой дороге. В Герате провели техническое обслуживание автомобилей (нам помогали советские люди, работающие на эксплуатации дороги) и двинулись на юг страны. Через 160 километров в провинциальном городке Фа ­ рах мы разговорились с афганским водителем грузовика ЗИЛ-164. За несколь-sЯЗа • «з й су о«с М |BJ>.KСО ПОа •« о, St-а л "8 . 5 ** v МS*Д ме се£«За