Г Техника Гехн1П НДИКАТОРЫ JJ НЕИСПРАВНОСТЕЙДве автомобильные фирмы создали устройства, которые позволяют водителю быстро обнаруживатьнеисправностьв автомобиле. Вычислительное устройство фирмы «Бьюик» н епрерывно контролирует работу двигателя. Если в нем появилось какое-то нарушениеритма или ухудшилась одна из его характеристик (вышел срок службы масла, недостаточна вентиляциякартераи т. п.), вычислительное устройство посылает соответствующий сигнал наприборный щиток. Аналогичная система предложена фирмой «Форд». Она связанас подсвечиваемым изнутрииндикаторомбарабанного типа на приборном щитке. Когда в двигателе появляется дефект, в барабане зажигаетсялампочка , а сам он поворач иваетсяиостанавливаетсяв одном из 16 положений, сообщая водителю о неисправности.СПОРТИВНЫЙНАРЯДТак выглядит «Шкода-ПОР». словацкого автомобилестроения. Это, например, к онтрольная лампа, сигнализир ующаяонеисправности тормозов, специальные красные сигнальные лампы. загорающиеся в торцах дверей, когда они открываются . Двигатель «Шкоды-НОР» — р ядный , ч етырехцилиндровыйсверхним расположением клапанов. Рабочий объем 1107 смЗ. По сравнениюс основной моделью мотор форсирован . Степень сжатия поднята до 9,5, а максимальное число оборотов — до 5500 в минуту. Это повысило мощность до 62 л. с. и крутящий момент до 8,8 кгм при 3500 об/мин. Машина, конечно, стала «более разборчивой» — ей нужен бензин соктановым числом не менее 96. Двигатель, сцепление, коробка передач и дифференциал объединены в один агрегат, размещенный, к аки на других моделях «Шкоды», непосредственно у задних, ведущих колес. В передней частимашины расположен довольно большой багажник (0,37 мЗ). Скорость у модели «НОР» достигает 145 км/час. При этом следует отметить и достаточно хорошуюдинамику — до • 100 км/час она разгоняется за 18,8 секунды. Средний расход топлива — 8,5 л/100 км. 32-литровый бензобак обеспечивает достаточный «радиус действия». Весит машинавснаряженном состоянии всего 885 кг, а грузоподъемность ее — 320 кг.! |J «шкоды»Недавно мырассказывалио новой модели завода «Шкода» в г. Млада Болеславе (<3а рулем», 1970, № 7). И вот еще одна модификация этой машины — спортивная «Шкода-ПОР». Основное отличие от базовой модели — новый двухдверный кузов-купе модной сейчас формы с плавно уходящей назад вниз линией крыши . В автомобиле спереди — два отдельных, т акназываемых анатомических кресла с индивидуальной регулировкой. а сзади — общее сиденье, н а котором могут разместиться два пассажира. Кузов «Шкоды-НОР» имеет дифференцированную жесткость: п риаварии сминаются, поглощая энергию удара, более слабые передняяизадняя облицовка, капот, багажник, бамперы, к рылья , а центральная, более жесткая часть машины , где размещаются люди, остается целой. Мягкая обивка щитка приборов и боковых стоек, у тапливающаяся колонка руля, пристежные ремни для всех четырех мест, р аздельный привод тормозов — все это делает скоростной спортивный автомобиль безопасным. Многие важные «мелочи» применены на этой модификации «Шкоды» впервые впрактике чехо-А это ее «рентгеновский снимок».В последние годы среди автоспортсменов приобрели большую популярность гонки «Кан-Ам». Это ежегодно проводим аясерия из 10—12 соревнований на трассах Канады и США. П равилами разр ешаетсяприменениедвухместных гон очных автомобилей сдвигателями неограниченного литража . Лучшие из них (такие, к ак «Мак-Ларен-М8Д», на котором одержана победа всерии гонок 1970 года) п ри собственном весе 650—700 кг располагают очень высокой мощностью — 630—670 л. с. и могут развивать 300—320 км/час. Широкопрофильные шиныивыполненные заодно с кузовом антикрылья не обеспечивают достаточного сцепления колес с дорогой, а следовательно, полного использования мощности. Поэтому американский конструктор-любитель Джим Холл, готовя к гонкам свою новую машину «Чаппараль-2Ж> с 700-сильным мотором, р ешил уподобить ее гигантскому пылесосу. Дорожный просвет на две трети длины и во всю ширину автомобиля по всему периметруперекрыт «юбкой» и зэластичной полимерной пленки . Два осев ых вентилятора, с монтированныев задней стенке кузоваиприводимые отдельным двигателем (800 см 3 , 50 л. с ) , отс асывают воздух из-под машины . Наружное давление воздуха прижимает весящий 820 кг «Чаппараль-2Ж» к дороге с усилием 840 кг.ГОНОЧНЫЙ «ПЫЛЕСОС»Стеклоочистители с электрическим, п невматическим или механическим приводом давно стали неотъемлемой принадлежностью любого автомобиля-. Однако «дворники» уже не могут считаться без упречнымипри движении на высокой скорости. Когда она достигает 170200 км/час, поток воздуха, поднимающ ийся от капотамашины вверх по ветровому стеклу, «отжимает» щетки стеклоочистителя. Они теряют контакт с поверхностью стекла. И именно на таких скоростях ухудшение видимости чревато опасными последствиями. Раньше всех с «парением» щеток столкнулись конструкторы спортивных автомобилей, п редназначаемых для длит ельных соревнований, к ак 24-часов.>1е гонки в Ле-Мане. После испытания неск олькихопытныхконструкций удалосьIЛЬТРАЗВУКОВОЙ «ДВОРНИК»и збежать этого опасного явления , снабдив каждую щетку миниатюрным антикрылом. Набегающий на него поток воздуха надежно прижимал связанную с ним щетку к стеклу, д ажепри 300350 км/час. Этот способ, и спытанныйв середине шестидесятых годов наспортивных автомобилях, сейчас уже применяетсяи на некоторых серийных легковых машинах . Дальнейшим шагом в совершенствовании стеклоочистителей явились эксперименты английской компании «Бритиш Лейланд». Ее инженерырешили вообще избавиться от снующих перед глазами водителя «дворников». Они применили ультразвуковое устройство (подробности его пока засекречены), о чищающее стекло от снега, дождя, грязи. «Чаппараль-2Ж». Создаваемая таким образом дополнит ельнаянагрузкана задние, ведущие колеса позволяет резкоулучшить сцепление колес с дорогой, з аметноуменьшивих про'буксовку. В результатена автомобиле можно проходить повороты со скоростью в среднем на 10 процентов вышеранее допустимого предела. Однако это преимущество омрачается одним существенным неудобством — все идущие следом машины «обстреливаются» из выходн ых отверстий вентиляторов мелкими камнямиипылью . Вот почему гонщикиназвали «Чаппараль-2Ж» гоночным пылесосом.30