В ПОМОЩЬ ПЕРВИЧНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМКаждый год десятки тысяч новичков становятся владельцами легких мотоциклов М-105. С первых же дней у них возникают вопросы, связанные с эксплуатацией. Но еще больше всяких «почему» и «отчего», когда мотоцикл начинает стареть. На вопросы, встречающиеся наиболее часто, отвечает начальник бюро двигателей Минского мотоциклетного и велосипедного завода Ю. В. Урусов. Причина — неравномерная псдача топлива. Нарушения возникают при засорении дренажных отверстий в пробке бензобака или поплавковой камере карбюратора, а также засорении топливных каналов на пути от бака к карбюратору. При резком увеличении «газа» двигатель останавливается. Как этого избежать! Причина — в неправильной регулировке карбюратора — он не обеспечивает минимально устойчивых оборотов холостого хода. Как правильно провести регулировку, подробно рассказывает инструкция. После какого пробега надо менять компрессионные кольца! Срок службы колец зависит от условий эксплуатации мотоцикла. Если соблюдать правила ухода за воздушным фильтром, то даже при езде по пыльным дорогам заменять кольца можно после пробега 10—12 тысяч километров. К этому времени зазор в замке колец (вследствие износа) достигает 2мм , а это предел для двигателя М-105. При большем зазоре резко уменьшается его мощность. Какие бензин и масло можно применять вместо рекомендованных в инструкции) Мотоцикл М-105, кроме бензина А-72, хорошо работает на бензине А-76. Как исключение, можно использовать А-66, но в этом случае во избежание детонации следует заменить прокладку под головкой цилиндра самодельной — толщиной 1,5 мм . Разумеется, мощность двигателя при этом несколько снизится. Вместо автола стоит применять более высококачественные масла — авиационные и дизельные — в тех же пропорциях. Наиболее популярно у мотоциклистов авиационное масло МС-20. М ожно ли карбюратор К-36М заменить другим , например К-36! Карбюраторы типа К-36 с разными индексами различаются диаметром диффузора и пропускной способностью жиклеров, поэтому замена их приводит к перерасходу топлива, ухудшению работы двигателя, а иногда даже к выходу его из строя. Отчего может отсутствовать искра в свече зажигания! Чаще всего из-за обрыва красного провода, идущего от генератора к катушке зажигания, плохого контакта провода высокого напряжения с катушкой или наконечником, неисправности наконечника и, наконец, при отсутствии зазора между контактами прерывателя. Какие детали двигателей М-104 и М-105 взаимозаменяемы! Полностью взаимозаменяемы на этих двигателях поршень с пальцем и кольцами, правый сальник (без корпуса) к о ­ ленчатого вала, ведущие и ведомые диски сцепления, педали переключения передач и кик-стартера, декомпрессор. Ю. УРУСОВ, инженерДОСААФК АК ГОТОВИТЬ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙС увеличением выпуска легковых автомобилей заметно возрос поток желающих получить права шофера-любителя. Долг первичных организаций ДОСААФ помочь этим людям. Одна из форм подготовки автолюбителей — курсы. Они могут быть открыты при любой первичной организации Общества с разрешения райкома (обкома) ДОСААФ. Для начала необходимо, чтобы первичная организация имела в своем распоряжении не менее двух (легковых или грузовых) автомобилей с двойным управлением, класс для занятий на 30 человек. В классе должны быть представлены узлы и агрегаты автомобиля изучаемой модели, желательно в разрезе, комплекты плакатов по устройству машины, пособия и плакаты по изучению правил движения. Программу подготовки можно получить в вышестоящей организации ДОСААФ. Преподавать устройство автомобиля на нурсах допускаются лица с высшим или средним образованием по автомобильной специальности. Правила движения могут преподавать инженерно-технические работники, имеющие удостоверение на право управления автомобилем, а также лица, получившие ранее соответствующее удостоверение ГАИ. Практическое вождение имеют право преподавать лишь те водители, кто имеет свидетельство об онончании курсов по методике обучения вождению. Уточнив все возможности для подготовки автолюбителей, следует приступить непосредственно к организации курсов. Вначале открывается счет в сберкассе на имя председателя или ответственного за курсы члена комитета первичной организации ДОСААФ.' Затем проводят набор слушателей, разъясняют им условия приема, часы занятий и т. д. Каждый желающий заниматься на курсах должен представить заявление, медицинскую справку, корешок почтового перевода на плату за обучение, две фотокарточки 3x4 . Занятия можно начинать только после регистрации группы в учебном отделе автомотоклуба. Если танового нет — в Государственной автоинспекции. Для регистрации нужны форменное заявление с решением райкома ДОСААФ и список обучаемых, смета, трудовое соглашение с инструкторами и преподавателями, документ об оплате за регистрацию группы. В процессе работы курсов надо своевременно и аккуратно вести учебный журнал, составлять расписание занятий, четко заполнять ездовые карточки и путевые листы — документы, без которых комиссия не допустит автолюбителя к экзаменам. Окончившие курсы автолюбителей сдают экзамены по устройству автомобиля, зачеты по правилам движения и получают свидетельства. После этого группу оформляют на экзамены ГАИ. Делает это представитель первичной Организации не менее чем за три дня. При этом он представляет следующие документы: классный журнал, экзаменационный протокол с уназанием номеров свидетельств и количества часов практического вождения автомобиля, личные карточки водителей с приложением (два фото, медицинская справка, квитанция банка об оплате за экзамен в ГАИ и свидетельство об окончании курсов на каждого). При организации курсов автолюбителей или мотоциклистов, как подсказывает практика, надо шире привлекать актив, умело использовать материальную базу спортивно-технических клубов. В. ЛОБАСТОВ, заведующий методическим кабинетом Московского городского автомотоклуба ДОСААФТ ЕМ , КТО ЕЗДИТ НАN1-105Почему мотоцикл не развивает максимальную скорость, указанную в технических условиях! Чем это объяснить!4Основные причины снижения скорости одинаковы для всех мотоциклов с двухтактным двигателем. Это отложение нагара в выпускной системе и неподходящее калильное число свечи, неправильная установка зажигания и регулировка карбюратора, чрезмерное натяжение цепи и недостаточное давление в шинах, неплотное соединение половин картера или карбюратора с цилиндром. Кроме того, на М-105 нужно контролировать зазор между грибком икрыш ­ кой воздушного фильтра — он должен быть в пределах 7—8 мм . Для очистки выпускной системы снимают цилиндр двигателя, трубу и глушитель. Нагар из каналов цилиндра удаляют скребками, из трубы — металлическим ершом. Глушитель и его решетку обычно прожигают. Признаками негерметичности кривошипной камеры служат потеки масла на стыке половин картера, разжижение и увеличение объема масла в коробке передач. В первом случае необходимо разобрать двигатель и заменить прокладку, смазав ее бакелитовым лаком или нитрокраской, во втором — заменить сальник на левой цапфе коленчатого вала. Карбюратор перед регулировкой очищают от грязи и промывают ацетоном, чтобы удалить из топливных каналов смолистые отложения. Нужное качество смеси подбирают перестановкой иглы. Испытания проводят на шоссе, проезжая 1,5—2 км на максимальной скорости. При нормальном составе смеси юбка изолятора свечи имеет светло-коричневый цвет. Наиболее подходящую величину опережения зажигания выбирают в пределах 3,4—3,9 мм до верхней мертвой точки поршня. Максимальный зазор между контактами должен быть 0,35—0,40 мм . Если калильное число свечи ниже, чем требуется, то после пробега 2—3 км скорость мотоцикла снижается, а после остывания двигателя — снова увеличивается. В этом случае свечу надо сменить. Дело в том, что калильное число многих свечей, имеющих одинаковое обозначение, значительно различается. Почему скорость мотоцикла периодически (через одну-полторы минуты) то увеличивается, то падает!1г. Минск18