О ПРАВАХ ВОДИТЕЛЯ-ЛЮБИТЕЛЯ И ОБМЕНЕ УДОСТОВЕРЕНИЙА. Винокуров из Киргизской ССР, A. Мельник из Минской области. B. Астафьев из Ставропольского края и многие другие читатели спрашивают, может ли автолюбитель управлять легковыми и грузовыми автомобилями, принадлежащими государственным учреждениям и предприятиям. Их интересует также порядок обмена водительских удостоверений. Вот что сообщил нам сотрудник Управления ГАИ МВД СССР подполковник милиции С. А. Гороховский.Согласно Положению о порядке прис военияквалификации водителя автомототранспорта, шофер-любитель не мож етработать по наймувкачестве водителя, но имеет правоуправлять легковыми и грузовыми автомобилями незав исимо от ихпринадлежности , если использование автомобиля вызвано исключительной производственной необходимостью. Шоферы-любители в этом случае обязаныотлично владеть техникой вождения ихорошо знать автомобиль. П рипоездках на государственныхмаши ­ нах обязательно оформляют путевой лист с указанием занимаемой должности водителя и цели поездки . С введением новоговодительского удостоверения (см. «За рулем » , 1970, № 3 и 12), с огласнопорядкуприсвоения квал ификации , шофер-любитель отнесен н категории с индексом «В», то есть получает право управлять автомобилями, разрешенный максимальный — полный — вес которых не превышает 3500 кгичисло мест для сидения ( п оми ­ мо водительского ) не превышаетвосьми . С 1января 1971 года водительские удос товерениястарогообразца всех видов действуют наравне с новыми удостовер ениямииподлежатобменутолько взамен пришедшихвнегодноесостояние , а также по истечениисрокалишенияправ на управлениетранспортными средствам ииприутрате . Вместе сновым удостов ерениемвыдаетсяи талон предупрежде ­ ний нового образца. Постепенно будут заменены удостоверения всем водителям.8 —11 никеля ) . Столь значительным доб авлениямэтих металлов иобязана «нер жавейка » своей дороговизной . Опытные образцы автомобилей с кузовами из этой стали впрошлом строил ись не раз . Еще в 1936 году «Форд» изг отовилодинобразец своей серийной легковой модели с « н ержавеющим » кузовом. После пробега 800 тысячкило ­ м етров он сохранился безупречно, но подсчетыэкономистовпоказали , что себестоимость машиныс таким кузовом дажепри массовом производстве будет громадной. Ч етыре года назад на выставках демонстрировался спортивный «Порше911», чей кузовтакже был сделан из « н ержавейки » . А втомобиль стоил вдвое дороже обычного, и желающих приобрести его не нашлось . Таким образом, использование нержав еющей стали вкачествематериала для кузововлегковыхмашин нецелесообразно апервую очередь по экономическим соображениям.МАШИНА ДЛЯ ВСЕХПосле дорожных испытаний автомобиля, мотоцикла и мотороллера, проводившихся редакцией ,в предыдущие годы, наступила очередь одного из самых легких моторных средств передвижения — мопеда. Наш выбор пал на последнюю модель — «Верховина-3» (см. «За рулем», 1970, № 9), поступившую в продажу в прошлом году. Львозский мотозавод любезно выслал нам мопед, взятый со склада готовой продукции и упакованный в штатную тару. Таким образом, редакция получала машину, как все, кто получает мопеды через Посылторг. На товарном складе Киевского вокзала Москвы я извлек мопед из ящика и удалил с него консервирующую смазку. Чтобы привести машину в боевую готовность, понадобилось только закрепить руль двумя хомутами, подкачать шины и залить топливную смесь. После проверки уровня масла в коробке передач, выполняя указания инструкции, пустил двигатель. Удалось это с первой же -попытки. Пока он прогревался, я осмотрел мопед. Внешний 'вид мне понравился: пропорциональные размеры основных узлов, нарядный вишневый цвет хорошо нанесенной краски, подчеркнутый хромированными деталями, аккуратная сборка — все это создает приятное впечатление. Я, старый мотоциклист-спортсмен, привыкший к мощным машинам, предполагал, что езда на мопеде не доставит мне удовольствия. Но теперь, когда позади первые 600 километров, должен признаться, что опасения не оправдались — я полюбил эту легкую машину. Для испытания ее ходовых качеств я отправлялся в путешествия по Подмосковью. Мне удавалось пробираться в такие заповедные места, о существовании которых и не догадывался. Встречавшиеся там пешие туристы или рыболовы смотрели на меня так, будто я спустился на вертолете. Двигатель все это время работал нормально — не перегревался, когда я ехал по шоссе с допустимой при обкатке скоростью 30 км/час или двигался do лесным тропинкам, используя в основном первую передачу. Особенно хочется отметить безотказный пуск двигателя при любой погоде. Это большое достоинство машины. Мопед устойчив на плохих дорогах и легок в управлении. Есть у меня и некоторые замечания, но о них в другой раз. Испытания продолжаются. С их результатами мы познакомим читателей после окончания летнего сезона. С. ИВАНОВКАКНАЛАДИТЬРЕЛЕНекоторые мотолюбители при налаживании самодельного реле уканателей поворота («За рулем, 1970, № 5) столкнулись с тем, что при пуске двигателя увеличивается частота мигания ламп. Другие жалуются на «хаотичность» работы реле. Как избавиться от этого, рассказывает инженер Д. А. Кочетов — автор опубликованного материала. Если при неработающем двигателе реле функционирует нормально, значит, оно собрано правильно. Нарушение же его работы при пуске двигателя вызывается помехами (а основном от системы зажигания), проникающими по цепи питания реле. В большинстве случаев отДВИГАТЕЛЬ НЕПОДОЙДЕТМожно ли установить двигатель К-650 или К-750 на мотоцикл БМВ Р-35? — с прашивают В. К омаров из Днепропетровска и К. Ш иванов из Вологды. Д вигателиотечественныхтяжелых мот оциклов (К-650, К-750, М-63) нельзя исп ользовать на мотоцикле Р-35. Дело не только в трудностях монтажа, связанных сприсоединениемкоробки передач (она имеет иные присоединительные размеры, и впервичном вале нет отверстия для штонаприводасцепления ) . Основное — к оробка , к арданнаяиглавная передачи не выдержатнагрузок , с ообщаемых им двигателем . Если жеиспользоватьновыйдвигательскоробкой , то придется замен итьиглавнуюпередачу , и наче колесо будет вращатьсяв обратную сторону. О днакоитакой способ нельзя рекомен ­ д овать , п осколькув этом случае противится недостаточная прочность ходовой части , о собенноприэксплуатации мотоцикла с коляской.Схема включения емкостного фильтра (выделена утолщенными линиями).н их удается избавиться , если присоеди ­ н ить провода, п одающиепитание на реле, н епосредственнок выводам аккумуля ­ т орнойбатареи . Когда жеи эта мера не дает эффектаили по каким - т опричинам нежелательна, можно включитьв цепь питаниятранзисторов Т, и Т„ (см. р ис . 1 и3вуказанном номере журнала ) дополнительный емкостный фильтр, к ак показано выше на рисунке . В еличины сопрот ивления Г<ф подбираютв пределах от 20 до 200 ом , е мкости конденсатора Сф — в пределах от 20 до 500 мкф , ост анавливаясь на наименьшихзначениях , о беспечивающихнормальнуюработу реле. В ыводы деталей реле следует соедин ить по принципиальной схеме ( п осколь ­ к умонтажная схема приближенно ^ п ока ­ з ываетлишьрасположение деталей и сое динительных проводов). Это тем более обязательно , если применяются другие приборы, хотя ис одинаковыми электрическими параметрами. Например, транз исторы П-39 и МП-39 имеютразличнуюцоколевку , а диоды Д241 и Д241П — разную полярность. Д анные об электрических параметрах приборов , п ригодных для реле, и расш ифровку их обозначенийможнонайтивсправочниках , у чебникахикнигах по радиотехнике.НЕРЖАВЕЮЩИЙКУЗОВ«Почему кузова легковых автомобилей не делают из нержавеющей стали, — спрашивает В. Зыбко из Первоуральска.' — Ведь кузов из такого материала не разрушается коррозиен, и машина может служить владельцу многие десятки лет».Н есущийкузовлегкового автомобиля являетсядовольнотрудоемкими дорог имвпроизводствеузлом . Его вес и себестоимость составляют около 40 — 50 процентов от веса исебестоимости всей машины . Следовательно, замена обычнойлистовойуглеродистойстали , из ноторой штампуют детали кузова , д орогостоя ­ щей « н ержавейной » повлечет значитель ­ ное удорожание всего автомобиля . Н ержавеющая сталь бывает хромистой (с содержанием 13 — 27 процентов хрома) и хромонинелевой (18 процентовхромаи25