Из зала судаПеред нами характеристика, выданная автобазой № 18 Мосторгтранса шоферу первого класса Лужецкому В. С. Мелькают слова «ударник, чуткий, отзывчивый, нарушений не имеет...» Казалось бы, все в порядке — и человек хороший и работник образцовый. Но существует одно немаловажное обстоятельство — с характеристикой этой мы познакомились в народном суде Тушинского района Москвы. ...Поздний час теплого майского вечера. В ярком свете фонарей — широкая лента Волоколамского шоссе. Ни одной машины. Лишь две женщины, не торопясь, идут к остановке «Сходненский тупик». Идут где положено — по тротуару. Разговаривают о своих делах. У каждой заботы — у одной дети подрастают, у другой... Но еще неза молоком, в город Талдом. Затем я вернулся. После этого я выехал во второй рейс, в город Середа Волоколамского района и потом вернулся в Москву. Проснулся оттого, что почувствовал сильный удар, — дает показания водитель. И очень почему-то напирает подсудимый на тот факт, что он спал, что наезд совершил «во сне», будто это обстоятельство может смягчить его вину. — К ак же могло получиться, — задает ему вопрос председательствующий, — что вы, опытный водитель, заснули за рулем? Из ответа подсудимого получается, что виновата администрация автобазы, где он работает. Водитель утверждает, что администрация предлагает водителям выполнять в один день по два рейса с большим километражем, а это приводит к переутомлению.К исходу сутоксколько секунд, и для них навсегда остановится время. Еще несколько секунд, и останется навечно одной — сорок, а второй — сорок пять. Применительно к ним будут употребляться только специальные слова — потерпевшие, опознание, морг, следствие. Тяжелый молоковоз, которым управляет шофер с почти тридцатилетним стажем, неумолимо нагоняет идущих. Хотя неверно это, водитель не управляет. Он спит. Да, да, квалифицированный, чуткий шофер смотрит сны, сидя за рулем мощного грузовика. Остальное с предельной ясностью записано в судебном деле. «Подсудимый 5 мая 1970 года в 23.30, управляя технически исправной машиной ЗИЛ-130 и следуя по Волоколамскому шоссе, у дома № 104 заснул за рулем, выехал на правую обочину и сбил двух пешеходов — ^Кондратьеву и Карасеву, отчего они скончались». Итак, народный суд рассматривает дело водителя Лужецкого, дело, которого могло и не быть, если бы водитель... — В этот день я проснулся в пять утра, а в семь часов уже выехал в рейс Но суд постепенно выясняет, кто же на самом деле виновен в том, что шоферу Лужецкому пришлось поехать в два дальних рейса. Вызванная в суд в качестве свидетеля диспетчер автобазы № 18 сообщила: — По просьбе шофера Лужецкого я выдала ему два путевых листа на два рейса. И подсудимому пришлось признать, что никто его ехать не заставлял. Он сам потребовал, чтобы ему выписали путевые листы на эти длинные рейсы. Алчность — первая причина трагедии. Почему же не сработала контрольная инстанция? В проступке диспетчера кроется вторая причина. Но как мог диспетчер допустить подобное нарушение и выдать Лужецкому эти две путевки? Тут надо смотреть глубже. Атмосфера беспечности, бесконтрольности, не встречавших противодействия со стороны руководства автобазы, создала условия, которые способствовали преступлению Лужецкого. Это—третья причина. Есть еще и четвертая. Ее также вскрывает суд.— Раз уж вы, Лужецкий, в нарушение существующего порядка, о котором не могли не знать, взялись поехать в эти два рейса, то вы имели право выбрать время и место для отдыха в пути? — обращается « «ему судья. — Да, это верно, у меня был свободный график. — Почему же вы не сделали этого, почему не подумали о том, что по улицам ходят люди? — вопрос прокурора. — Как вы могли нарушить самые элементарные положения Правил движения? — задает вопрос народный заседатель. — Ведь пешеходы доверяют вам свою жизнь, верят тем, кто сидит за рулем. А вы... В голосе спрашивающего возмущение, он сам шофер, ему стыдно за Лужецкого. Нет, ни о чем не подумал шофер. Опытный водитель, которому следовало примером быть для молодых, грубо нарушил святая святых своей профессии — Правила, запрещающие водителям управлять транспортным средством при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения. — ...Подсудимый Лужецкий допустил преступную небрежность, результатом которой явилась трагедия, — сказал прокурор в своей речи. Тушинский народный суд направил частное определение в адрес тех, кто создал условия бесконтрольности и безответственности, в адрес руководства Управления торгового транспорта Главмосавтотранса. И только после этого появился приказ по автобазам, категорически запрещающий выполнять одному шоферу в один день два рейса большой протяженности. Вот уж воистину, пока гром не прянет... Строгое административное взыскание получил директор автобазы № 18 Козлов, непосредственный виновник того, что Лужецкий смог уехать в рейсы, закончившиеся так трагично. Поведение подсудимого во время процесса показало, что он осознал тяжесть совершенного им преступления. К сожалению, этого нельзя сказать о коллективе, где работал водитель. В зале судебных заседаний всем на удивление появился общественный защитник, которого автобаза направила, чтобы выгородить Лужецкого. Естественно, что народный суд это необоснованное ходатайство отклонил и приговорил Лужецкого В. С. к восьми годам заключения в исправительно-трудовой колонии общего режима. Наталья КУЗНЕЦОВАПо письму приняты меры НАРУШИТЕЛИ ДИСЦИПЛИНЫ НАКАЗАНЫГруппа работников Кемеровского областного автомотоклуба ДОСААФ обратилась в редакцию «За рулем» с письмом, в котором указывалось на недостатки в учебно-воспитательной работе среди преподавателей и курсантов, а также на неблаговидные поступки, совершенные заместителем начальника АМК по учебно-производственной работе П. Сушкевичем и шофером-инструктором В. Злобиным.Как сообщил председатель Кемеровского областного комитета ДОСААФ Г. Пушков, которому письмо было направлено на расследование, многие изложенные в нем факты подтвердились. За недобросовестное исполнение служебных обязанностей и пьянство П. Сушкевич уволен из АМК. Начальнику клуба А. Вызову за слабое руководство учебно-воспитательным процессом объявлен выговор. Такое же взыскание получил В. Злобин. Коммунисты клуба за нарушение производственной и партийной дисциплины отстранили его от обязанностей секретаря партийной организации. Областной комитет ДОСААФ принял ряд других мер, направленных на улучшение учебной и воспитательной работы п Кемеровском автомотоклубе.ОШИБКА ИСПРАВЛЕНАВодители Липецкого пассажирского автотранспортного предприятия № 1 написали в редакцию о том, что администрация несправедливо лишила их премии. Проверкой жалобы на месте по просьбе редакции занимался областной совет профессиональных союзов. Как сообщил нам секретарь облсовпрофа тов. Моторин, администрация предприятия действительно допустила ошибку в отношении водителей, работающих без кондукторов. Приказ о лишении премий отменен, а удержанные с водителей суммы возвращены. Облсовпроф предложил также ФЗМК предприятий и организаций активизировать деятельность общественных контролеров.22