Ежегодно армия автолюбителей призывает под свои знамена тысячи новых энтузиастов, и прежде всего им, впервые севшим за руль, мы адресуем эти простые правила обращения с автомобилем. ...Наконец позади все волнения и хлопоты, связанные с покупкой и оформлением. Новый автомобиль ждет вас. Водительское удостоверение еще хрустит и сверкает. Свидетельство на «право управления». А достаточно ли этого? Разве вы уже знаете, как сделать сумму «водитель плюс автомобиль» безопасной для окружающих, удобной и безотказной для себя самого? Надолго сохранить работоспособность агрегатов машины, быть уверенным, что в любое время они не подведут? Считайте свой автомобиль живым существом. Автомобиль имеет свои потребности (они ясно изложены в заводской инструкции) и, к ак каждый организм, предел возможностей, превышать который опасно. Обращайтесь с ним словно с конем. Задавайте воврем я «овес, сено и воду», пользуйтесь «кнутом» лишь в исключительных случаях, а если он плохо себя чувствует, обратитесь к «врачу». Итак, сегодня ваш первый выезд. С чего начать? Получив машину, прежде всего внимательно ознакомьтесь с инструкцией завода. Эта маленькая книжечка — верная постоянная опора для начинающего автомобилиста. Но даже самая подробная инструкция определяет лишь главное в ваших отношениях с автомобилем. Поэтому мы специально для новичков предлагаем советы на каждый день. В целом это что-то вроде начальной школы в вашем автомобильном образовании. Сегодня поговорим о том, что нужно делать перед выездом. 1. Осмотр и проверка. Они должны войти в привычку, как чистка зубов и умывание. Что проверить сначала? Уровень масла в двигателе и охлаждающей жидкости. 2. Если ваш автомобиль хранится в гараже, не забудьте перед пуском двигателя открыть настежь двери бокса. Выхлопной газ очень ядовит и коварен, и неосторожные водители иногда замечают повышение концентрации его, только сильно угорев. 3. Прежде чем пустить двигатель, убедитесь, что рычаг переключения находится в нейтральном положении. Включая стартер, выжмите сцепление. Это разгрузит стартер, облегчит ему работу. Особо важна такая «хитрость» зимой, при пуске двигателя в мороз. 4. Если карбюратор вашей машины (например, «Жигули») снабжен специальным пусковым устройством, не держите его включенным больше времени, чем нужно. Это же относится к управлению воздушной заслонкой карбюраторов других автомобилей. 5. Пока холодный двигатель не заработал, не нажимайте на педаль таза. 6. Не бойтесь, что холодный пуск двигателя зимой повлечет повышенный его износ. Последние исследования показали, что при использовании соответствующих, то есть рекомендованных в инструкции, масел и бензинов он не превышает нормы. 7. Наиболее вероятные причины неудачного или затрудненного пуска двигателя при низких температурах: полуразряженная батарея аккумуляторов, слишком вязкое масло, несоответствие регулировки системы питания условиям эксплуатации, плохой контакт «массового» провода, плохая компрессия. Причины ясны? Принимайте меры. 8. Если две-три 5-секундные попытки пуска стартером не принесли результата, дайте аккумулятору «отдохнуть» несколько минут и повторите их. Если и после этого мотор не заработает, не терзайте стартер, а ищите причину «упрямства». К ак ? Зимой — (пользуясь советом № 7, летом лее — советом № 10. 9. Заводя машину в жаркую погоду или при горячем двигателе, не нужно включать пусковое устройство «Жигулей» или закрывать воздушную заслонку «Волги», «Москвича», «Запорожца». 10. Когда двигатель перегрет и заводится неохотно, медленно нажмите до конца педаль акселератора и одновременно включите стартер. 11. Некоторое время после запуска дайте мотору поработать вхолостую, на средних оборотах. Ведь и вы, проснувшись утром, «е вмиг «приходите в себя». 12. Уделите внимание и шинам — осмотрите их. Если они вызывают подозрение, не поленитесь достать манометр, проверить давление и при необходимости довести его до нормы. 13. Осмотрите всю машину, проверьте исправность фар, подфарников, указателей поворота, габаритных фонарей и «стоп-сигналов», освещение номера. 14. Пора трогаться? Нет. Убедитесь, не стоит ли автомобиль на ручном тормозе. Не надейтесь, что на тормозе не тронешься. Отлично тронешься и причинишь ущерб регулировке тормозов. 15. На стоянке ив гараже лучше вообще не ставить машину на ручной тормоз. Достаточно включить одну из низших передач или задний ход. Оставьте стояночный тормоз для уклонов. 16. Выезжая, бросьте взгляд на приборы. Всегда полезно знать, сколько бензина у вас в баке. Своевременная заправка избавит от раздумий и гад анья : «хватит-<не хватит». 17. Нежелательно, особенно зимой, «вырабатывать» бак до предела. Внизу может скопиться грязь и вода, и одна капелька такого «коктейля», попав в систему и не вовремя замерзнув на клапане бензонасоса или в трубке бензопровода, заставит вас испытать несколько неприятных минут, а может быть и часов. 18. В первые минуты движения избегайте высоких оборотов коленчатого вала, если мотор недостаточно прогрет. В этот период двигайтесь на низших передачах и не требуйте от автомобиля его обычной динамики разгона. 19. Давление масла — основной показатель исправности двигателя. Его нужно контролировать постоянно. Если давление в системе колеблется в пределах от 5 (на холодном двигателе) до 2—2,5 кг/см 2 (на прогретом) при средних оборотах — смазка идет нормально. 20. Контрольная лампочка аварийного падения давления (на «Жигулях») может поднять тревогу и при исправной системе смазки. Сопоставляйте ее сигнал с температурой двигателя и оборотами холостого хода. Если температура высока, а обороты малы — давление на холостом ходу может упасть до 0,5 кг/см 2 , и лампа вспыхнет, когда нет оснований для тревоги.