12
13
дана на базе мопеда «Верховина-3» (см. «За рулем», 1970, N« 9). К онструкторы учли многочисленные пожелания мотолюбителей и предусмотрели на руле нового мопеда ветровой щиток. мопед снабжентакже большим съемным багаж ­ н иком , на который можно поместить вещевые сумки . В нынешнем году завод выпустит 30ПОДЗЕМНЫЙГРУЗОВИКг.ЛьвовДля транспортировки руды вшахтахирудниках , г рунтаи скальных пород при строительстве тоннелей нужны специальные грузовини. Их габариты ограничены жесткими нормами, чтобы обеспечить минимальный радиус поворота. Кроме того, таная машина должна иметь возможность двигаться вперед и назад, не разворачиваясь. Вся служба автомобиля такого типа проходит под землей, и наличие эффективного нейтрализатора выхлопных газов здесь обязательно.РАФ ГОТОВИТСЯ К НОВОСЕЛЬЮМ ашинысмаркойРижского опытного автобусного завода можно встретить во всех наших городах. Маршрутное такси , служебный экскурсионный автобус, скорая медицинская помощь — вот несколько профессий, которые уверенно освоили микробусы РАФ . Спрос на них велик, но завод полностью не может его удовлетворить. Выросший из небольшого предприятия, он зажат зданиями старого города. В новой пятилетке завод микроавтобусов изменит адрес. Он обоснуется в Елгаве. Там на окраине города уже идут строительные работы. Когда сооружение этого большого современного предприятия будет завершено, оно станет ежегодно выпускать по 15 тысяч машин.ФотоТАССDEPIEHEB 1IIIKIТрансмиссия. Г лавная передача, нолеса и шиныНа автомобиле « Ж игули » , к аки на многих других современных моделяхс классической компоновкой , главная пере ­ дача установлена вбалкезаднего моста и соединена с колесами посредством полуосей. О на представляет собой редук ­ т орс гипоидными коническимишестер ­ нями. С егодня почти на всех легковых автомобилях срасположеннымвпереди двигателем и задними ведущими колесами применяютсятакиешестерни . Гипоидное смещение вниз оси ведущейше ­ стерни (у « Ж игулей » о но равно 31,75 мм ) позволяет опустить ось карданнойпере ­ дачи, с оединяющейкоробкупередачсзадниммостом , а следовательно, п омо ­ гает понизить туннель над карданным валом. Т акимобразом удается немного опустить подушкузаднего сиденья и, как результат, сделать заднюю часть крыши более покатой. Балка заднего моста, сваренная из двух половин, о бразуетв центральной части расширение , куда входит редукторПродолжениесериистатей по устрой ­ ству автомобиля «Жигули». Общее описание — 1970. № 8; к омпоновка — 1970, № 9: у стройстводвигателя — 1970, № 11; механизм газораспределения — 1970, № 12; с истемапитания — 1971, № 1; с истемаохлаждения — 1971, № 2; система смазки — 1971, № 3; с цепление —• 1971, № 4; к оробкапередачикарданнаяпередача — 1971, № 5.Столь сложным требованиям полностью отвечает новый автопоезд-рудовоз МоАЗ-6401-9585, созданный на Могилевсном автозаводе. Это одноосный тягачс самосвальным полуприцепом грузоподъемностью 20 тонн. Полуприцеп вмещает 11 мз грунтаиразгружается назад. Собственный вес автопоезда 18 тонн . Новый МоАЗ снабжен 200-сильным дизелем ЯМЗ-238, гидромеханической трансмиссией с четырьмя передачами вперед и назад. У автомобиля удобная кабина с хорошей обзорностью, гидравлическая рулевая система. Сцепное устройство позволяет полуприцепу поворачиваться относительно тягача на 45 градусов. Благодаря этому у автопоезда длиной 8,3 м радиус поворота (по внутреннему нолесу) составляет 3,3 м. Ш ины односкатные размером 18 , 0 0 — 25. Скорость — 4 0 нм/час. первая промышленная партия новых рудовозов уже отправлена в распоряжение заназчика — Министерства цветной металлургии СССР. Скоро будет развернуто их серийное производство.12-местный микроавтобус РАФ-2203. Позади заднего рядасидений — вмес тительныйбагажник , доступ к которому открываетсячерезподъемную двер-цу.ЛЬВОВСКИЙ «ТУРИСТ»Новоселье завод отметит новой моделью. Ее первые образцы, носившие индекс РАФ-982, испытывались ещетри года назад (см. «За рулем», 1968, № 1). С тех пор построено еще пять разных экспериментальных автобусов. Шестой по счету — 12-местный РАФ-2203 — является непосредственным прототипом тех маш ин , что будут сходить с конвейера в Елгаве. Новая модель вместительней и легче своих предшественников. Отличается она и элегантной внешностью. РАФ-2203, подобно серийному 10-местному РАФ-977Д, базируется' на агрегатах «Волги».БелНИТИАТВ Минске недавно организован Белор усский научно-исследовательский и технологический институт автомобильного транспорта (БелНИТИАТ). Он будет вести исследования в области повышения эффективности автотранспорта, технического обслуживания и ремонта автомобилей большой грузоподъемности, а такж е заниматься вопросами безопасности движения.Для любителей путешествий Львовский мотозавод подготовил новинку — мопед «Турист». Его производство началось в первом квартале 1971 года. У этой летной машины современная форма и хорошие техническиепоказатели . Она соз главной передачи. С воим фланцем пос редствомвосьмиболтов он крепитсявбалке . За характернуюформу , н есколь ­ ко напоминающую негритянский музы ­ к альныйинструмент , б алкутакого типа называютиногдамостом типа « б анджо » . Ведущая 8и ведомая 15 шестерни главной передачи (см. рисунок) вращаю тсясоответственно на роликовыхкони ­ ч ескихподшипниках1и 11 вчугунном картере 6редуктора главной передачи. Ш естерня 15 привернутакнеразъем ­ н ойкоробке 13 дифференциала , в кото ­ р ойзаключены сателлиты 16, п осажен ­ ные на ось 14, и находящиесяснимивзацепленииконическиешестерни 12 по ­ л уосей . Ш естерни8и 15 имеютсоот ­ в етственно 10 и 43 зуба , ч емобеспечи ­ вается передаточноечислоглавнойпере ­ д ачи , р авное 4,3. Подшипники установлены в горловине картера 6с предварительным натягом, с оздаваемымдеформацией втулки 5 при затяжкегайки2смоментом 12—18 кгм . Гайка 2снабженапластмассовой вставкой, о бжимающей резьбу, и является поэтому самоконтрящей. Необходимый предварительный натяг роликовыхподшипников 11 обеспечива ­ ется одновременнымиравномернымза ­ ворачиванием обеих регулировочных гаек 17. Н ужнаявеличинаегодостигает ­ ся тогда , к огдарасстояниемежду внутр еннимиторцамикрышек 10 подшипни ­ к овувеличится на 0,16—0,2 ммпротив исходного положения. Для нормальной работы шестерен главнойпередачиважна не толькопра ­ в ильнаязатяжка их подшипников . Н еоб ­ х одимо также обеспечить в зацеплении шестерен нужные зазоры.Исходное положение ведущей шестерни 8 устанавливается подборомтолщи ­ н ырегулировочнойпрокладки 7. Б око ­ в ойжезазор (0,08—0,12 мм ) м еждузу ­ б ьямишестерен8и 15 задаетсяполо ­ ж ениемгаек 17, к оторыепослеустанов ­ ки необходимого зазора контрятся фиксирующими язычками, привертываемыми ккрышкам 10 подшипниковдифферен ­ циала. Все эти регулировкиследуетвыпол ­ нять лишьв специализированных мастерских, располагающих необходимыми инструментами и приспособлениями. В нутрикаждойшестерни 12 нарезаны внутренние шлицы, куда входит шлицо ­ в анныйконецполуоси 18. Т акимобра ­ з ом , полуось с одной стороны через шестерню 12 икоробкудифференциалаопирается на подшипник11 . С другой стороны она опирается на шариковый подшипник 21 (закрытого типа), с идящийврасточкефланца балки 9изафиксированный от осевого перемещения пластиной 25 иболтами 26. Своим внутренним кольцом подшипник надет на полуосьи « з аперт » на ней нап рессованнойвтулкой 20. В процессе эксплуатациион не нуждаетсявпопол ­ н ении или заменесмазки , з аложеннойв него при сборке. Подшипник полуоси требует замены лишь тогда, к огда его радиальныйлюфтпревышает 0,08 мм . Ф ланецполуоси 18 соединенстор ­ м ознымбарабаномиколесом 22. На страже интересов тормозного барабана стоитсальник 19, не допускающий попадания в тормоз масла из балки заднего моста.Уход за главной передачейнесложен Он сводится кпериодической очистке сапуна заднегомостаи проверке подтяжки резьбовых соединений. Каждые 10 тысячкилометровпробеганеобходи ­ мо контролировать уровень масла — он долженнаходитьсявблизикромки наливного отверстия. Заменяют масло (1,5 л) ч ерезкаждые 30 тысячкиломет ­ ров. Допускается использование только масла ТАд-17. О ноимеетспециальные присадки, которые способствуют сохран ению на трущихсяповерхностяхпроч ­ н огослоямаслянойпленки , что особен ­ но важно для правильной работы гипо ­ идных шестерен. Применение других сортов смазки может привести кпреж ­ д евременному выходу главной передачи из строя, У автомобиля «Жигули» стальные ко ­ леса дискового типа. На их ободамон ­ тируются камерные шины размером 155—13. В передних шинах надо поддерживать давление 1,5 кг / с м2 , в задних — 2 1,7 кг / с м . Если предстоит долго двигаться свысокойскоростью , давление следуетповысить на 0,1 кг / с м2 . В отличие от другихотечественныхлег ­ ковых автомобилей у «Жигулей» колесо всборесшинойкрепитсякфланцу ступицы (спереди) и фланцу полуоси (сзади) ч етырьмяболтами 24. Д ляфиксациитор ­ м озного барабана и диска служит болт сустановочнымштифтом 23. Этот штифт одновременно помогает сцентрировать колесо относительно ступицы при его закреплении болтами.Л. ШУВАЛОВ, инженер г. Тольятти«г~5 iin ' i ' l0) о ] ж>и J ЕS Л1 Пги | 5j С 0) я >.с$ , Has- рс О -0.0.4 Ч '2425•-ce-eSc00к о * " 1 § I Kg 5 лсоё ag | 5 он to>Я Е- О- Ся a5 «•>* я к „ m до -н h • • ьSi ОS §' а ° - I « SSro5|SM«S a to uwо со„со 3 •• с ааюоg ..-г сая КС4! о йяе Чи £ хя ° 2 оS ' ••• с *о(ri«со „I кя05 — н ягкIисао СО ЩI •а х.1бР§Кй2иg ioqк . . " м£ ц a..«gs , о ОК ев go | ) О яяя § ° £ с ° а осI , S •-"Elо Sй СОl|Ig|S I1С--н« М« Э5 3 5яЗ«•0 Я ' а К ся"01 « ч оИIсо .. га ° о о <3~« ГС о со . , х = C0m£S5 « . . О. С О ЕЙ < а о Sioci осИ Яс Я--1-Ч >,§312019.18171 6151 41 12 3II109