тныеФ[Ф Ф:§будут >родовПРОБЛЕМЫИ СУЖДЕНИЯ Пунктиром показаны проектируемые скоростные дороги Москвы. Крупнейшие города мира складывались веками. Изменения в облике накапливались и проявлялись постепенно, не отражаясь существенно на их своеобразии и индивидуальности. Так было, пока на улицах не появился автомобиль. Правда, в первые годы он скромно приспосабливался к тесноте узких улочек, но потом заставил считаться с собой. Теперь города вынуждены приспосабливаться к автомобилю. Сейчас Филадельфию, Токио, Чикаго роднит непременная часть городского пейзажа — широкие ленты скоростных автомобильных дорог, которые поднялись над городом на эстакадах, пересекающихся и сливающихся замысловатыми петлями развязок, углубились в тоннели. Почему кроме улиц в городах понадобились дороги? Решающую роль сыграли два обстоятельства: быстрый рост территории городов и перенасыщение улиц автомобилями. Когда их накопилось много, они запрудили города и стали мешать сами себе. Постоянные заторы и «пробки» начали низводить скоростное транспортное средство до роли комфортабельного места ожидания на проезжей части. Улицы расширялись, реконструировались, снова расширялись, но этот процесс не мог продолжаться бесконечно. Между тем выяснилось, что большая часть машин терпит уличную сутолоку вовсе не потому, что их владельцам требуется побывать здесь. Им нужно проохать из одного отдаленного района города в другой, а иного пути нет. Представьте себе, что 30-километровое расстояние до аэропорта Домодедово вам пришлось бы преодолеть не по просторной автостраде с безостановочным движением, а с ежеминутными остановками у светофоров на перекрестках. Вот что значит проделать длинный конец по городским улицам. А если этот транзитный поток убрать с улиц, построить для него отдельные дороги безостановочного движения, получается двойной выигрыш: те, кому ехать далеко, в полной мере используют скоростные возможности своих машин и не будут понапрасну терять время, кроме того, они освободят улицу для тех, кому действительно нужно побывать здесь, и на ней сразу станет просторней. Необходимость в скоростных дорогах возникает тогда, когда размеры города в поперечнике начинают превышать 20—35 км, а количество легковых автомобилей достигает сотни на каждую тысячу жителей. При таких условиях уличная сеть перестает справляться с транспортными потоками, скорость движения снижается до 15—20 км/час. Что же представляют собой городские скоростные дороги? Их рассчитывают на скорости не меньше 100 км/час. Практика показала, что дорожно-транспортных происшествий на них бывает в 2—3,5 раза меньше, чем на обычных дорогах. Это магистрали высшей технической категории, предназначенные для безостановочного движения потоков легковых и грузовых автомобилей с высокой скоростью. На них не допускаются асе тихоходные транспортные средства, и они надежно изолированы от пешеходов. Связывая между сабой городские районы, жилые массивы с промышленными районами, вокзалами, аэропортами, зонами массового отдыха, принимая на себя в часы «пик» до трех четвертей городокого автомобильного потока, они ничего общего не имеют с традиционными улицами. Это настоящие дороги, без перекрестков. Их естественным продолжением за городом являются основные автомагистрали страны. Быстро разрастаются вширь, становятся все более многолюдными и города нашей страны. Еще по данным переписи 1959 года в Советском Союзе Вариант многоярусной транспортной развязки скоростной и Московской кольцевой дорог. имелось лишь три города с числом жителей больше миллиона, а теперь количество городов-миллионеров перевалило за десяток. Необходимость строительства скоростных трасс в крупнейших из них нетрудно предугадать уже сейчас. Особенно наглядно это видно на примере Москвы. Снижение скорости и нередкие заторы на главных магистралях столицы уже сегодня факт вполне очевидный. К тому же производство автомобилей стремительно растет, и через 10 лет их будет около 50 на тысячу жителей, а в последующие годы — еще в три-четыре раза больше. Поэтому Генеральным планом развития Москвы предусмотрено строительство городских скоростных дорог, уже ведется проектирование отдельных их участков. Ничего поспешного в такой постановке задачи нет. Строительство скоростных дорог требует много времени и средств. В крупнейших американских городах — Лос-Анджелесе, Детройте, Филадельфии оно началось еще в предвоенные годы, но до сих пор не завершена их единая система ни в одном из этих городов. Огромные дополнительные расходы влечет за собой недальновидность градостроителей, если они своевременно не резервируют необходимые территории для скоростных дорог и развязок. Тогда приходится прокладывать автотрассы, реконструируя улицы в районах сложившейся застройки, во многом — в ущерб санитарным нормам и правилам. В том же Лос-Анджелесе за последние 11 лет на это израсходовано 570 миллионов долларов. А в Токио почти все 100 скоростных километров пришлось поднять «ад городом на эстакадах. Между тем в близком соседстве с жильем располагать скоростные дороги нельзя. Нескончаемый поток машин на них создает недопустимую загазованность воздуха и шум, превышающий всякие санитарные нормы. Скоростные трассы полагается прокладывать в промышленноскладских и коммунальных зонах города, вдоль полос отвода железных дорог и технических зон инженерных коммуникаций. От жилой застройки их должны отделять разные уровни пролегания: насыпи и выемки, тоннели и эстакады, а на одном уровне — зеленые зоны. В Москве скоростные дороги в зоне жилой застройки прокладываются в полосе отвода шириной 200 метров, которая частично озеленяется. Что же будут представлять собой скоростные дороги нашей столицы? Прежде всего, в отличие от крупнейших зарубежных городов они планируются14