деления Всесоюзного общества «Знание», офицеры запаса, работники райкома партии и областного комитета ДОСААФ. Большое место в пропагандистской работе отводится популярным лекциям и докладам о научном прогрессе, новой советской автомобильной технике. Привить ребятам уважение к этой технике, любовь к труду, к военному делу — каждый считает своим высоким долгом, Конечно, путь к сердцам юношей пролегает не только через массовые мероприятия, сколь бы яркими и эмоциональными они ни были. Узнать характер каждого курсанта, помочь проявить лучшие качества — тут широкое поле для воспитательной работы. «Секрет» ее действенности в шахтинском клубе состоит, думается, в том, что начальник клуба П. Черников, его заместители В. Будаев, П. Воропаев, весь дружный коллектив преподавателей, инструкторов, мастеров производственного обучения любят молодежь, умеют найти ключ к сердцу каждого юноши. Петра Алексеевича Черникова вы встретите там, где идет собрание комсомольской группы, выпускается стенгазета или просто ребята спорят на житейскую тему. Он сядет в сторонке, прислушается, о чем толкуют. Потом подключится, и разговор получается непринужденный, доверительный. Хороший пример начальника клуба воспринимается преподавателями, П. Сидоренко, В. Акулов, В. Ермилов и другие частенько посещают семьи курсантов, знают об их нуждах, заботах. Иногда воспитатели и воспитанники собираются группой, вместе идут в кино, на стадион. У каждого из воспитателей свой подход к ребятам. Сидоренко, например, перед началом занятий по специальной подготовке старается сообщить самые свежие и важные политические события, которые произошли в мире ив стране. Информация длится минуты, но контакт налажен, м ожно приступать к очередной теме занятий. Инструктор практического вождения В. Горькое, человек самозабвенно любящий технику, автомобильный спорт, прежде чем посадить курсанта за руль, поделится с ним новостями, расскажет о прошедшем ралли, кроссе. Воспитатели, люди с добрым, отзывчивым сердцем, в то же время умеют строго потребовать со своих питомцев, приучают их к дисциплине и организованности. Строгий распорядок дня, четкое несение внутренней службы, беспрекословная исполнительность — так тут повелось уже давно. И это, наверное, объясняется прежде всего тем, что в клубе много внимания уделяется изучению Присяги, воинских уставов. ...Утреннее построение. Длинная ровная шеренга курсантов. И втом , как они держат равнение, отдают честь старшим, выполняют строевые приемы, у же заметны элементы армейской выучки. М ы наблюдали ее на физподготовке, в классах, при выезде на учебные маршруты. Шахтинский автомотоклуб приобрел заслуженную славу, стал образцовым, достиг высоких показателей в обучении, спорте, укреплении материальной базы. И в этом заслуга всего коллектива педагогов-воспитателей, которые нашли верный путь к сердцам своих питомцев. Н. СТАНОВОВ, начальник сектора ЦК ДОСААФ2*ЕГО ИМЯ НОСИТ АВТОГИГАНТВ июне исполняется 75 лет со дня рождения ИВАНА АЛЕКСЕЕВИЧА ЛИХАЧЕВА—первого директора Московского автомобильного завода, крупного государственного деятеля. В издательстве «Московский рабочий» выходит книга «Директор», в которой собраны воспоминания рабочих, инженеров, ученых, многие годы бок о бок работавших с И. А. Лихачевым. Редакция предлагает вниманию читателей три отрывка из этой книги, публикуемые с сокращениями. А. Д. Ассонов, доктор технических наук, профессор, # дважды лауреат Государственной премии: Иван Алексеевич отдавал должное науке ис особым уважением относился к ученым. На заводе часто можно было встретить крупных работников науки не как гостей, а как помощников в решении труднейших задач. Среди них были академики И. П. Бардин и Н. Т. Гудцов, помогавшие нам в создании высококачественных сталей, профессора В. П. Вологдин, С. К. Ильинский и другие. Директор завода стремился установить тесный контакт с Академией наук. На одном из совещаний руководящих работников он сказал : — Академия наук организует на предприятиях научные базы. Не открыть ли ей такую базу у нас на заводе? Работы хватит.'Лаборатории есть и люди есть. И тут же дал задание подготовить встречу с членами президиума Академии наук. Год от года расширялся завод, укреплялись его связи с научно-исследовательскими центрами страны. Ученые помогали решать многие сложные вопросы производства. Н. С. Осипов, * бывший начальник цеха: Я начинал на заводе в 1919 году слесарем. Интересовался автомобилем, любил его, учился в школе автомехаников. Много лет занимался производством и испытанием легковых автомобилей. В 1935 году работал в отделении дорожных испытаний экспериментального цеха. Мы изучали иностранные образцы легковых машин. Иван Алексеевич часто выезжал с нами в пробеги. А когда заводу предстояло освоить выпуск своих легковых автомобилей ЗИС-101, Лихачев лично комплектовал бригаду, которая должна была изготовить первые образцы. Говорил с каждым, объяснял всю ответственность предстоящей работы. Потом он часто приходил на сборку. В середине мая 1936 года пять автомобилей ЗИС-101 отправились в пробег по маршруту Москва—Ленинград—Киев—Москва. В первом этапе пробега Лихачев принимал личное участие, большую часть пути находясь за рулем. После того как был составлен отчет о замеченных недостатках, Иван Алексеевич уделял много внимания их устранению, мобилизуя на это технические силы завода и поставщиков. Осенью 1945 года начался выпуск ЗИС-110. Производство новой легковой машины потребовало особой точности. И здесь Лихачеву помогло глубокое знание дела и людей. Ф . М . Хиронников, бывший начальник цеха, председатель * совета пенсионеров ЗИЛа: Биржей труда в 1926 году я был послан на завод АМО разнорабочим в механический цех. Завод мне понравился, хотелось скорее получить квалификацию, но перевод на станок затягивался. Однажды я встретился с директором. Произошло это так. Проходя по цеху, Иван Алексеевич остановился около меня и спросил, чем я занимаюсь. Ответив, я поделился своей мечтой. Он обещал помочь. Рассказал о предполагаемом расширении завода, растущей потребности в квалифицированных рабочих, мастерах и предупредил, что для этого надо учиться и учиться. Его слова запали мне в душу. Вскоре меня действительно перевели на станок. Я поступил на рабфак, затем окончил техникум. В дальнейшем стал мастером, технологом, начальником цеха. Многим он помог вжизни . За это его уважали. Заботился он не только об условиях труда, но ио быте, отдыхе автозаводцев. У меня хранится фотография, которая запечатлела встречу рабочих со своим директором в санатории «Кемери». Будучи в Латвии, Лихачев заехал в санаторий узнать, к ак живут.здесь люди, к ак их лечат. Оразу же около него собрались отдыхающие. Таких встреч в моей памяти сохранилось много. 11