ПЕРВЫЕ ЗАЛПЫ2 2 июня — нападения Советский чественной 30летсо дня вероломногофашистской Германии на Союз. Н ачалоВеликой Отевойны.му, по-ударному трудились и трудятся в послевоенные годы. За годы Великой Отечественной войны фронт получил больше 10 тысяч пусковых установок и много миллионов ракет. К началу 1945 года против гитлеровцев сражались 30 отдельных дивизионов, 101 отдельный полк, 15 отдельных бригад и семь дивизий «катюш». Нетрудно представить себе, как много водителей сидело за рулем боевых и транспортных машин только в этих войсках! И очень приятно сознавать, что удалось найти тех, кто был среди самых первых. Такой первой, и какое-то время единственной, была батарея «катюш», которой командовал капитан Флёров. Она отправилась на фронт в начале июля 1941 года, а в первых числах октября связь с ней прервалась, и о судьбе оружия, техники, личного состава до конца пятидесятых годов было известно очень мало. Как велись поиски флёровцев и документов об их подвигах? Это длинная история. День за днем, шаг за шагом находились люди, документы. Советское правительство, наша общественность, юные следопыты многое сделали, чтобы увековечить память о героях. Иван Андреевич Флёров посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. В Центральном музее Советских Вооруженных Сил и Центральном историческом музее артиллерии и инженерных войск в Ленинграде открыты постоянные экспозиции, посвященные первым подразделениям гвардейских минометов. Имя И. А. Флёрова носят многие пионерские отряды. А. В. Кузьмин. Дополню Николая Ми ­ хайловича. Да, батарея нового, тогда еще невиданного оружия, действительно, была первой. О назначении семи трехосных ЗИСов, накрытых брезентом, в первые дни знали немногие. Я только сразу понял, что за руль посадили ребят что надо. Тут вот находятся Нестеров, Платов, оба — коммунисты, водители высшего класса. Это отважные люди, мастера своего дела. Такими были и их товарищи. От их умения и личных качеств зависел успех ответственнейшего заданияиспытать первые реактивные установки, нанести неожиданные удары по скоплению фашистских войск, которые рвались на восток. О роли водителей дает представление цифра — 84. В парковом взводе, которым я командовал, по штату числилось 84 транспортные машины, в оснсвном ЗИС-5, ГАЗ-АА. Продовольствие, боеприЭтот памятник установлен в г. Рудня Смоленской области.Рассказывают флёровцыбывшие воины первой батареи „катюш'22 июня 1971 года по календарю — вторник, а в памятном сорок первом было воскресенье. Тишину того летнего предрассветного утра раскололи взрывы бомб и снарядов, рев самолетов и скрежет танковых гусениц. Полчища гитлеровских захватчиков вероломно вторглись в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная война. Тысяча четыреста семнадцать дней и ночей длился подвиг советских людей на фронте ив тылу. Под руководством Коммунистической партии наш народ и его Вооруженные Силы разгромили врага, очистили советскую землю от фашистских захватчиков, помогли народам Европы освободиться от ига гитлеризма. Немалый вклад в дело разгрома врага внесло оборонное патриотическое общество Осоавиахим — предшественник ДОСААФ. Уже в первые месяцы войны на фронт ушло более семи миллионов членов Осоавиахима — свыше половины его состава. На предприятиях, в колхозах, совхозах десятки тысяч кружков, военно-учебных пунктов готовили резервы для фронта — водителей, авиамехаников, радистов, снайперов, парашютистов. Обученные военному делу осоавиахимовцы вливались в действующие части, шли в народное ополчение. Только в Москве к июлю 1941 года было создано 11 дивизий народного ополчения, десятки истребительных батальонов, которые влились в действующую армию. Из рядов оборонного Общества вышли десятки тысяч бойцов, командиров и политработников, героически сражавшихся с врагом. Более 600 питомцев Осоавиахима стали Героями Советского Союза, многие тысячи награждены орденами и медалями. Три десятилетия минуло с начала Великой Отечественной войны. Не померкла и никогда не померкнет ратная и трудовая слава народа. Сегодня мы еще и еще раз с благодарностью вспоминаем тех, кто ковал победу на фронтах — пехотинцев и летчиков, танкистов и моряков, артиллеристов и саперов — воинов всех родов оружия. Немало ярких страниц в историю Великой Отечественной вписали и труженики фронтовых дорогвоенные шоферы. Редакция журнала «За рулем» организовала в Москве встречу курсантов Краснопресненского автомотоклуба ДОСААФи воинов-автомобилистов одного из подразделений ордена Ленина Московского военного округа с группой ветеранов войны, сражавшихся в первой батарее реактивных установок под командованием гвардии капитана Ивана Андреевича Флёрова. Несколькими днями раньше ветераны встретились в редакции журнала. В этих двух встречах приняли участие водители В. Г. Аргунов, И. Я. Нестеров, Г. А. Платов, офицеры запаса И. Н. Бобров, А. И. Кривошапов, А. В. Кузьмин, В. И. Овсов, В. Я. Тютенин, Д . А. Шитов. Первые слова о боевых товарищах сказал полковник запаса, журналист Н. М- Афанасьев, который приложил много сил, чтобы найти флёровцев, и написал о них книгу «Первые залпы». Н. М. Афанасьев. У советских людей есть хорошая традиция — каждое новое поколение множит славу отцов и дедов. Стремление к подвигу живет в сердцах наших юношей и девушек. Им есть с кого брать пример, есть у кого учиться. Здесь собрались люди, которые выжили, как говорится, всем смертям на зло, вернулись домой с победой и по-фронтово-6 В президиуме — герои-флёровцы. Слева направо: заместитель командира батареи по технической части И. Н. Бобров, командир паркового, затем огневого взводов А. В. Кузьмин, водитель боевой установки Г. А. Платов, один из конструкторов Д. А. Шитов, командир разведки В. Я. Тютенин.пасы, горючее, люди — все двигалось на машинах. За рулем находились москвичи, горьковчане, ребята из Чувашии. Представьте себе эту колонну, к о ­ торая должна двигаться так, чтобы ее не засек противник. По лесным дорогам и бездорожью, чаще всего ночью. Как надо было знать технику и владеть ею, чтобы обеспечить неожиданные огневые удары и быстрое перемещение батареи в безопасное место! Сколько находчивости и выдержки проявляли водители. Неполадки, а их случалось, сами понимаете, немало, устраняли тут же без промедления. Колонна, как я уже говорил, большей частью двигалась ночью, по лесам, перелескам. Фары включать нельзя. Помню ночь под Рудней. Темень — хоть глаз выколи. Тогда кто-то нашелся — прикрепил к бортам светящиеся гнилушки, и по ним ориентировались водители. А когда попадали под обстрелы, бомбежки или просто в сложные ситуации — то действовали отважно. В боях погибли наши боевые товарищи водители Афонин, Арапов, Баранов и другие. Помню случай на переправе. Д о взрыва моста остаются минуты, а двигатель на машине, где бочки с горючим, — заглох. Командир взрывников кричит: «Бросайте машину!», но водитель не оставляет настойчивых попыток запустить двигатель. Раз, другой, третий... В самый последний момент машина тронулась. Словом, я сказал бы так: с нами были настоящие водители, Водители с большой буквы. Честь им и хвала! Наверно, они сами о себе кое-что расскажут. И. Я. Нестеров. После первого мощного залпа, который батарея дала 14 июля по скоплению эшелонов с гитлеровцами и техникой на железнодорожном узле Орша, фашисты переполошились. Огонь невиданного нового оружия напугал их, и началась буквально охота за батареей. В ход пошла авиация, танки, артиллерия. Приходилось быстро перемещаться, петлять по лесам, запутывать следы. Конечно, от нас, водителей ракетных установок, в таких условиях требовались сноровка и крепкие нервы. Часто спрашивают: как себя чувствовал при первом залпе? Честно скажу, ощущение было не из приятных. Машина сначала приподнялась, потом начала оседать. Глянул в щель броневого щитка — огонь, дым. Позже привык иуже не обращал на это внимание. Главное было — тут же , почти мгновенно после залпа увести установку в другое место. Что нам помогало? Как парторг батареи могу смело сказать: вера в силу нашего советского строя, нашей армии и нашего оружия. И еще высокая дисциплина. В зале тишина. Курсанты автомотоклуба и воины-водители слушают воспоминания ветеранов. Фото В. ШиршоваГ. А. Платов. Для нас, водителей «ка тюш», не было более ответственной задачи чем держать машину в постоянной готовности. Автомобили у нас хотя и новые были, с двумя дополнительными баками для горючего, но приходилось беспокоиться ио запасе топлива, и об исправности машины. На остановках, может быть, кому-то выпадет время отдохнуть, а ты к автомобилю. Чтобы батарея встала по вине водителя — такого не случалось. И еще одно: поход первой батареи «катюш», как говорили здесь, проходил в сложных дорожных условиях. И если бы мы, шсферы, не владели а совершенстве приемами управления машиной на пересеченной местности — всем пришлось бы туго. Д. А. Шитов. Да, это верно. Мне и Александру Сергеевичу Попову, как конструкторам, довелось быть с батареей И. А. Флёрова на фронте. Мы обучали личный состав управлять установками, присутствовали при первых залпах, воочию убедились, какое мощное оружие вышло из стен нашего института. Батарея называлась экспериментальной, была строго засекречена. Ничто не должно было попасть в руки врага. Надо сказать, что капитан Флёров и весь его боевой коллектив с честью выполнили задачу. В этом также заслуга водителей. Залпы батареи на Западном фронте нанесли гитлеровцам большой урон вжи ­ вой силе и технике. Эффективность нового оружия была бесспорной. Вскоре начался серийный выпуск «катюш». А. И. Кривошапов. Я первое время тоже находился с батареей как представитель командования. А потом выполнял другие задания. О том, что батарея И. А. Флёрова натолкнулась ночью 6 октября на сильную засаду гитлеровцев, мы узнали после войны. Наши воины дали последний залппо врагу и взорвали установки. В этом ожесточенном неравном бою уцелели немногие. Когда погиб И. А. Флёров, командование принял на себя лейтенант Кузьмин. Он вывел оставшихся в живых бойцов к нашим частям. С ним вышли воентехник второго ранга Бобров, парторг батареи Нестеров, Овсов, Аргунов, Платов. Все они сохранили оружие, знаки различия, документы. Их встретили как боевое подразделение. Молодые люди, сидевшие в зале — и те, кто уже водит военные автомобили, и те, кто к этому готовится, — буквально с затаенным дыханием слушали воспоминания о боевых подвигах прославленных флёровцев. От имени курсантов Краснопресненского автомотоклуба ДОСААФ выступил Виктор Максимов. Он заверял собравшихся, что его сверстники будут достойно нести эстафету старшего поколения, настойчиво овладевать военнотехническими знаниями. Военный водитель ефрейтор Владимир Лысаченко, бывший воспитанник Льговского автомотоклуба ДОСААФ (Курская область), ныне отличник боевой и политической подготовки, рассказал, что воины-автомобилисты, вдохновленные решениями XXIV съезда КПСС, неустанно повышают свое боевое мастерство и готовы в любой момент выступить на защиту социалистического Отечества. В Орше, на крутом берегу Днепра, ныне возвышается величественный памятник. Он воздвигнут в ознаменование 25-летия первых залпов реактивных минометов. На постаменте установлена грозная «катюша» — прообраз современных ракет. Такой же памятник воздвигнут в г. Рудня Смоленской области. Они увековечили подвиг советских ракетчиков, совершенный тридцать лет назад.