4?bглазами владельцаПРОДУКТ "ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА"Владельцу этой машины не понадобилось писать письмо в редакцию: ВАЗ-2107, о котором пойдет речь, принадлежит редактору отдела автомобильной жизни "За рулем" Д. ЖЕРНОВУ. После двух лет совместного проживания с грубым работягой "ИЖ-Комби" "семерка" показалась мне воплощением изящества, скорости и комфорта. Выпустили ее в середине 1993 года, а интенсивное знакомство с отечественными дорогами началось ранней весной 1994-го. Но прежде машина попала в руки опытных мастеров кропотливого нанесения антикоррозионной мастики с помощью кисточки. Они же надежно закрепили подкрылки и дотянули недостаточно крепко завернутые болты и гайки. Затем слили "родное" масло, промыли двигатель специальной жидкостью и залили в него лучшее минеральное масло фирмы "Шелл", а в коробку и задний мост свежее ТАД-17И. На заправке рулевого редуктора заводчане сэкономили, поэтому пришлось долить и туда. Масляный фильтр с двойной очисткой, предназначенный для "Джипа Чероки" обошелся в $14. Перед бензонасосом поставили топливный фильтр, а отечественные свечи А-17ДВ заменили на "бошевские". Поскольку радиатор начал подтекать сразу, в "Тосол" добавили "виннсовскую" присадку. Течь прекратилась. При регулировке двигателя пришлось подпилить "надфилем~края воздушной заслонки карбю30 ЗА РУЛЕМ 11/95ратора, которая не хотела плотно прилегать к стенкам камеры. Потом кузов натерли каким-то дорогим зарубежным полиролем и... упрятали машину на зимовку в теплый гараж. С первыми весенними лучами солнца 1994 года белая "семерка" выехала в свет. Первый визит - к мастерам. Полная проверка: нигде не течет, ничего не болтается. Правда, отметили несколько шумную работу двигателя, а на прощание предупредили, что нынче качество сборки и используемых материалов значительно ухудшилось и через 15 тысяч километров полетят все резинки. До первых морозов (тысяч восемь пробега) автомобиль отъездил без единого замечания. В преддверии зимы сменил масло и фильтры (снова "Шелл" и еще $14 за масляный фильтр). На холоде двигатель стал пускаться с третьей, а то и пятой попытки. Понадобилась регулировка пускового устройства карбюратора. После подгонки рычажков в любой мороз заводилась "сполтыка". Радость несколько омрачал визг вентилятора "печки" на непрогретой машине: сборщики забыли положить смазку. Приспособился: изворачиваясь, через длинную трубку регулярно заливал (весь вентилятор) WD-40. Вскоре из-под капота повалил пар: отвалился верхний патрубок радиатора. На жутком морозе снял радиатор и, слив 'Тосол", прыжками домой, где огромным паяльником зафиксировал патрубок. До весны его паяли еще дважды. После второй операции обратил внимание на неестественную жесткость резинового шланга, соединяющего радиатор и двигатель. У знакомых на таких же машинах его можно было сжать пальцами, мой только плоскогубцами. Купил нормальный, запаяли патрубок газовой сваркой в третий раз - надеюсь, в последний. В редакции как раз проходили испытания запорные иглы поплавковой камеры с резиновым наконечником. Выпросил для своей машины. Когда извлек заводскую иглу, обнаружил, что конус с одной стороны уже стерся. Поменяв иглу, заодно отрегулировал и свободный ход поплавка. Будучи беспокойным хозяином, я то и дело мыл кузов, двигатель, салон, проверял угол опережения зажигания, чистил свечи. Пару раз заливал в бензобак зарубежную присадку для чистки карбюратора, поршней и клапанов, а также во избежание замерзания воды в жиклерах (на ИЖе такой случай был). Окружающие ворчали: "Не мешай машине работать!" К весне 1995-го на спидометре было 18 тысяч. Сменил масло и фильтры. На этот раз второпях купил за 15 тысяч рублей какой-то маленький масляный фильтр в красивой коробочке. Производителя этой дряни так и не установил. Лампочка давления масла стала гаснуть спустя десять секунд после пуска двигателя. Срочно купил новый фильтр, итальянский за 25 тысяч: все пришло в норму. Кстати, о лампочках: до сих пор специалисты не смогли определить, почему при включенном зажигании не горит лампочка разрядки аккумулятора. Но, как говорят, на скорость это не влияет... К двадцатой тысяче краска на небольших участках, особенно возле порогов, стала пузыриться и во время мойки отлетать кусками. Однажды обнаружил, что правая фара изнутри запотела - треснула пластмассовая « рамка. Трещину замазал герметикой. Еще через тысячу километров стрелка вольтметра обосновалась в красной зоне -г> справа. Заменил тедьрегулятор - без толку: ^ • какое-то время держится в зеленой зоне и опять вправо. Чуть не целый день искали с коллегами причину: оказалось, при работе двигателя из-под крепления шланга на корпусе термостата Тосол" по капельке попадал точно на реле-регулятор. Выбросил все допотопные ленточные хомуты и установил "нормовские" винтовые - дорого, зато надежно. И вот - разгар лета, пробег 27 тысяч. А тут из выхлопной трубы сизый дым, масло черное, убывает на глазах. Приехали. Пока, охая и ахая, вертели головами в подкапотном пространстве, изумляясь залитому маслом двигателю, обнаружили, что при повороте рулевого колеса болтается редуктор... Разобранный двигатель изумил мастеров и сочувствующих "идеальными" эллипсами всех четырех цилиндров: 76,0 на 76,2! Кольца походили бы еще тысяч десять, маслосъемные колпачки - "дубовые", нагар на поршнях и клапанах - толщиной миллиметра два (хотя на свечах, как обычно, великолепный красноватый налет). Из-за оставшихся после литья заусенцев сальник распредвала стоял под углом, и через его стертый край масло обеспечивало... надежную антикоррозионную защиту всей поверхности двигателя. На окаменевшей резине натяжителя цепи - глубокие борозды. Мимоходом обнаружил отсутствие нескольких прокладок, в том числе под распределителем зажигания. Расточка цилиндров, замена колец, колпачков и сальника коленвала, проставки под осевшие пружины в задней подвеске показались пустяками на фоне погнутого лонжерона и отлетевшей точечной сварки, "обозначавшей" крепление втулок под болты рулевого редуктора. Пока шел ремонт ($300), снова убедился, что главная роскошь в жизни - это общение. Во всех подробностях я узнал, что ждет владельца отечественной машины выпуска последних лет. Мне с моей в одночасье состарившейся "ласточкой" опытные соседи пообещали: через пару тысяч - замену втулок маятникового рычага и сайлент-блоков верхних рычагов, еще через тысячу - замену помпы; через пять тысяч - шаровых и т. д. Одним словом, в ближайшие 30 тысяч я должен поменять большую часть узлов и деталей, чуть ли не перекрасить кузов, потратиться на новую резину и постоянно трястись, завидев пост с газоанализатором. Успокаивает, что я не один такой, бывают машины и хуже.