66
67
кои, или просто желающих покататься на чужом автомобиле. Замахиваться на серьезную электронную систему не всегда имеет смысл: ее цена вместе с монтажом может составить добрую половину стоимости охраняемого автомобиля. Есть вариант приобрести относительно недорогую отечественную сигнализацию и установить ее самому. Однако монтаж даже несложной системы требует определенных знаний и навыков. Есть еще один путь - найти охранную систему, не требующую монтажных работ. Две сигнализации такого типа, "Кармайндер" и "Аутомейт", попали нам в руки, и мы опробовали их на редакционном автомобиле. Установка обеих систем проблем не вызовет. Необходимо только обезжирить поверхность стекла и, сняв с клеящих полос защитную бумагу, прижать корпус на несколько секунд к очищенной поверхности. Два условия: в месте крепления стекло не должно иметь сильного изгиба, поскольку корпус прибора плоский. Сигнализация не должна ограничивать обзор водителю. Наилучшее место: вверху ветрового стекла, возле зеркала заднего вида. Защитные функции такой сигнализации весьма скромны. Обе системы, реагируя на вибрацию корпуса автомобиля, распознают проникновение в салон. Если установить чувствительность (ее регулировка предусмотрена) на максимальный уровень, сигнализация будет реяг:,ровать на легкие щелчки по крыше или ветровому стеклу. Злоумышленника, забравшегося в автомобиль, обе "охранки" встретят противным, очень громким визгом высокочастотной сирены. "Аутомейт", кроме того, имеет встроенный стробоскоп, который способен в темное время суток на несколько секунд ослепить злодея и привлечь к подвергшейся нападению машине внимание окружающих. Правда, звук сирены почти не проникает из салона наружу. С одной стороны хорошо - ничто не беспокоит жителей соседних домов. С другой - хладнокровный угонщик, заткнув уши ватой, сможет уехать и на орущей машине. Управление сигнализацией очень простое. "Кармайндер" включается и выключается ключом, "Аутомейт" снабжен дистанционным управлением на инфракрасных лучах и ставит автомобиль на охрану нажатием кнопки на брелоке. Обе системы "встают на вахту" через 15 секунд после включения. За это время владелец должен покинуть салон. В случае проникновения в машину срабатывание также происходит с пятнадцатисекундной задержкой. Если это хозяин, то он должен успеть отключить сигнализацию. Причем при повторном срабатывании сирена "Кармайндера" включается без задержки. Такая схема имеет свои недостатки. Сигнализация, расположенная в доступном месте, тихим попискиванием выдает себя. Вывести ее из строя, учитывая легкий пластмассовый корпус, несложно. Можно, правда, уходя, спровоцировать первое срабатывание. Но тогда, открыв 66 З РЛМ 1/5 АУЕ 19машину поутру, вы сами и получите звуковой удар, предназначенный жулику. Попробуем разобраться с областью применения таких сигнализаций. Действуют они, прежде всего, "на испуг", поэтому вряд ли станут преградой для искушенного в своем ремесле угонщика. Защищать с их помощью дорогие престижные машины, на которые покушаются профессионалы, вряд ли имеет смысл. А вот новичка-воришку, решившего "потренироваться" на стареньком 'жигуленке" или "Москвиче", мигающий на стекле светодиод заставит задуматься, а громкий звук сирены может обратить в бегство. Если же дополнить систему одним из многочисленных механических запоров на органы управления, такой уровень защиты можно считать достаточным от покушения малоквалифицированного злодея. Еще один вариант - сигнализация "на первый день", когда машина куплена, а серьезная охранная система будет установлена через три дня. Возможно также использовать систему в качестве резервной, в случае отказа основной "противоугонки". Ожидать от относительно недорогой (50 или 70 долларов, в зависимости от модификации) и простой сигнализации стопроцентной гарантии от угона не приходится. Но, возможно, кого-то такой вариант вполне устроит. Каждый сам решает, сколько платить за спокойный сон по ночам.Рис. 1. Схема поворота автомобиля. A1t А2 - УГЛЫ поворота управляемых колес."КРУТИМ БАРАНКУ"Многим из нас, автолюбителей, интересно, почему агрегат сделан и работает именно так, а не иначе. Иными словами, мы хотим обладать хотя бы основами теоретических знаний, чтобы на их базе легче усваивать практические рекомендации. Раньше этим целям служила рубрика "Лекторий "Клуба", ныне в какой-то мере - "Прошу объяснить". Предлагаемая статья кандидата технических наук В. ШМИДТА, если хотите, развернутый ответ в "Прошу объяснить" на вопрос, как действует рулевое управление. Автомобиль поворачивает туда, куда направлены его колеса. На рис. 1 видно: чтобы в повороте колеса не скользили вбок, каждое должно двигаться по своей окружности, центры которыхсовпадают. Это условие можно выполнить, сделав поворотной всю ось (как у телеги) или обе оси. Так раньше и было, но подобная конструкция отнимает под кузовом много места, а изменение колеи и базы автомобиля в повороте ухудшает управляемость. Поворотными ныне выполняют только колеса и, как правило, одной оси (можно сделать управляемыми все колеса, но это сложнее, дороже и не всегда оправдано). Каждое колесо надо повернуть на свой угол (см. рис. 1), внутреннее - круче, чем наружное. Для этого используют устройство, изобретенное еще до автомобиля, - рулевую трапецию. На рис. 2 - ее вариант, применяемый с зависимой подвеской. Неподвижная при повороте передняя ось 2, параллельная ей поперечная тяга 6и два боковых рычага, расположенные нактюнно^ соединены шарнирно с помощью двух шкворней 4и двух шаровых шарниров 5. Поскольку поперечная тяга 6 короче передней оси 2, рулевая трапеция задает неодинаковые углы поворота боковых рычагов 3, а вместе с ними и колес, как показано на рисунке тонкими линиями. На современных легковых автомобилях - независимая подвеска передних колес; она требует несколько иной схемы рулевого привода. На рис. 3 - один из вариантов с использованием реечного рулевого механизма. Не только этот механизм, но также балка 1 передней подвески закреплены на кузове. Чтобы не мешать раздельному подъему или опусканию колес и невызывать при этом их непроизвольного поворота, поперечная тяга сделана составной из трех частей. Средняя 6 - с опорой на кузове, а боковые элементы 4 шаровыми шарнирами присоединены к средней части ик боковым рычагам 3 рулевой трапеции. Как правило, в независимой подвеске нет отдельного шкворня; его функции поручают стойке 2, которую вверху и внизу со-^ V; • 0fединяют с рычагами подвески или кузовом шаровыми шарнирами. Однако поворот с помощью рулевой трапеции не гарантирует, что центры окружностей, по которым катятся колеса, совпадут в одной точке. При жестких колесах такое несовпадение центров привело бы к некоторому проскальзыванию колес вбок. Но колеса снабжены упругими шинами, а потому "неправильность" поворота колес компенсируется боковой деформацией шины, вызывающей небольшой боковой увод. Такой увод уменьшает износ шин, а также расход энергии (топлива) при повороте по сравнению с движением на жестких колесах. Очень важный элемент рулевого управления - рулевой механизм (его еще называют рулевой передачей). В нем происходит преобразование работы: увеличивается вращающий момент, созданный водителем на руле, но уменьшается угол поворота колес. Считается приемлемым, если от одного крайнего положения до другого руль требуется повернуть на 3-3,5 обоРис. 2. Схема рулевой трапеции: 1 - рулевой механизм; 2 - передняя ось; 3 - боковой рычаг; 4 - шкворень; 5 - шаровой шарнир; 6 поперечная тяга; 7 - рулевое колесо. А-), А2 углы поворота колес.ВидА<®Рис. 3. Рулевое управление с реечным механизмом: 1 - балка передней подвески; 2 - шкворень (стойка подвески); 3 - боковой рычаг; 4 боковая часть рулевой тяги; 5 - подпружиненный упор; 6 - средняя часть рулевой тяги (рейка); 7 - ведущая шестерня рулевого механизма.х^°-рота (если больше - водитель устанет перехватывать руль, меньше - слишком велико будет усилие). С другой стороны, для обеспечения маневренности угол поворота передних колес делают 30...40°, то есть 1/6... 1/5 оборота. Таким образом, передаточное число рулевого управления - примерно 20 (на "жигулях" - 1 7 , 5 , на ГАЗ-53-20,5). Если за счет передаточного числа в рулевом механизме не удается в нужной мере уменьшить усилие водителя, то вспоминают, что момент есть произведение величины силы на плечо ее действия. Следовательно, если увеличить плечо, можно при том же моменте уменьшить потребную силу. Поэтому на тяжелых автомобилях делают рулевое колесо большого диаметра. За сто лет существования автомобиляперепробовано много разных устройств, но сейчас используют, по сути, только три вида рулевых механизмов. Другие вышли из употребления главным образом потому, что в них создавалось большое трение, на преодоление которого водитель затрачивал дополнительную силу. Рис. 4. Червячный рулевой механизм: 1 - руПроще других реечный рулевой мелевая сошка; 2- вал сошки; 3 - ролик; 4 ханизм, применяемый на легких автомоподшипник; 5 - червяк; б - рулевое колесо. билях (от "Оки" до "Москвича" у нас и до машин класса "Волги" за рубежом). В этом механизме (рис. 3) на нижний конец рулевого вала насажена небольшая шестерня 7, зубья которой зацеплены с зубчатой рейкой 6. При повороте рулевого колеса зубья шестерни сдвигают рейку в сторону, а рейка передает это движение поперечной рулевой тяге. Конечно, шестерня с валом установлены в картере на подшипниках, а рейка перемещается в направляющих втулках, закрепленных в том же картере. Сам картер смонтирован на кузове. Чтобы обеспечить плотное прилегание зубьев, под рейкой (против шестерни) ставится подпружиненный упор 5. Почему реечный рулевой механизм Рис. 5. Винтореечный рулевой механизм: 1 получил такое распространение, особенрулевая сошка; 2 - вал сошки; 3 - зубчатый но в последнее время? Потому что он сектор; 4 - гайка и зубчатая рейка; 5 - шарики; 6 - возвратные каналы; 7 - винт. проще и легче других механизмов. Но еще и потому, что автомобильные шины шины =ie . теперь мягче, чем раньше, да и дороги l(?£ft>*-<£ 4_дороги_ jp*&4*Z4> • стали лучше - уменьшилась сила ударов передаваемая от колес на рулевой механизм при наезде на неровности. Небольшую силу удается поглотить за счет трения между зубьями рейки и шестерни, а также между рейкой и упором. Тем самым значительно ослаблен основной недостаток реечного механизма - его обратимость, то есть способность передавать удары от рейки на руки водителя. К тому же все чаще, даже на легких автомобилях, стали устанавливать гидроусилители руля, которые хорошо поглощают ударные нагрузки. Намного меньше обратимость у друЗА РУЛЕМ 11/95 67того распространенного рулевого механизма под названием "глобоидальный червяк - ролик". Его применяют на легj<0Bbix автомобилях среднего классаТГ грузовых малой и средней грузоподъем^ "ности (в нашей стране - ГАЗ, УАЗ, ПАЗ, а также ВАЗ моделей до -2107 и "Москвич" моделей до -2140 включительно). Механизм типа "глобоидальный червяк ролик" (рис. 4) позволяет создать компактную прочную конструкцию. Как он действует? От рулевого колеса 6 вращение передается на червяк 5, а с нарезкой червяка зацеплен ролик 3, ось которого установлена на валу 2 сошки. При вращении червяка ролик перекатывается по его нарезке и одновременно перемещается вдоль червяка, поворачивая вал сошки, а с ним и рулевую сошку 1, двигающую рулевую тягу. Червяк особой формы (глобоид) - его диаметр в средней части меньше, чем у краев. Такая форма нужна, чтобы ролик, двигающийся по дуге вокруг оси вала сошки, оставался зацеплен с червяком при повороте руля на достаточно большой угол.ft ^ъ^глиг*^» г> _^7._.