ВЫЖИВАЮТ СИЛЬНЕЙШИЕОпубликованные нами данные о мировом производстве автомобилей отражают глубокие изменения, которые произошли за последние годы. Вспомним: в начале 30-х вперед вырвалась Япония, опередив США. Далее шли традиционно автомобильные европейские страны: Германия, Франция, Италия; на почетном шестом месте - СССР. Нынешнее соотношение сил отражает сложные процессы в мировой политике и экономике, бурный прогресс технологии. Под влиянием этих факторов изменилась как модельная, так и ценовая политика ведущих фирм. Кто мог предполагать, что японские машины окажутся ныне дороже, чем американские, что многие из них установят новью стандарты комфорта, оснащенности, технического совершенства и надежности. Десяток лет назад не было и речи о корейских автомобилях, производство которых в то время находилось в зачаточном состоянии. Ныне их выпускают больше, чем в Италии и Англии. В Европе также произошли большие изменения. Германия окончательно стала производителем автомобилей класса "люкс", опередив всех по укомплектованности дополнительным оборудованием (и ценам). Великобритания, по сути, полностью перешла на выпуск зарубежных моделей, частично сохранивших традиционные названия. Даже дорогие марки "Ягуар" и "Роллс-Ройс" оказались зависимы соответственно от "Форда" и БМВ. Основа британской автомобильной индустрии - фирма "Ровер", в которую японская "Хонда" вложила немало сил и средств, буквально куплена на корню немецким концерном БМВ. Расширилось взаимное проникновение фирм, и никого теперь не удивляет, что с одного конвейера сходят мини-вэны "Пежо", ФИАТ, "Ситроен" и "Лянча" - по существу, одна и та же машина с различным оформлением. Производители автомобилей сами решают, где им выгоднее развивать производство сегодняшний "Пежо" может быть сделан во Франции, в Испании, в Великобритании или даже в Аргентине. Таковы общие тенденции. А чем был знаменателен 1994 год? Для многих автомобильных компаний он оказался переломным. ФИАТ после длительного спада наконец-то сумел выпустить на европейский рынок конкурентоспособнь1й автомобиль "ФИАТ-Пунто", с началом продаж которого дела фирмы стали понемногу выправляться: убытки сменились прибылью. "Мерседес-Бенц", оказавшись в тяжелом финансовом положении после явного провала S-класса в начале 90-х (чего не скажешь, глядя на московские улицы), сумел поправить дела, энергично раскрутив продажу моделей С-класса, и вновь обошел извечного соперника БМВ. Впрочем, баварская фирма не осталась в долгу и стала "Поставщиком Ее Величества Королевы Англии", в пику "Мерседесу" подписав контракт на поставку своих моторов фирме "Роллс-Ройс". Хуже обстояли дела у "Опеля" и группы "Фольксваген-Ауди" - спрос на их машины в последние два-три года значительно упал. В нынешнем году обе фирмы подготовили большой арсенал новинок и готовы побороться за покупателя. Зато начал поправляться совсем уж было дышавший на ладан "Порше" - модернизированный "911-й" пришелся по душе богатым любителям спортивных машин. Французские автомобилестроители понесли тяжелейший удар - производство сократилось почти на. треть. Ситуация стала настолько серьезной, что правительство Франции приняло даже специальную программу защиты собственных производителей. Нельзя обойти вниманием и такой серьезный фактор, как массированная атака на европейский рынок со стороны корейских фирм. Они пока не угрожают китам этого рынка, но, что для нас важнее, мгновенно вытеснили с него российские "лады". Корейские "Хонда", "Киа" и "Дэу" более совершенны, лучше сделаны, вполне современны и лишь ненамного дороже, чем "лады", которым не помогли ни дешевизна, ни импортный впрыск бензина, ни ухищрения дилеров. Не повезло в 1994-м японским фирмам, большинство из которых уже четвертый год переживает спад. Недостаток индивидуальности машин и растущий курс иены делают экспорт затруднительным, несмотря на технические новинки и высокое качество. В то же время заметно расширяется присутствие на внешних рынках американских автомобилей. Невысокие цены, растущее качество и технический прогресс облегчили продукции "Дженерал моторе", "Крайслера" и "Форда" доступ на европейский рынок. Основным итогом прошлого года стало дальнейшее укрепление самых богатых фирм и поглощение ими более мелких или попавших в затруднительное финансовое положение. Если этот процесс продолжится столь же быстрыми темпами, то через пять лет крупных производителей можно будет пересчитать по пальцам. Впрочем, такие прогнозы делались неоднократно, но не всегда подтверждались. А. ФОМИНПОПУЛЯРНЫЕВ ближайшем будущем, пожалуй, ничто не сможет помешать "Фольксвагену" модели "Гольф" (на фото) оставаться самым популярным легковым автомобилем в Западной Европе. Устойчивое двадцатилетнее лидерство "Гольфа" сделало машину образцом того, каким должен быть массовый автомобиль малого класса, чтобы, несмотря на довольно высокую цену, стабильно пользоваться большим спросом. В1994 году "табель о рангах" наиболее популярных европейских автомобилей несколько изменилась в сравнении с 1993-м. Резко возросли продажи "ФИАТПунто" (малый класс), занявшего высокое четвертое место и потеснившего "Форд-Эскорт". Перестал быть лидером в среднем (по европейским понятиям) классе "Опель-Вектра", уступив первенство "Форду-Мондео". Окрепли позиции, например, "Пежо-306", и, наоборот, почти втрое снизился спрос на "0)ИАТ-Уно". Вот как выглядит десятка наиболее популярных "моделей по итогам продаж в 1994 году, где за 100% принято общее количество проданных автомобилей 11863,5 тыс. шт.1. "Фольксваген-Гольф"-6,08% 2. "Опель-Астра"-4,90% 3. "Форд-Фиеста"-4,03% 4."ФИАТ-Пунто"-3£4% 5."Фор*Зскорт"-3£йь 6."Опель-Корса"-3,78% 7."Рено-Клио"-3,58% 8."Форд-Моидео"-3,15% 9."Пеж»3(16"-2£4% 10."Пежо-10Г-2£в%В тройку моделей-"призеров" среднего класса вошли, кроме "Мондео", БМВ третьей серии (2,23%) и "Опель-Вектра" (2,18%). Среди моделей класса "микро", как обычно, лидируют ФИАТы моделей "Чинквеченто" (1,16%) и "Панда" (0,68). Группу полноразмерных машин среднего класса возглавляют "Мерседес-Бенц" Е-класса (1,21%) и "Опель-Омега" (0,94%). Среди УПВ и семейных микроавтобусов лидируют "Рено-Зспас" (0,53%) и вместительный ''Фольксваген-Транспортер" (0,39%). Продажи японских автомобилей (всех моделей) снизились до 11%, а корейских, напротив, возросли до 0,9%. М.ТЕПЛОВ56ЗА РУЛЕМ 11/95