70
71
Ш'ЧВШШ'ДЭШЖНШГородская трасса на Воробьевых горахвМоскве , п охоже , стала постоянным прибежищем наших спортсменов-кольцевик ов . Вслед за Кубком АСПАСШелл на ней провели этап чемпионата России по автомобильным кольцевым гонкам .Первое, что бросилось в глаза, обилие "волг" в закрытом парке. Событие, безусловно, достойное внимания. Некогда самый многочисленный класс в последнее время влачил жалкое существование. Объяснение тому простое. Один из парадоксов СССР был в том, что Сейчас обстановка снова меняется, "Волга" стала относительно доступной как по цене, так и по затратам на подготовку к соревнованиям. На трассах появились новые имена и свежие машины. Однако конструкция автомобиля осталась прежней - все та же неповоротливая "баржа". Но по рабочему объему двигателя на нынешних кольцевых гонках она угодила в класс "Супертуризм", где предстояло состязаться с мощными иномарками. Не секрет - зачастую даже стандартные зару-' бежные машины значительно быстрее спортивных ГАЗ-24, что уж говорить о специально подготовленных! Получается, пилоты "волг" были заведомо лишены шанса си , их владельцы выигрывают, пьют шампанское на подиуме, потрясают кубками а вам начислят очки в зачет чемпионата. Впрочем, узнаем мнение самих спортсменов. "Обидно выступать в роли мальчиков для битья, - говорит Александр Стоян, ведь среди нас немало истинных мастеров. Посмотри: Сергей Толстолуцкий, Борис Рожков, Владимир Николаев - сильнейшие гонщики России обречены финишировать за чертой призеров. Если бы сегодня провели отдельный заезд "волг", то участников собралось значительно больше. А так нет смысла готовить машину специально для "кольца". Да и наши спонсоры, разумеется, желают видеть своих спортсменов на пьедестале почета, зачетные очки в протоколах их мало интересуют". В том, что за рулем ГАЗ-24 ездят настоящие профессионалы, внимательный зритель мог убедиться сам. Приведем лишь один эпизод. Промчались лидеры, вслед за ними на самой ходовой прямой появилась "Волга" москвича Сергея Леонова. Скорость - около 150 километров в час. Автомобиль приближается к повороту, но внезапно проскакивает мимо, затем слышен визг покрышек, машина вращается на асфальте всамая дорогая в розничной продаже машина оказалась наиболее массовой в спорте. Для тех, кто мечтал выступать за рулем именно легкового автомобиля, наиболее верный и быстрый путь к заветной цели заключался в устройстве на работу в один из таксопарков или автокомбинатов. Получить государственную "Волгу", пусть не новую, но пригодную для гонок, было все же проще, чем "Жигули" или "Москвич". С приходом хозрасчета фонтан, как говорится, иссяк: о каком спорте может идти речь, когда автохозяйствам не хватало машин для выпуска на линию и не на что было покупать запасные части. Количество "волг", участвующих в соревнованиях, стало быстро сокращаться. Однако за долгие годы из "таксистов" выросла целая плеяда известных гонщиков. Среди тех, кто теперь ездит на "самарах", "формулах" или иномарках, немало спортсменов, в свое время державших в руках тяжелый руль ГАЗ-24.пересечь линию финиша первыми. Сомнительным утешением "таксистам", участвовавшим в нынешнем чемпионате России, был раздельный зачет. Мол, стартуете вы вместе с "Субару", "Фордом" и "Мицуби-Теперь вы верите, что металл может гореть и довольно ярко? Владимир Черевань из Курска (№ 2), проколов шину, был вынужден несколько кругов мчаться только на колесном диске.бешеном вальсе - и замирает в нескольких сантиметрах от фонарного столба. "Понимаешь, тормоза отказали, объяснил после гонки Сергей, - уходить некуда, кругом зрители. Решил, лучше уж в столб, чем в людей, а скорость погасил вращением". Вот так-то, спас гонщик человеческие жизни, себя, машину, никаких кубков не получил и фотокорреспонденты, заметим в скобках, крутились отнюдь не вокруг него. Нужен, очень нужен "волгам" отдельный заезд. Поверьте, опасения, что аЮЮЕЯШШЬ!!пострадает зрелищность, совершенно напрасны. Наоборот, вместе с иномарками медлительные ГАЗ-24 смотрятся куда более убого. Кто мешает недостаток автомобиля превратить в достоинство? При желании этот класс машин можно подать как красивое шоу - эдакий русский вариант заокеанских гонок НАСКАР. Другое дело - автомобили группы 'Туризм", где в основном выступают "вазовские" "восьмерки" с рабочим объемом двигателя 1300 и 1600 см^. Решение организаторов выпустить их на трассу одновременно - вполне логично. Тем более, что шансы гонщиков уравнивал весовой гандикап - более мощные машины загрузили балластом. Такой способ широко применяют за рубежом, например в итальянском кольцевом чемпионате. Логика проста чем больше автомобилей в заезде, тем острее борьба, а разницу мощностей нивелирует дополнительный груз. К счастью, метод сглаживания разницы в мастерстве пока еще не изобрели. Даже неискушенному зрителю во время гонок на Воробьевых горах было понятно, какими машинами управляет молодежь, а какими ветераны. Последних всегда выдает рациональный, но очень кранувших лет Виктора Козанкова, Эдгарда Линдгрена, Михаила Тараканова, Андрея Феноменова, Александра Потапова. О том, как оттачивается это мастерство, расскажем на примере самого Андрея Рыжова. Гонщика отличает великая жажда к езде, неуемность в хорошем смысле слова. Судите сами, за дни проведения чемпионата Андрей намотал по трассе много больше, чем другие спортсмены. Он стартовал в зачетных группах "Туризм" и "Супертуризм", а потому участвовал в двух тренировках, двух квалификациях и двух гонках. Мало того, в перерывах появлялся на дорожке за рулем технички, чтобы эвакуировать сломавшиеся машины. Надо ли пояснять - конфигурацию поворотов и опасные сюрпризы покрытия он знал назубок. Отметим также уровень подготовки гоночного автомобиля. "Восьмерка" Андрея (с одним и тем же мотором, коробкой передач, ходовой частью) выдержала без единой поломки программу, предложенную ей хозяином, и в результате привезла ему "серебро" в двух классах. После награждения в закрытом парке один из болельщиков поинтересовался, когда у московского гонщика появит-•портсивый стиль езды. Никаких заносов, ни одного лишнего движения рулем, перегазовки или торможения. Коли речь зашла о мастерстве отечественных спортсменов, приведем мнение москвича Андрея Рыжова: "Одна из особенностей "кольца" в том, что новичок сразу не займет первое место. Золотые медали, как правило, достаются опытным пилотам, знающим все нюансы этих гонок". Действительно, стоит взглянуть на итоговые протоколы, и мы увидим в лидерах представителей сборной страны и призеров чемпионатов ми-ся иномарка, способная конкурировать с "Субару-Легаси" Александра Потапова. Знаете, что ему ответил Андрей Рыжов? "Прекратим эти разговоры. Выступать на машине зарубежного производства мненеинтересно, хочу по-прежнему ездить на "восьмерке", бороться с равными соперниками. Все мы, спортсмены, судьи, зрители, живем в России и, думаю, прежде всего должны заботиться о престиже наших гонок и наших автомобилей". С ним наверняка согласятся многие российские пилоты. В конце концов, успехами на международной арене могут похвастаться те государства, где не забывают о развитии национального автоспорта. В состязаниях на Воробьевых горах участвовали спортсмены из Белоруссии. Представители ближнего зарубежья были гостями, но отнюдь не статистами. Среди призеров гонки минчанин Евгений Кожарский (формула 1600) и Сергей Наганов из Витебска (класс А-1300). Обычно чемпионаты страны проводят в несколько этапов. В нынешнем году должны были состояться еще две гонки в Санкт-Петербурге. Но по разным причинам старты на "Невском кольце" пришлось отменить. Казалось, ситуация безвыходная - московский этап мог оказаться первым и последним. Выручили нас именно белорусы. Тот факт, что все точки над "\" в чемпионате России расставят соревнования в Витебске, можно считать символическим. Результаты мы обязательно сообщим в следующем номере журнала. А в заключение хочется поблагодарить автомобильные федерации России и Белоруссии, фирмы АСПАС, "Шелл-нефть" и "Т-Хэлпер", вернувшие нашей стране кольцевые гонки.В. КРЮЧКОВ Фото В. Крючкова, С. Иванова