14
15
технологические машины для аэропортов. Большой интерес к автомобилю проявляют жители села: им привычен и понятен тракторный дизель. Для них сейчас работаем над полноприводной модификацией. Чем же выгоден автомобиль ЗИЛ5301 для потребителя? Сможет ли он конкурировать в России с импортируемыми автомобилями? Во-первых, даже с импортным двигателем автомобиль существенно дешевле своего зарубежного аналога. Во-вторых, автомобили марки "ЗИЛ" известны в России как надежные и прочные. ЗИЛ-5301 разработан и доведен для российских дорог и условий эксплуатации. Ресурс автомобиля до первого капитального ремонта составляет 300 тыс. км. У потребителя не будет проблем с сервисом и запасными частями, учитывая возможности сервисной сети АМО "ЗИЛ". В-третьих, шасси автомобиля как основа различных технологических и специальных автомобилей отвечает требованиям по оптимальной грузоподъемности и легко приспосабливается под различное оборудование. "Зиловский" малотоннажник все чаще встречается на дорогах. Есть положительные отзывы первых покупателей, которые позволяют надеяться, что ЗИЛ-5301 станет преемником популярного ЗИЛ-130. А. ГОРЧАКОВ, зам. главного конструктора АМО "ЗИЛ"ОтпостоянПо заложеннойв советс кие времена традиции мы частенькоумудряемся попасть с географией в какуюнибудь историю.К примеру, в городе Набережные Челны (бывший Брежнев), стоящем на берегу Камы, делают автомобиль с названием " О ка " . Будучи знаком с его судьбой не понаслышке, утверждаю хорошо, что на Каме. Потому что у семи нянек, как известно, дитя без глазу. Нынешний год можно считать поворотнымв судьбе " О ки " . Не в том смысле, что реку удалось-таки направить орошать среднеазиатские пустыни, а потому, что "Ока" как автомобильная марка не исчезнет. подобно той же реке в пустыне. Что дает основания для такой уверенности? Прежде всего то, что ВАЗ. как и обещал, свернул собственное производство " О ки " . поставив точку на этом экономическом абсурде, приносившем заводу убытки и проблемы. Проявление здравого смысла и выполнение обещанного - уже добрый знак. Закончились странные политические баталии между Москвой и Казанью, вызывавшие сомнения в знании иными руководителями и истории, и географии. Воцарившийся мир весьма важен для людей дела, чувствовавших себя подчас заложниками в чужих играх. Прошли все контрольные сроки, когда еще могла ожить скороспелая идея - выпускать на ЕлАЗе почти миллион (!) микролитражек в год. К чему КамАЗу такой конкурент в сорока километрах, да еще при емкости рынка, оцениваемой всего-то тысяч в 150... Впрочем, все перечисленные факторыотносятсяк внешним. В самих Набережных Челнах тоже достаточно поводов для оптимизма. Пусть и " о сторожного ' , как теперь принято говорить. Напомним, первую микролитражку на автосборочном заводе "большого" КамАЗа собрали в самом конце 1987 года. С тех пор, признав идею "Оки" рентабельной и перспективной, в Челнах планомерно занимались ее реализацией, внося поправки, вызываемые слишком часто менявшимися правилами игры. И даже жуткий пожар на заводе двигателей лишьосложнил , но не прервал воплощение ее в жизнь. В восьмой год своего существования завод микролитражных автомобилей (ЗМА) КамАЗа "въехал" уже в новом здании. Сборочный цех оснащен в полном соответствии спроектом . На станко ­ строительном заводе КамАЗа изготовляют оборудование для сварочного производства, окрасочную линию закупают по импорту. Даже скептики не сомневаются, что в 1997 году проектная мощность - 50 тысяч автомобилей - будет достигнута. Как уверены ив том, что для года текущего запланированные 15 тысяч вполнеТехническая характеристика (для модификации с двигателем Д-245.10) Общие данные. Масса перевозимого груза - 2500-3000 кг; максимальная скорость - 95 км/ч; время разгона до 60 км/ч - 29 с; контрольный расход топлива: при движении со скоростью 60 км/ч, на горизонтальном прямом участке сухого асфальтированного шоссе - 1 4 л/100 км; в городском цикле - 17,9 л/100 км. Двигатель: тип - дизель с турбонаддувом; количество цилиндров - 4; модель - Д-245.10; рабочий объем - 4750 см 3 ; мощность - 77 кВт/105 л. с. при 2200 об/мин; максимальный крутящий момент - 384 Н-м при 1400 об/мин. Дизель "Катерпиллер САТ3054": рабочий объем - 3990 см 3 , мощность - 101 кВт/137 л. с. при 2600 об/мин, максимальный крутящий момент - 445 Н-м при 1400 об/мин. Передаточные числа коробки передач: I 6,45; II - 3,56; III - 1,98; IV - 1,275; V 1,00; з. х. - 6,15. Передаточное число главной передачи - 3,273. Колеса 6,5Jx16H2. Шины-225/75тбС.14ЗА РУЛЕМ 11/95 р еальны . К стати , в апреле 1995-го именно на этом конвейере был собран юбилейный 25-тысячный "камазенок". Стягивать под одну крышу все производства здесь смысла нет: в составе объединения есть литейный завод, без особого напряжения "закрывающий" номенклатуру ЗМА, прессово-рамный, изначально обеспечивавший кузовщиной всю программу " О ки " . Д ругоедело , что со свертыванием производства на ВАЗе неизбежно расширяется ассортимент всевозможной мелочевки. Но в Челнах не считают эту проблему неразрешимой. Вот силовой агрегат попрежнему остается "вазовс ким " . Во-первых, производство это наиболее сложное , " м ежду делом" его не освоишь, а у завода двигателейаш репортажлишь 40. Столько же - у ВАЗа. Равенство и размер долей исключают всякую нервозность вотношениях . Более того , именно "Ока" стала первым по-настоящему совместным детищем волжско - к амской финансово-промышленной группы. В общем, к 1995 году ЗМА получил новый корпус, новый организационно-экономический статус, новые отношения с партнерами и даже нового директора - при новой ситуации в стране. Все это позволяет самому заводу с уверенностью смотреть в будущее, его акционерам надеяться на дивиденды, а потребителям - на новые автомобили. А что же с самой "Окой"? Ведь завод в Челнах выйдет на проектную мощность аккурат к десятиледо бы облагородить. Любое улучшение стоит денег, немедленно вздувающих себестоимость. А рост отпускной цены быстро упирается в платежеспособный спрос. И получилось, что завод едва сводит концы с концами. Главной задачей на ЗМА считают снижение издержек, ограничение роста себестоимости. Тут уж не до жиру - в ближайшем будущем "Ока" сохранит спартанский облик, поскольку задумана как автомобиль для всех. Кстати, у "Тико", одноклассника "Оки" южнокорейской фирмы "Дэу", в дешевом варианте только один (водительский) противосолнечный козыреки масса других упрощений. В Московском международном автосалоне челнинцы показали все С четвертого квартала она уже на конвейере , но погодыв сбыте не делает. Другая важнейшая задача - повышение качества. Тольяттинская "Ока" справедливо считалась лучше челнинской. Ведь КамАЗ в основном производство грузовое, где на отделку и комфорт смотрят проще. А повышение качества без роста цены, несомненно, привлечет покупателей. Результаты уже есть, и ощутимые. Переход от " т рехзавод ной"схемы к нормальному производству дает "Оке" неплохие шансы. А там отцы-учредители из родной финансово-промышленной группы, г лядишь , п одбросят на модернизацию машины . " О ка " прочно заняла свою нишу в рынке. Многострадальный ав-ошКамАЗа своих забот хватает. А во-вторых, унификация двигателя " О ки " с " в азовским " же "ноль восьмым" превышает 60 процентов. Если сборка микролитражки стояла ВАЗу поперек горла чуть не в буквальном смысле слова, то к двигателю это не относится. Правда, обещанный трехцилиндровый так и остался в проекте, зато к концу нынешнего года "половинку" от мотора ВАЗ-2108 должна заменить такая же , но от -21083. Д ополнительные сто " к уби ­ ков" лишними не покажутся. Раз уж речь зашла о ВАЗе, грех не вспомнить о его новом качестве по отношению к ЗМА. Прежде ЗМА был одним из 19 заводов КамАЗа. Затем стал акционерным обществом в составе "большого" АО "КамАЗ". К нынешнему году произошла еще одна трансформация: родилось общество с ограниченной ответственностью. Теперь у КамАЗа уже не 96 процентов капитала, как было прежде, ат&оттяжяьжтию объекта производства. Не получим ли очередного "долгожителя"? Когда-то мы этим даже гордились... Нынче, как говорится , мнения разделились. В том , что касается компоновки и самой идеологии микролитражки, - попадание абсолютное. Машина наглядно подтвердила истину, что только рынок, а никак не "директивные орган ы " , имеет право давать или отбирать жизнь у целого класса транспортных средств. Мини-автомобиль оказался остро необходим. Но... в июле нынешнего года на реализацию было сдано 800 микролитражек, а продано лишь 539. Конечно, сыграли свою роль летние отпуска торговцев-посредников, неразвитость собственной дилерской сети. Главные же причины лежат в другом. Цена машины далеко перевалила за три тысячи долларов это уже выше, чем "Таврии". Если считать "Оку" второй машиной в богатой семье, ее наВ варианте "люкс" передние сиденья с подго-Обивка дверей на "люксе" выглядит гораздо уютнее. томобильчик обрел наконец достойную судьбу. Набережные Челны Москва А. СОЛОПОВЗА РУЛЕМ 11/95ж е вариант " л юкс " : обитые тканью сиденья с подголовниками, закрытые пластиком боковины багажника. Эта навеска удорожает машину на 18%.