щий зеленый свет - и, естественно, получает удар сзади. Или наоборот: испугавшись, что автомобиль "на хвосте" не успеет затормозить, не глядя вперед, выезжает на перекресток на "желтый" - со всеми вытекающими последствиями. Она может, не задумываясь, резко кинуть свою машину вправо или влево. Она панически боится сделать что-то не так - и именно поэтому делает. Она чересчур эмоциональна, впечатлительна и закомплексована. Но "Трусиха" отнюдь не чудовище. И хотя она хватается за руль, как утопающий за спасательный круг, хотя каждый выезд для нее подвиг, а каждое объяснение с инспектором ГАИ нервный стресс, в ней есть свои достоинства. "Трусиха", приобретя опыт, становится дисциплинированнейшим водителем. Она старается не мешать другим на дороге, почти никогда не превышает скорость. А еще - она постоянно льстит мужскому самолюбию, без конца с некоторым подобострастием задавая "автомобильные" вопросы представителям сильного пола. Проходит время - и оказывается, именно "Трусиха" разбирается в машине лучше всех. Словом, если вы видите в себе все задатки этого типа - не огорчайтесь. Не пытайтесь подавить страх усилием воли, иначе езда на автомобиле превратится для вас в пытку. Отрабатывайте самые удобные маршруты - и следуйте им. А испуг со временем пройдет, останется только некоторое, чем-то даже приятное волнение за рулем. ДЕЛОВАЯ Женщина, адекватно оценивающая свои достоинства: спокойная, в меру уравновешенная, уверенная в своих силах - таков тип "Деловой" автомобилистки. Она знает себе цену. Никогда не будет бобилистки ладят даже лучше, чем "Красотки". "Деловые" предусмотрительны. Их автомобили, как правило, ухожены не только снаружи, но и под капотом. В салоне у них есть пара туфель без каблука, чтобы не испытывать неудобств при вождении. Да и сам автомобиль - чаще всего собственность "Деловой" - необходимая машина, а не игрушка и не предмет роскоши или престижа. Мужчины-водители относятся к этой женщине с уважением. Хотя ее "всезнайство" иногда им неприятно. Достоинства этого типа привлекают многих женщин. И бывает, что "Красотка" или 'Трусиха" превращаются в "Деловую" автомобилистку. ПРОФЕССИОНАЛКАГОСТЬ КЛУБАПОЛВЕКА ЗА БАРАНКОЙОна пришла в редакцию - невысокая грузная бабушка в платочке. И трудно было представить, что за ее плечами пятидесятилетний стаж работы водителем. Их называли "скороспелками". В слове этом было больше теплоты, чем иронии. Шли тридцатые годы, страна призывала девушек овладевать мужскими профессиями и шоферским делом по "партийному призыву". Обучали за три месяца, после чего девчонки садились за руль легковушек и грузовиков - начиналась их самостоятельная трудовая жизнь. Можно себе представить уровень профессионализма этих шоферов с косичками!Она необязательно профессиональный водитель. Как необязательно и то, что женщина, чье рабочее место за рулем, относится к этому типу. "Профессионалка" считает, и совершенно справедливо, что познала все таинства автомобиля и собаку съела в его вождении. Она не просто органична в своей машине, она - ее придаток, неотъемлемая ее часть. С закрытыми глазами "Профессионалка" может покорить любой маршрут. Никто никогда, глядя со стороны, не сможет предположить, что автомобиль ведет женщина. Даже внешне "Профессионалка" приобретает черты мужчины. Она грубовата, нередко курит, предпочитает спортивный стиль в одежде. Но не надо думать, что водитель этого типа гарантирован от неприятных случайностей и аварий. Беда "Профессионалки" именно в ее водительской самоуверенности. Она считает, что если этот дорожный знак висел на этом месте десять лет кряду, то он будет висеть всегда. И в один прекрасный день, когда знак снимают или меняют, "Профессионалка" попадается: она этого просто не заметила. "Профессионалке" живется много хуже, чем водительницам других типов. Ей, случается, не приходится рассчитывать на сочувствие и помощь мужчин-автомобилистов, взаимопонимание со стражами порядка и так далее. Увы, ее воспринимают как "своего парня" и не испытывают желания показать себя, самоутвердиться, предложив содействие в чем бы то ни было. К счастью, "Профессионалок" не так уж много. А те, кто обнаружил у себя черты (возможно, по большей части напускные) этого типа, пусть задумаются: не лучше ли прибавить себе чуть-чуть женственности. Ведь она - вернейшее "оружие" дам, сидящих за рулем. Е. ВАРШАВСКАЯ Фото В. УтцаКатя Шуленина получила профессиональные "права" в 1938 году. -На нас тогда смотрели, как на героев,-рассказывает Екатерина Павловна - Приезжаешь куда-нибудь в деревню - все сбегаются. Приятно... Хотя сказать, что все шло гладко, значило бы покривить душой. Это было уже после войны. Работала Катерина тогда на грузовике. Подходит как-то начальник с распоряжением: ехать под Рязань, отвезти... гроб с покойником. Март, темнеет рано, а дело уже к вечеру, на дороге - гололед страшный. Но с начальством не поспоришь - села Шуленина за руль. На проселок свернула уже в кромешной тьме. В кабине - холод, стекла (хоть и натирали их солью, чтоб не потели) мутные, не видно ни зги. Да еще в кузове - мертвец. Какдоехала,не помнит. А утром, когда отправилась в обратный путь, обмерла от страха: оказывается, ехала ночью по самому краю глубоченного оврага! - И смешных случаев много было, - вспоминает Шуленина. - С бревном, например. Понадобилось то здоровенное бревно на стройку отвезти. Еле-еле погрузили его в прицеп ГАЗ-51. Километров 80 проехала Шуленина спокойно, оставалось совсем немного, переехать овраг - и вот она, стройка Только мост через этот овраг оказался на ремонте, объезд - прямо по склону. Тут бревно и покатилоа. Хорошо, что машина не перевернулась. Но бревно-таки упало, да на самое дно. Там оно еще лет десять лежало: "шуленинским" его называли. Впрочем, истории эти мало говорят о профессионализме шофера. Что его характеризует лучше всегоотсутствие в шуленинском талоне проколов. Ни одной "дырки" за 50 лет работы! Уже несколько лет она на покое. Хотя и сейчас села бы за руль. Но... - Смотреть не могу, как теперь ездят. Никто друг друга не пропустит, правила нарушают, - сетует бывалый водитель. - Хотя если вовсе не нарушать - просто не уедешь. Так что я сочувствую женщинам за рулем. ЗА РУЛЕМ 11/95 45лезненно реагировать на чьи-то насмешки, нервничать из-за того, что кто-то истерически давит на сигнал, выражая ей негодование, поскольку она считает, что никак не может сделать что-то неправильно. Это не самоуверенность "Красотки" и уж совсем не безвольное бессилие 'Трусихи". Просто "Деловая" всегда знает, что делает, и делает, что знает. Среди неопытных автомобилисток тип "Деловой" встречается очень редко. Все-таки для спокойной уверенности в себе нужна практика. И черты этого типа чаще всего встречаются у преуспевающих дам. Они не боятся нарушать - не по-крупному, конечно, а слегка - Правила дорожного движения, понимая, что иногда здравый смысл сильнее формальностей. Но нарушают расчетливо, не создавая опасных ситуаций и не попадаясь инспекторам ГАИ. Кстати, с ними "Деловые" автомо