РЖ"Браво" и "Брава" - машины абсолютно новые, "чистые", лишенные конструктивной преемственности. Впрочем, компоновка (переднеприводная с поперечно установленным силовым агрегатом) сохранилась, зато бензиновые моторы - все до единого новые (см. таблицу). Использование компьютеров для проектирования двигателей позволяет моделировать рабочий процесс, распределение потоков тепла, работу смазочной системы столь точно, что основные параметры мотора "утрясают" еще до изготовления опытных образцов. Фирменные характеристики выглядят убедительно, но среди них нет, быть может, важнейшей для покупателя - надежности. Она-то стала ахиллесовой пятой предшественника - "Типо". О новых моделях пока можно судить лишь по техническим решениям: они весьма современны. Все моторы - многоклапанные, с электронным впрыском бензина, гидравлическими компенсаторами клапанных зазоров, требуют минимального ухода. Так, поликлиновой ремень привода вспомогательных агрегатов натягивается автоматически и не нуждается в замене в течение всего срока службы двигателя - тысяч полтораста! Свечи-"долгожители" рассчитаны на 40 тысяч, а новое масло "Селениа-20К" (разра-Словом "браво" пылкие итальянцы обозначают едва ли не все лучшие качества (человеческие, конечно): отличный, опытный, искусный, смелый - в зависимости от контекста. Есть еще один смысл, который ближе к нашему случаю: значительный - если иметь в виду не столько характер машины, сколько ее место в программе и на рынке, а также масштабы осуществленного проекта. Об этом скажем коротко: тандему "Браво'У'Брава" предстоит конкурировать в малом классе, иначе - в секторе "С" международного рынка, на который приходится около 30% всех продаж в Европе. В обиходе его нередко называют "Гольф"-классом - по имени бесспорного лидера. Понятно, сколь ответственная роль уготована новому семейству. 4 ЗА РУЛЕМ 11/95 п резентацияоборудование подушки безопасности: их устанавливают за дополнительную плату, как, впрочем, и антиблокировочную систему тормозов. (То и другое входит в цену лишь самой "упакованной" модели "2,0HGT\) Вовсе нет автоматической коробки передач. Зато почти все модификации оснащают гидроусилителем руля (на две наиболее дешевые по заказу) - знай, крути! А чтобы крутить было не только легко, но и весело - опять-таки всем, без исключения и доплат - магнитола, причем устанавливаемая в панель приборов "по месту", только для данных моделей. Красть ее бессмысленно: хлопот много, а пристроить некуда! Тот, кто дорожит тишиной, тоже не будет разочарован: уровень шума при скорости 120 км/ч на V передаче не превыша-ботано совместно с отделением "ФИАТ-Лубрификанти") достаточно заменять через 20 тысяч километров. Характерно, что каждое решение не механически распространено на весь ряд моторов, а применено в меру целесообразности. Так, 1400-кубовый мотор для "начинающих" не четырех-, а трехклапанный (два впускных), с центральным впрыском, тогда как остальные - с многоточечным. Зато для плавности работы и уменьшения нагрузок на подшипники у всех "четверок" коленвалы с восемью противовесами. Особенность моторов объемом 1,6 и 1,8 литра - зажигание с индивидуальными катушками на каждый цилиндр. Наверное, дороже, но надежнее (сколько статей и заметок посвятил наш журнал поиску пропавшей искры!). Каждый двигатель отвечает перспективным (1997 года) евронормам экономичности и токсичности. Но технические термины и параметры адресованы холодному рассудку, а чем воздействовать на эмоции покупателя, помимо свежей внешности и броского названия? ФИАТ использовал для этого эпитет "дружелюбный автомобиль" - по отношению к человеку, разумеется. И довольно убедительно доказывает, что это качество заложено чуть не в каждом техническом и художественном решении. "Дружелюбия ради" машинам придали плавные, смягченные формы - в духе актуального ныне "биодизайна". Предусмотрели в них очень многое для того, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно, а в случае аварии были бы наилучшим образом защищены, чтобы водитель - петляет ли он по узким и тесным улицам (а таких немало в европейских городах), мчит ли сквозь ночь иОбе машины легко узнать сзади, а вот различия в оформлении передка увидит только внимательный читатель. Приборы в стиле "ретро" на "Браво-2,0НвТ". У моделей "Брава" - белые полукружья шкал на черном фоне щитка.туман или просто отправился в дальнюю поездку-сохранял силы, бодрость, остроту реакции. Для этого в стандартное оборудование включены водительское сиденье с дополнительной регулировкой по высоте, регулируемая рулевая колонка, электростеклоподъемники в передних дверях, тонированные стекла, противопожарная система, мгновенно блокирующая подачу топлива при столкновении, устройство для циркуляции и очистки воздуха без притока извне, замок третьей (или пятой) двери, отпираемый с места водителя. Кстати, у обеих моделей на этих дверях есть дополнительные стоп-сигналы. Не упоминаю здесь другие устройства и приемы, ставшие сегодня общими. Несколько удивило, правда, что ФИАТ (в отличие, скажем, от "Тойоты" или "Опеля") поскупился включить в стандартноеет 73 дБА; у "2.0HGT" - 75 дБА. Опасаетесь, что радио исчезнет "в сборе" с машиной? Не тревожьтесь: электронное противоугонное устройство с цифровым кодом заблокирует системы двигателя, как только водитель вынет ключ зажигания. Это - "даром", а за дополнительную плату - охранная сигнализация с дистанционным управлением. "Дружелюбие" автомобиля - понятие весьма широкое. Оно проявляется ив том, что к минимуму сведены затраты и усилия на обслуживание (напомним, интервал между визитами на СТО - 20 000 км), и в том, как разнообразен и предупредителен по отношению к клиенту фирменный сервис. Стоит заметить, что его организация и набор услуг это органическая часть проекта "БравоУБрава", без которой машина не могла бы появиться на свет. Оправдает ли новое семейство колоссальные затраты на его создание и освоение? (Кстати, от утверждения дизайнерского макета до запуска в серию прошло 32 месяца.) Смогут ли "бравые" развить успех "Пунто", вытянувшего ФИАТ из долговой ямы? Это станет ясно уже в будущем году. Наше знакомство с близнецами было слишком ЗА РУЛЕМ 11/95 5Перед вами "Брава", а "Браво" - слева внизу. Для каждой машины - своя палитра эмалей, в основном "металлик". кратким, но во всех отношениях приятным. Если оценивать внешность - показалось, что ей несколько недостает оригинальности: там и сям проглядывают черты "чужих" моделей. Наиболее своеобразно оформление задка, особенно у "Брава". Смотрятся машины солидно - во многом благодаря ширине и округлости боков. Обзорность вперед отличная, а вот назад... Впрочем, это недостаток многих современных моделей, задние "углы" которых водителю не видны. Для нормальной езды (без попыток тягаться с "лянчами" в крайнем левом ряду автострады так, ближе к 120), да еще одному за рулем вполне хватило даже мотора 1,4. Уверения инженеров ФИАТа, что-де чуть не "с самого низа" в вашем распоряжении почти максимальный крутящий момент, не противоречили субъективному впечатлению. Салон просторен, особенно в ширину, - хоть в шубе садись. Но в день нашей поездки было +27°, и некоторые опасения, что из-за сильного наклона ветрового стекла салон быстро нагреется, подтвердились. Впрочем, вентиляция неплохо делала свое дело. Узнал, что независимые эксперты признали "хорошим" уровень комфорта для водителей, чей рост - о т 151 до 191 см. Выходит, угодили всем! (Соответствующие показатели для заднего сиденья - от 160 до 185 см.) Что еще делает автомобиль комфортабельным? Конечно, подвеска. Здесь впереди - "Мак-Ферсон", сзади - независимая пружинно-рычажная, с длинными продольными тягами; амортизаторы - газовые. Дороги в Турине и вокруг таковы, что думать о совершенстве подвески почти не приходилось; лишь временами, на мелких выбоинах и швах она казалась жестковатой. Руль легок ("серво"!), точен, лишен ненужной "остроты" и избавляет водителя от неприятной "отдачи", знакомой тем, кто ездит на "самарах". Оценить эффективность тормозов в полной мере (при экстренном торможении), к счастью, не было повода. В обычном режиме они отвечают стандартам сегодняшнего дня (о которых, замечу, водители отечественных машин и понятия не имеют, "выбирая" - не по своей, конечно, воле - между посредственными и просто плохими). Помимо варианта "1,4 SX", удалось попробовать двухлитровый "HGT', а также дизельный "1,9D SX". Каюсь - не смог "вынуть" из 147-сильного мотора все, на что тот способен (хотя, например, способность энергично разгоняться на пятой тоже многого стоит). Зато сделал другой вывод: важное достоинство современной машины - сбалансированность конструкции, когда "минимальный" мотор не воспринимается как слабый, недостаточно тяговитый, а самый мощный - как избыточный, требующий особых навыков и постоянной бдительности. б ЗА РУЛЕМ 11/95На "рентгеновском снимке" "Браво-2,0НСТ". У него пятицилиндровый мотор с уравновешивающим валом и регулируемыми фазами, дисковые тормоза всех колес. Компоновка, основные решения и узлы "Браво" и "Брава" одинаковы.Технические характеристики автомобилей "ФИАТ-Браво" (в скобках-отличающиеся данные моделей "Брава")' ^Модель 1.4S/SX 1,6SX(1,6EUELX) 1,8GT(1,8ELX) 2,0HGT* 1.9DS/SX Параметры"-—^^^ Рабочий объем,см 3 Число цилиндров/клапанов Мощность, л. с/кВт при об/мин Макс. крут, момент, Н-м при об/мин Длина, мм Ширина, мм Высота, мм База, мм Объем багажника, м 3 Снаряженная масса, кг Максимальная скорость, км/ч Время разгона с места до 100 км/ч, с Расход топлива при 90,120 км/ч ив ГЦ 5,2; 7,0; 9,0 (5,3; 7,0; 9,2) 5,5; 7,5; 9,3 (5,6; 7,5; 9,5) 5,8; 7,6; 9,8 (5,9; 7,6; 9,9)7,1; 8,7; 11 4,9; 6,9; 6,5 (4,9; 6,9; 6,6) 13,8(13,9) 11 (11,5) 10(10,3) 1010(1040) 1416 112/2750 144/4000 4025(4187) 1755(1741) 1414 2540 0,28-1,03(0,38-1,165) 1050(1090) 180(184) 1100(1130) 193(190) 1190 1100(1130) 1416 154/4400 186/4500 4031 1755 1416 119/2000 4025 (4187) 1755(1741) 1415 1370 4/12 80/59 6000 1581 4/16 103/76 5750 1747 4/16 113/83 5800 1998 5/20 147/108 6100 19294/865/48 4600170210 8,515517,3 (17,8)'Только для модели "Браво". Дизель хотелось попробовать "для общего развития". Достаточные мощность и крутящий момент, особенно на средних оборотах, позволили чувствовать себя на дороге вполне уверенно. Появление турбодизеля (весной) должно поднять шансы этой ветви семейства. Ощущения второсортное™ из-за двигателя машина не вызвала, но все-таки принцип воспламенения от сжатия постоянно напоминает о себе повышенным, хотя и глухим по тону, шумом. Такова плата за экономичность. ...Автомобиль поставлен под навес тест-драйв завершен. Грех не сказать ио реакции окружающих: она по-своему отражала важность события - появления новой модели. Наши машины фотографировали у выезда из ворот и по дороге, на них то и дело оглядывались из соседних автомобилей. В небольшом поселке, где я тормознул на пару минут, к "Браво" подошли те немногие люди, кого этот послеполуденный час застал на улице; еще один, проезжая мимо, остановился, чтобы рассмотреть новинку: "Белла!" восторженно восклицал он, "красивая!" (сам ехал, между прочим, на "Опеле-Тигра"!). Словом, первые встречные проявили к "бравым" ФИАТам ответное дружелюбие. Неизменно ощущали его в Турине и мы, трое журналистов из российских автомобильных изданий. Случайно узнал, что греческую прессу представляли сорок, а польскую двадцать журналистов: ФИАТ по-своему оценил "безбрежный потенциал" российского рынка в нынешних условиях. Турин-Москва В. АРКУША