04VWlfbiВажно, что в механизме нет скольжения деталей: ролик обкатывается по червяку, вращаясь на подшипниках 4. Так как трение качения меньше трения скольжения, КПД достаточно высок, то есть невелики усилия водителя на преодоление трения. Но по сравнению с реечным здесь требуется более сложная схема рулевого привода (сравните его хотя бы на "Жигулях" и "Самаре"), да и сам по себе механизм сложнее. Третий распространенный вид механизма применяют на тяжелых автомобилях обычно в сочетании с усилителем. Его можно назвать "винт - гайка - рейка - сектор" или же "винтореечным". Сначала рассмотрим механическую часть этой передачи (рис. 5). Многим знакомо понятие "ходовой винт" - это когда он вращается, но не смещается вдоль оси. Гайка на нем не вращается, а движется вдоль винта. Водитель вращает рулевое колесо и рулевой вал с винтом 7, вдоль которого перемещается гайка 4. Винт позволяет создать большую силу, смещающую гайку. В рулевом механизме эта сила затем передается с зубчатой рейки, нарезанной на теле гайки 4, на зубья сектора 3, выполненного на валу 2 сошки. С помощью рейки и сектора рд}1) линейное, поступательное движение гай^ ч п, ки превращается в поворот вала сошки. ч ^ 9 г ' Ну ас сошки 1 сила (и движение) передается на продольную рулевую тягу. Важная особенность современных механизмов типа "винт - гайка - рейка сектор" - применение шариков 5 между зубьями. Вместо обычной треугольной "^^рёзьбьг в рулевой паре нарезаны канавки полукруглого сечения, которые вместе образуют полый винтовой канал. уА', Он заполнен шариками от подшипников. Таким образом, в резьбе трение скольжения заменено трением качения. А чтобы шарики не выкатывались прочь, в гайке сделаны возвратные каналы 6, по которым шарики могут вернуться к началу резьбы. Теперь об усилителях рулевого управления. Для поворота управляемых колес нужно совершить определенную работу, а для этого затратить энергию. Если для водителя она велика, нужно привлечь дополнительный источник энергии - так сказать, позвать помощника. Таким помощником служит гидравлический усилитель. Необходимая энергия берется от двигателя автомобиля, к которому подключают гидравлический насос. Он прокачивает через систему усилителя масло и, когда водитель скомандует (поворотом руля), давление этого масла заставляет смещаться поршень усилителя, связанный механически с рулевым механизмом или рулевым приводом. Усилители потому так и называются, 68 З РЛМ 1/5 АУЕ 19 что тольхо-тготаСгают водителю, увеличивают создаваемый им вращающий момент, но не заменяют водителя. Современные усилители обладают двумя важными свойствами - кинематическим и силовым следящими действиями. Первое означает, что усилитель "следит" за поворотом руля и, если водитель останавливает рулевое колесо, дополнительная подача масла в силовой цилиндр прекращается, то есть усилитель не заставляет управляемое колесо поворачиваться на больший угол, чем задал водитель. Второе означает, что устройство следит за необходимым для поворота управляемых колес усилием и часть его передает на рулевое колесо так, чтобы водитель "чувствовал" дорогу, то есть на хорошей дороге ему было бы легко, а на трудной для поворота - несколько тяжелее. Рулевое управление - одно из устройств, от которых зависит активная безопасность автомобиля. Но при любом, самом сложном и умном устройстве, многое лежит и на водителе. Поэтому будьте внимательны, сообразуйте скорость движения с качеством дороги и другими участниками движения, а главное - избегайте резко работать рулем. Счастливого пути! соблюдение заданных фаз обеспечивает его оптимальные характеристики.) Ошибка на два зуба для двигателя ВАЗ-2103 еще не приводит к обязательным поломкам, но уже существенно ухудшает его работу. Ошибка на один зуб менее заметна. Иногда при несовпадении на ползуба владельцы ставили эксперименты, смещая цепь относительно звездочки распределительного вала в ту и другую сторону на один зуб: в зависимости от сочетания отклонений в размерах деталей этим иногда удается улучшить мощностные или экономические характеристики двигателя. Понятно, проведение такого эксперимента требует от исполнителя достаточно высокой квалификации (с учетом разборки и сборки цепного привода), поэтому рекомендовать способ каждому владельцу автомобиля нет оснований. Он - для энтузиастов. Интересующая вас тема и раньше находила освещение в журнале, например ЗР, 1983, № 5. Автор публикации компетентно исследовал особенности газораспределительного механизма: "Жигулей". Однако необходимы следующие оговорки. Двенадцать лет назад цепь привода распредвала, как и многое другое, купить было чрезвычайно трудно, что и вынуждало идти на различные ухищрения с целью продлить срок ее службы: дополнительную натяжку, перестановку звездочки и т. д. При этом мирились с одним неприятным фактом: цепной привод никогда не изнашивается равномерно, так как шарниры звеньев истираются по-разному. В результате сильно изношенная цепь, даже при исправных натяжителе, успокоителе и звездочках, работает неравномерно, рывками, вызывая ускоренный износ связанных с ней деталей, повышение вибраций и шума, неустойчивость работы двигателя и, естественно, снижение мощности и экономичности. В наши дни, когда замена цепи перестала быть проблемой, лучше делать это вовремя. Меру износа цепи определяют, как показано на рисунке. Цепь, еще пригодную для эксплуатации, невозможно приподнять выше, чем до середины высоты зуба. Способ выявления изношенной цепи.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬПрочитал в журнале (1995, № 1) о фазах газораспределения, но не уяснил, с какой точностью их регулировать. Что делать, если метки - при новой цепи и звездочках - не совпадают на ползуба?При крупносерийном производстве двигателей отклонения размеров каких-то деталей от заданных чертежом, к сожалению, неизбежны. Ваш случай чаще всего объясняется именно этим, и, очевидно, с несовпадением меток на "ползуба" вам придется смириться. Конечно, особо дотошный автолюбитель может, оборудовав двигатель измерительными инструментами, довольно точно определить моменты открытия-закрытия каждого клапана и соответствие их "официальным" фазам газораспределения. (Вопрос о том, когда мотор работает лучше - при фазах, сдвинутых вперед или назад, неправомерен. Именно