зу всесезонных шин. Зимние шины при эксплуатации летом полезны и выгодны лишь при частой езде по бездорожью - не забывайте, "M+S" - это не только снег, но и грязь (шипы в этом случае, понятно, не нужны). Кстати, популярные зимние шины "НИИШП-Ралли" были созданы именно для летних гравийных участков соревнований. Как быть при круглогодичной эксплуатации? Если ваше домашнее "министерство финансов" выделяет деньги только на один комплект шин, оцените, как и где чаще приходится ездить. Если и зимой дороги чистые, снег выпадает редко или его регулярно убирают и самое страшное, что вас ждет глубокая лужа во дворе, вполне подойдут шины с дорожным рисунком. Условиям вроде московских лучше соответствуют всесезонные шины - и по слякотному городу, и по сухому асфальту, и по дачным дорожкам вы проедете. Лучший вариант - иметь два комплекта шин с дорожным и зимним рисунком. Тогда встает другая проблема - шиповать ли последние? Шипы, в самом деле, могут понадобиться всего пару раз за зиму, но уж тогда позволят избежать серьезных неприятностей. Для наших условий (то есть достаточно снежной зимы и обледенелых дорог) предпочтительны поэтому именно шипованные шины. Неспроста ГОН (гараж особого назначения в Кремле) к зиме переобувает свои машины, ставя их "на шипы". Да и скандинавы уважают шипованную "резину" - в Финляндии, например, все до единого легковые автомобили переходят на шипы 15 октября. Решили брать шипованную - ищите шину с заводской шиповкой (пока это только импортные), она выполнена на высоком iУ уровне. Не нашли - спросите у продавца, * какой длины шипы можно устанавливать в Н4Щ данную покрышку. Квалиа^ц^овалнньш -и ' продавец всегда даст ответ на этот вопрос, потому что заранее познакомился сj ^ f ' рекомендациями завода-изготовителя. |.fitti Правило здесь простое - от пятки шипа до Г ^ брекера должно быть не менее 2 мм, но применить его на практике могут только заводчане, а не работники шиномонтажа. Даже шины одной модели могут отличаться толщиной протекторного слоя - и если год назад в протектор устанавливали 11миллиметровый шип, то теперь предельная его длина может быть 10 мм. Из импортных шин те, что произведены в Скандинавии, наиболее предпочтительны для России (благодаря схожему климату наших стран). Их зимние шины отличаются от большинства других зарубежных более расчлененным рисунком протектора (сравните, к примеру, "Нокию" и "Мишлен" - наша "НИИШП-Ралли" ближе к первой). Ну, а какие шины как ведут себя в конкретных условиях? Журнал ответит на этот вопрос через месяц. Читайте статью об испытаниях дорожных, всесезонных и зимних шин в следующем номере. 62 ЗА РУЛЕМ 11/95ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬУ меня новый ВАЗ-2108. Обычно прекрасно держит дорогу, но если попадается асфальт с частыми волнами ("стиральная доска"), он становится неустойчив. В чем дело? Работа подвески - один из самых сложных процессов в автомобиле. В идеале колесо - независимо от характера неровностей (их частоты, высоты, формы), а также нагрузки на него, давления в шине, скорости движения и так далее - должно "отслеживать" неровности, тем самым сглаживая переменную силу, передающуюся на кузов. . На практике достичь идеала в силу целого ряда причин не удается. На рис. 1 вы видите упрощенную схему качения колеса (без учета деформации шины) с малой скоростью по волнистому покрытию. Центр колеса в движении описывает траекторию, повторяющую продольный профиль покрытия. При этом кузов (точка А) над колесом движется практически по такой же кривой. Несколько повысив скорость, мы сохраним характер качения колеса, но уже сильней проявится инерционность кузова - точка А движется по волнообразной кривой с мень-шим размахом колебаний, чем задает высота неровностей, поскольку в работу вступают амортизаторы и не позволяют кузову войти в резонансный режим колебаний, когда те усиливаются до опасной величины. В то же время такой характер взаимодействия кузова, колеса и дороги означает, что на кузов передается переменная по величине сила реакции дороги - водитель и пассажиры ощущают тряску, дискомфорт (рис. 2). Еще прибавим скорость. Теперь - при достаточной высоте неровностей или небольшой длине волны L, в зависимости от характеристик подвески (жесткости пружины, хода, эффективности амортизатора жесткости шины, величины нагрузки на колесо и величины неподрессоренной массы) возможна ситуация, показанная на рис. 3. Точка А кузова движется почти прямолинейно, так как на высокой скорости масса кузова не успевает отслеживать волны покрытия. Но и колесо их уже не воспринимает, как это было на меньшей скорости - оно не успевает вовремя достичь нижней точки волны (силы пружины не хватает, чтобы преодолеть инерцию неподрессоренной массы и "дослать" колесо в углубление). В результате центр колеса движется по кривой с изломами - они приходятся на моменты касания колеса и его отскока от покрытия. Как видите, в этом случае немалую долю времени колесо не контактирует с дорогой, то есть автомобиль ведет себя как на воздушной подушке: любые действующие на него силы сразу вызывают ухудшение устойчивости, управляемости, эффективности торможения, разгона и т. д. Разумеется, такой характер взаимодействия колеса с покрытием вызывает сильную вибрацию с частотой, зависящей от скорости автомобиля и длины волн покрытия. Реальная дорога, например грейдерная, покрытая гравием, нередко представляет собой хаотический набор разнообразных неровностей - выбоин, выступов и других дефектов. Здесь поведение автомобиля еще более сложное, например, он довольно хорошо управляем на длинных волнах и плохо там, где частота колебаний высокая. Сделать амортизатор, одинаково эффективный на любых неровностях, практически невозможно. Чтобы автомобиль меньше раскачивался при быстром движении по дороге с большими, длинными волнами, амортизатор должен обеспечивать ускоренное гашение колебаний - такой его характер иногда называют спортивным. Однако на нормальных дорогах с небольшими дефектами покрытия, а также брусчатых, гравийных и т. п. автомобиль с такими амортизаторами становится гораздо менее комфортабельным. Правильный подбор характеристик амортизаторов и подвески как целого для каждой модели автомобиля - одна из самых важных задач при его создании. Вам же можем дать лишь один совет - не стоит ездить неоправданно быстро там, где есть риск потерять контроль над машиной.Рис. 1. Движение по волнистому покрытию на очень малой скорости. А - точка кузова, В центр колеса, VMHH - скорость автомобиля, L длина волн.Рис. 2. Движение с более высокой скоростью, чем на рис. 1, но при безотрывном качении колеса; Vcp- скорость автомобиля.Рис. 3. Движение с высокой скоростью. Колесо отскакивает от волн покрытия; Умакс - скорость автомобиля.