150
151
йоимийламиЦТОВ СВЕТЕ ФАР?..Многие вспоминают об осветительных приборах, только если собрались в дальнюю поездку, а то и попросту - когда разобьют фару или перегорит лампа. Между тем важнейший элемент безопасности требует большого внимания, как явствует из статьи Валентина ГРИГОРЬЕВА.ДВЕ СИСТЕМЫ Основные элементы любой фары (рис. 1) - лампа и рефлектор (отражатель). Спираль лампы изготовлена из вольфрамовой проволоки, допускающей при работе нагрев до температуры около 2700°С (в галогеновых лампах даже несколько выше). Температура плавления вольфрама - 3380°С. Сважный элемент фары - рассеиватель, стекло со специальным рифлением. (Вообразите сочетание здесь множества тщательно подобранных линз.) Кроме того, в современных фарах сложных форм необходимое светораспределение достигается также специальной "деформацией" рефлектора. Например, параболоид как бы сплющиваютРис. 1. Современная фара с параболическим рефлектором: 1 - крышка: 2 - пружинный фиксатор: 3 - лампа стояночного света; 4 - лампа головного света; 5 - рефлектор; 6 - рассеиватель.Рис. 2. Европейское светораспределение - нить ближнего света смещена вперед относительно фокуса, снизу закрыта экраном: а - дальний свет; б - ближний свет: 1 - экран; 2 - нить ближнего света; 3 - нить дальнего света (в фокусе F); 4 - рефлектор. Рис. 3. Американская система ближнего света нить смещена относительно фокуса вверх и влево: 1 - рефлектор; 2 - нить дальнего света (в фокусе F); 3 - нить ближнего света: 4 - экран.повышением температуры спирали увеличивается ее светоотдача, но с нею и испарение вольфрама, а механическая прочность спирали падает. (В галогеновых лампах эти вредные процессы замедлены и потому спирали служат дольше.) Назначение рефлектора - собрать ту часть светового потока лампы, которая направлена не на дорогу, и "переадресовать" в нужном направлении. У обычных типов рефлекторов - параболоида и эллипсоида есть один недостаток: при наклоне оптических осей фар к дороге (как их и положено устанавливать) световые пятна представляют собой узкие вытянутые эллипсы, ярко освещающие лишь небольшую часть дороги по ее ширине. Значит, пучок света нужно развернуть в ширину. Это делает третий150 ЗА РУЛЕМ 7/97по вертикали, заменяя круглый эллиптическим, используют сочетание параболоида с эллипсоидом и т. д. То, что автомобилю нужен ближний и дальний свет, вряд ли требует пояснений. Но к современным системам переключения пришли далеко не сразу. Например, в начале века в Англии (где движение левостороннее) проблема ослепления водителей решалась тем, что при встречном разъезде правая фара выключалась, а свет левой отклонялся влево-вниз. С помощью электромагнита поворачивался сам рефлектор! Сейчас применяют две системы светораспределения - европейскую и американскую. В европейской используется лампа с двумя нитями - для ближнего и дальнего света - и с металлическим экраном под"ближней". При этом нить дальнего света находится в фокусе параболоидного рефлектора (рис. 2, а), а ближнего - на несколько миллиметров впереди фокуса и несколько выше оптической оси (рис. 2, б). Поэтому дальний свет - это пучок отраженных от рефлектора параллельных лучей, а ближний - сходящихся. Назначение экрана - не допустить попадания лучей на нижнюю часть рефлектора, а от нее - в глаза встречному водителю. Спереди экран отогнут кверху, чтобы прямые лучи, испускаемые нитью ближнего света, также не были ослепляющими. Таким образом, при европейской системе световой пучок ближнего света исходит только из верхней половины рефлектора и при правильном наклоне к дороге исправная фара не ослепляет встречных водителей. Здесь уместно напомнить, что поверхность рассеивателя, забрызганная водой, слегка загрязненная, поврежденная камешками и т. п., ухудшая освещение дороги, одновременно усиливает слепящее действие фары, так как часть лучей начинает отклоняться "не туда", а именно - в глаза встречного водителя. С этой точки зрения стеклоочиститель фары - вещь очень полезная. В американской системе нить дальнего света также располагается в фокусе параболического рефлектора. А нить ближнего расположена над нитью дальнего и выше оптической оси рефлектора (рис. 3). Обратите внимание на то, что лучи, падающие на внутреннюю зону рефлектора, отражаются от нее к дороге. Лучи, попадающие на внешнюю часть, отклоняются вверх. Некоторая же часть лучей направляется параллельным пучком вперед. Чтобы уменьшить часть светового по ­ тока, отклоняющуюся вверх, используют рефлектор меньшей глубины, но при этом падает световая отдача. Для ее компенсации служит нить дальнего света большей мощности. В то же время отсутствие экрана под нитью ближнего света существенно сокращает потери светового потока. Наконец, в американской системе нить ближнего света немного смещена еще vф влево (от направления движения автомобиля), поэтому световое пятно фары на дороге отклонено к правой обочине. Это не только уменьшает опасность наехать здесь на препятствие, но и опять-таки снижает слепящее действие фары. (Отсюда владельцу автомобиля с "правым" рулем должно быть понятно, почему на наших дорогах для него существует и проблема фар!) В обеих системах ослепление встречного водителя может быть уменьшено и "отсечением" прямых лучей лампы с помощью дополнительного экрана, расположенного перед лампой, или непрозрачной передней частью колбы в самой лампе. i Чтобы световой пучок был правильно*, сориентирован относительно дороги при GOHMHG ОИМИУШМИТаблица 1 Разметка экрана (мм) Автомобиль ЛуАЗ-969М ЗАЗ-1102 ВАЗ-1111 Мхквич-2140" "МОСКВИЧ* * Г 21412 ВАЗ-2101.2102 ВАЗ-2103.2106 ВАЗ-2105.2107 ВАЗ-2108,2109 ВАЗ-2121 ГАЗ-24 ГАЗ-3102 ЗИЛ-133 КамАЗ Все модели при регулировке противотуманных фар 5000 7500 5000 5000 5000 5000 5000 5000 5000 5000 5000 10 000 10000 10000 5000 Данные Разметка экрана (мм) Автомобиль М-20 Победа' ГАЗ-69. ГАЗ-69А Данные Таблица 2А-Г 715 725 593 7651000 1530 1240 1000 1030 1000д620 490 685 700 775 900 750 740 800 815LI.M;7.5 7.51047S"Волга" ГАЗ-24 ГАЗ-21 "Волга" ГАЗ-66 КрАЗ-214551 523 580 5804687.5 7,557,5 7.510420Урал-375 ГАЗ-53А ЗИЛ-130 МАЗ-500 503,504475 580 6005907,5По ныне действующему стандарту нормативы, указанные в таблице, должны Б(при1= См) А обеспечиваться при на ­ 250-500 100 грузке заднего сиденья 200 500-750 массой 70+20 кг. Действу400 750-1000 ющий стандарт - ГОСТ 25478-91 - регламентирует только положение левой части светотеневой границы II (относительно оси отсчета I на рис. 4), а именно - величину Б. Правая часть границы света и тени обычно поднимается вверх под углом 15°, что обеспечивает хорошее освещение правой обочины.1Таблицаз Разметка экрана (мм)•ооРис. 4. Схема регулировки "европейских" фар I - ось отсчета; II - левая часть светотеневой границы; III - правая часть светотеневой границы; а - угол наклона пучка лучей; А - высота установки фары (по центру рассеивателя).меняющейся нагрузке автомобиля, конструкция фары предусматривает возможность корректировки направления луча. В простейшем случае для этого служат специальные винты, расположенные непосредственно на фаре. Более удобны устройства, которые позволяют регулировать наклон луча фары прямо с места водителя. Обычно это гидрокорректоры. ОТРЕГУЛИРУЕМ? Начнем с напоминания: направление света фар зависит от состояния пружин подвески, давления в шинах, разницы в размерах шин (например, при использовании на одной оси автомобиля новых шин, а на другой - изношенных или шин разного типа), распределения нагрузки по осям автомобиля.•Разные фирмы так или иначе оговаривают условия, при которых выполняется регулировка фар. Легковой автомобиль, как правило, должен быть полностью заправлен, снаряжен и определенным образом загружен. В некоторых источниках состояние автомобиля при регулировке фар вообще не упоминается, но каждый водитель должен -)> учитывать вышеупомянутые факторы, чтобы избежать ослепления коллег, едущих навстречу. В то же время нельзя приветствовать и упрощенный подход к этой задаче, когда фары освещают участок дороги лишь в двух шагах перед автомобилем, а ночная езда даже с невысокой скоростью становится опасной. Значит, регулировка фар не менее серьезна, чем любая другая. В "европейской" фаре регламентируется только регулировка ближнего света. Направление дальнего задается геометрией элементов фары, включая лампу, и никак больше не оговаривается. Кстати, бывает, что из-за дефектов самой лампы (наприI мер, смещения спиралей) добиться хоро• шей регулировки вообще невозможно. Затруднить регулировку могут и неис-правности других элементов фары - болтающиеся рефлектор или лампа, отклонение оси лампы и т. д. Здесь даже профессионально оснащенная приборами станция обслуживания может оказаться бесполезной. Не исключено, что фара потребует замены и только после этого станет возможна регулировка. Российские автолюбители обычно регулируют фары в гаражных (или окологаражных) условиях. В лучшем случае при этом на белой и гладкой стене размечают подобие экрана или используют в качестве такового фанерный или иной щит размером 1x2 м. Большинство же ограничивается регулировкой на глазок, а так как последний у каждого свой, то и регулировки единообразием не отличаются. Наконец, у нас, как нигде, велик "контингент", вообще не желающий слышать об этих регулировках. И, к сожалению, на многих никакими штрафами воздействовать невозможно. Сведения, необходимые для регулировки "европейских" фар, вы найдете на рис. 4 ив табл. 1. Фары регулируют раздельно, отключая или чем-либо закрывая соседнюю.Разметить экран при регулировке "европейских" фар вам поможет рис. 5. Если фары ближнего и дальнего света раздельные, экран размечают по схеме на рис. 6. В этом случае необходимо регулировать и фары дальнего света, для которых угол наклона центральной (самой яркой) части светового пучка определяется величиной Г на экране. При расстоянии до него от плоскости фар 5 метров расчетная величина Г для ВАЗ-2103, 2106 составляет 50 мм (табл. 1). Экран для регулировки противотуманных фар размечают, как показано на рис. 7 (данные - в табл. 3). Фары американской системы (у нас - на легковых автомобилях старых моделей и большинстве грузовиков) регулируются по дальнему свету (табл. 2), то есть так же, как и фары дальнего света на автомобилях ВАЗ-2103, 2106 и другие с подобной системой (рис. 6). При регулировках фар с использованием специальных приборов стандарт предусматривает измерения силы света фары в определенных зонах экрана. При "гаражЗАРУЛЕМ 797 151