112
113
Звезды усеяли чистое небо над Флоридой. До старта гонки на овальной трассе в Хомстеде, южном пригороде Майами, остались считанные часы. Трасса и ее окрестности были пустынны. Редкие фонари тускло освещали стартовую прямую. Где-то невдалеке заунывно выла собака. Припозднившиеся механики, выпив еще по баночке пивка и тщательно заперев двери, наконец, удалились спать в гостиницу. В боксе команды "Пенске" воцарились мрак и гробовая тишина. Красно-белый автомобиль под номером "2" протяжно скрипнул рычагами задней подвески и произнес, ни к кому не обращала: - Формула 1, формула 1... Только и разговору, что об этой заморской формуле I. Не стоит она того... - Ты дрыхнуть собираешься или нет. ворчун?! - отозвался брат-близнец, украшенный номерам "3". - Завтра, то есть уже сегодня. чемпионат стартует! - А что, я серьезно! Возьми любую из машиненок формулы 1 - "Мак-Ларен" там или даже "Вильяме": электроники напихано, как в "Шаттле', на рулевом колесе - с ума можно сойти! - два десятка кнопок, рычажков и датчиков! А самые быстрые из гоночных формул - все равно мы, "инди кары". - Просто моторы у нас помощнее... -Да причем тут моторы! Я не о моторах. Посмотри на их первенство - уж лет пять будет, как десять команд с одной не могут управиться! Гонки выигрывают одни и те же люди! Тоска смертная - обладатель титула известен, считай, до начала сезона. Слыхал, в этом году там бывший наш чемпион Вильнев - явный фаворит? И ведь именуется это безобразие "чемпионат мира"! - Наша "Всемирная серия" - тоже неплохо звучит. - Вы, батенька, однако, патриот! Тапько какая же она "всемирная", если за границей всего три гонки из 16 проходят, остачъные-то - на территории США!А вот в абсаттно недостойной формуле /... - Что тебе далась эта формула I! Завидуешь ей. что ли?! Вот начнут каждую пату тренировку на весь мир транслировать, сразу станет ясно, кто есть кто! Где еще. как не у нас, по пятнадцать ездоков в фаворитах числятся?! Стоп! Хватит меня нервировать, а то настройка собьется. Ты лучше скажи, братишка. поедем мы сегодня наравне с другими или нас снова отделают, как в прошлам год)'? Демонстративно зевнув, автомобиль под номерам "2" промолчал, - Ко сну потянуло? - с издевкой спросил "третий" и. не дождавшись ответа, впал в дремоту.* В ходе судебного разбирательства между CART и IRL - двумя организациями, желающими применять в названии своих соревнований термин "Индикар', в декабре прошлого года принято парадоксальное решение'. до 2003 года никто не имеет прав на его использование. Автомобили же серии CART рекомендовано называть именно в два слова - "Инди кар"О ЧЕМ ГОВОРЯТ•Может, такой был разговор, может. другой немного, а только пилоты команды "Пенске", чьи машины вели эту беседу, в сезоне 1996 года не побеждали: ни уроженец американского города Альбукерке Ал Анзер ("2"), ни канадец Пол Трейси ("3"). Близко. очень близко подбирались к победе, перья из ее хвоста выдергивали, но она неизменно ускользала. И почему-то все время к соперникам - в последние годы во "Всемирной серии PPG CART"** совсем перестали считаться с авторитетами. Тот факт, что команда Роджера Пенске значительно богаче всех остальных - может себе позволить по" CART - Championship Auto Racing Team - ассоциация владельцев гоночных команд - участниц "Всемирной серии" гонок "инди каров'; PPG - генеральный спонсор серии.стройку собственных шасси и покупку лучших двигателей, перестал играть решающую роль. Комбинации "Рейнард-Хонда" и "Лола-Форд" в руках расторопных "бедняков" оказались ничуть не хуже, чем тузы "Пенске" и "Мерседес-Бенц". Маститый, титулованный, опытнейший Ал Анзер, трехкратный чемпион серии, заверши!**.;! сезон со 125 очками (в "инди" и 200 - не предел) на скромном четвертом месте. Впрочем, здесь уже давно отвыкли чему-либо удивляться. Другая суперзвезда американских гонок, Майкл Андретти из тоже вполне обеспеченной команды "НьюменХаас" одержал пять побед! Вроде немало, а хватило этого только на то, чтобы поделить итоговые второе-третье места с... дебютантом гонок "инди каров". Итальянца Апессандро Дзанарди пару лет назад чуть ли не с негодованием отвергла формула 1 - дескать, способностей маловато (на самом деле, надо полагать, у парня маловато было личных спонсоров...). В "инди" же его талант призна- ш ли мгновенно и подкрепили официальны;^ званием "Новичок года". Во второй половине112 ЗА РУЛЕМ 7/97 сезона-96 он совершенно затмил своего партнера по команде Танасси" Джимми Вассера: первые позиции на старте, круги лидерства и яркие победы сыпались на него как из рога изобилия. Но недаром говорится: не все золото. что блестит. Никогда ранее не блиставший середнячок и старожил "инди", Вассер набрал на 22 очка больше и стал законным обладателем чемпионского титула. Это тоже никого не удивило. Зимой команды "Всемирной серии", как обычно. упорно работали. Одни осваивали новые для себя шасси, другие привыкали к незнакомым моторам, третьи "прикатывали" к старым машинам свежих пилотов (вообще в составах ведущих команд перестановок было немного). Но принципиально новая комбинация шасси-мотор" появилась только одна: "Свифт-Косворт". Это отличилась команда "Ньюмен-Хаас", заключившая договор с калифорнийской фирмой "Свифт", ранее к "инди" отношения не имевшей. Сделать ставку на дилетанта - шаг чрезвычайно рискованный! Ведь нет никаких гарантий, что новая машина сразу или хотя бы * через полгода помчится как ошпаренная. Или все уже забыли о прошлогоднем крахе автомобилей "Игл-Тойота", когда пилоты заработали всего девять очков на двоих? Однако дерзкий Майкл Андретти после первых же испытаний заявил, что новая машина легче в управлении и лучше сбалансирована, чем любая из тех, на которых он когда-либо ездил. "Да-да, - снисходительно кивали головами конкуренты. - Журналисты просто обожают сказки, им и рассказывай. Но мы-то знаем, что так не бывает!" Гонка опровергла все их представления. Черное неожиданно стало белым: стартовав на полуторамильном овале в «Хомстеде с четырнадцатой позиции, Майкл методично обгонял одного соперника за другим, пока перед ним вовсе никого не осталось. Казалось, у всех его оппонентов челюсти отвиснут от удивления хотя бы минут на двадцать. Ничего подобного! "Просто фишка так легла, - махнули рукой они. - Им посчастливилось угадать с настройкой машины к этому специфичному треку". Вторым в Хомстеде финишировал Трэйси, третьим - Вассер. Дзанарди, которого в межсезонье объявили (и весьма опНовый автомобиль "Свифт-Косворт" помог Майклу Андретти одержать победу в первой же гонке сезона-97.рометчиво - прогнозы в "инди" оправдываются нечасто) наиболее вероятным победителем сезона-97, был седьмым, хотя блестяще стартовал с первой позиции. Ал Анзер проехал из положенных 147 кругов всего 27 - подвела электрика. Следующий этап серии проходил в Австралии. На трассе европейского типа в Серфиз Парадайс удача улыбнулась Скотту Пруэтту ("Рейнард-Косворт"). Андретти третий, Дзанарди - четвертый, Анзер и Трейси сошли из-за поломок. Гонка по улицам калифорнийского города Лонг-Бич наконец-то принесла победу заранее провозглашенному чемпиону - Дзанарди. А на мильном овале в Назарете, штат Пенсильвания, Андретти и Трейси учинили восхитившую болельщиков дуэль, завершившуюся в пользу канадца: вот она, долгожданная победа "Пенске"! Майкл пересек финишную черту на полсекунды позже - и стал единоличным лидером "Всемирной серии". Спустя еще семьсот двадцать три тысячных финишировал Ал Анзер. Джимми Вассер отстал на круг, Алессандро Дзанарди - на два. Четырех этапов как не бывало, а ясности - ни на грош. Все пятеро сохранили чуть ли не одинаковые шансы на титул. Да и не только они! Среди соискателей высших наград "Всемирной серии" - экс-пилот формулы 1 англичанин Марк Бланделл, воспитанник европейской формулы-3000 честолюбивый бразилец Жиль де Ферран, 20-летний канадский вундеркинд от автоспорта Грег Мур, немолодой, но феноменально упорный в достижении своей цели Скотт Пруэтт... Список можно продолжить. Только вряд ли кто осмелится утверждать, что все названные гонщики равны по силам. Почему же борьба идет на равных? Столкновения и аварии, внезапно лопнувшие шины и заглохшие на остановке в боксах моторы, ошибки судей - да, наконец, просто у гонщика насморк - все эти влияющие на конечный результат неприятности, которые невозможно предсказать, присущи, пожалуй, многим автомобильным состязаниям. В гонках же инди каров" правит бал непредсказуемость другого рода: примерное равенство команд в технической оснащенности. Как раз то. чего, похоже. давно не хватает формуле 1...Бапыиой сажает мчался на юг. Чартерный рейс в Рио-де-Жанейро - на пятый этап "Всемирной серии" - был заказан еще зимой. В недрах одного из контейнеров скрываюсь движимое имущество команды Роджера Пенске. Автомобиль под номерам "3" страдав от вибрации. -Эй. "двойка", чего молчишь? Заржавел, чтоли? - Же кзо ржавеет, - Хочешь сказать, что весь из титана и пластика?'Ладно, не сердись, я просто подкашваю. А все-таки вздули мы с тобой в прошлый уик-энд целую толпу "рейнардов" - аж восемнадцать штук! Правда, этот выскочка "Свифт" здорово потрепал нервы. Ты что, не мог его обогнать? - Погоди, чемпион, найду управу и \ш выскочку, - серьезно ответил автомобиль под натром "2". -Идо тебя, братец родимый, еще доберусь. Толе мне "Инди кар" нашелся... Сергей ЗИНОВЬЕВ Фото агентств DPPI и PoolWffrPPWOIK)* *Havolinet