153
154
GOHMHG оимишами* 3 ™ НЕХИТРЫЕ КОНТАКТЫИСКРА ИСКРЕ РОЗНЬ Настройка системы зажигания - обычно заключительный этап в обслуживании двигателя: позади регулировка клапанных зазоров, очистка карбюратора, свечей и т. д. Другими словами, рассуждая о зажигании, мы предполагаем, что остальные системы двигателя исправны и правильно отрегулированы. Возможно, кто-нибудь скажет: зачем эта возня, если можно обратиться на СТО? Но представьте ситуацию: вы отъехали от столицы на какие-то 100 километров - и вдруг посреди дороги мотор умолк. Что станете делать? Так как никто из нас от подобных неприятностей не застрахован, желательно иметь в "багажнике" и некоторую сумму знаний, и смекалку. Для начала запомните важное правило: что бы вы ни делали с системой зажигания, нельзя допустить перегрузки ее высоковольтной части - иначе возможен пробой катушки зажигания, "бегунка" либо изоляции проводов. О чем речь? Чтобы проверить, есть ли высокое напряжение на выходе катушки зажигания, многие вынимают центральный высоковольтный провод из крышки распределителя и, под! неся к "массе" машины, включают стартер... Есть искра - значит, на этом участке все в порядке. Логично? Давайте разберемся. Часто оказывается так, что искра едва пробивает зазор около 2-3 мм, не больше. Тут будьте уверены: искра между электродами, когда свеча ввернута в цилиндр, не проскочит. Сопротивление воздушного зазора между электродами (0,6 - 0,7 мм) при давлении в конце такта сжатия значительно больше, чем зазора 3 мм на открытом воздухе. Значит, зажигание не в порядке! Исправная система вырабатывает высокое напряжение, способное пробить зазор 7-8 мм (до 15-20 ты^ с яч вольт). Именно поэтому некоторые, стремясь "проэкзаменовать" систему зажигания, буквально насилуют ее, любуясь искрой в 15-миллиметровом зазоре! Пока искра есть - ситуация терпимая. Гораздо хуже, если вы увеличиваете зазор настолько, что и искры не будет. Высокое напряжение, выработанное катушкой, не имея выхода, нагружает изоляцию, грозя ее пробить. Ничем не лучше ситуация, когда из катушки вынут центральный провод, а вы включаете зажигание и стартер. Можно остановиться из-за пустяковой неполадки, а в результате оказаться без катушки зажигания. Итак, при проверке зазор не должен ^ превышать 7-8 мм, что легко обеспечить ^способом, показанным на фото 1: нужный зазор задан толщиной ручки отвертки. (Это, Автомобилей с "классической" контактной системой зажигания у нас очень много, в том числе иномарок. И хотя считается, что эти системы хорошо изучены и освоены, о том, как правильно их обслуживать, известно не всем. Некоторые тонкости раскроет для вас Игорь МИХЕЕВ.кстати, приемлемо и при проверке бесконтактных систем, например на ВАЗ-2108). Из сказанного, надеемся, вы сделаете еще один полезный вывод: если "высокое"На фото 2 показан контакт, прослуживший достаточно долго (около 100 тыс. км) на автомобиле ВАЗ-2106, пока двигатель не перестал нормально пускаться. Было обнаружено падение высокого напряжения упомянутый выше "проверочный" зазор не превышал 2 мм! Проверка выявила сильнейшую эрозию контакта "молоточка" - около 0,3 мм (толщина нового - 0,5 мм). Напротив, на неподвижном контакте вырос "пик" не меньшей высоты. Если вы помните, каков зазор между нормальными, хорошо работающими контактами (примерно 0,4 мм), то поймете, что сильно выгоревшие контакты работать не могут. В традиционной (контактной) системе зажигания очень важ(РотоТТак проверяют мощность искры. Фото 2. Поврежденный эрозией контакт. Фото 3. Устройство для регулировки УЗСК. проверяют с помощью свечи, вывернутой из цилиндра, толку мало. На открытом воздухе для пробоя зазора 0,6 мм особо высокого напряжения не потребуется! Очень важно, чтобы высоковольтные провода надежно крепились к свечам и плотно сидели в гнездах крышки распределителя. Если один из них на ходу отсоединится, повиснув в воздухе, катушка может пострадать. Бывает, в этом случае пробивает "бегунок" или в нем перегорает помехоподавительный резистор, приводя к опасному разрыву высоковольтной цепи в этом месте. МЕЖДУ "МОЛОТОЧКОМ" И"НАКОВАЛЬНЕЙДО регулировки момента зажигания необходимо обеспечить правильную работу контактов прерывателя. Даже новые контакты часто нуждаются в определенной регулировке, чтобы не происходило их замыкания только в одной точке (иногда "молоточек" удается немного подогнуть). Основательно поработавшие контакты всегда выдает эрозия их поверхности. но, чтобы разрыв цепи в этом узле происходил четко - от этого зависит величина вырабатываемого катушкой напряжения. А "скольжение" пика 1 вдоль стенки впадины 2 этому препятствует (рис. 1). Практика показывает, что не оправдывает себя эксплуатация контактной группы больше 50 тыс. км, даже при условии ее проверки и обслуживания через каждые 10 тыс. Вышесказанное в значительной степени объясняется тем, что через контакты проходит довольно большой ток - до 5 А. Правда, здесь есть и положительная сторона: контакты при попадании на них умеренных "доз" пыли или грязи самоочищаются. Если же вы решитесь оснастить автомобиль одной из многочисленных электронных систем зажигания, работающих с контактами, то чистоте последних нужно уделять максимум внимания, так как в этом случае проходящий через них ток значительно уменьшается (до 0,5 А) и загрязнение может привести к отказу системы зажигания. Чем и как зачистить начавшие подгорать контакты? Их материал очень прочен, поэтому снять неровности подходящим З РУЛЕМ 7/97 153 А йоимийламителя с его системой зажигания - свой. Например, для "Жигулей" он равен 55±3°, для "МосквиРис. 2. Зачистка слабо поврежденных контактов: ча" - 43+3°, "Волги" 1,3- подвижный и неподвижный контакты; 39±3°, ЗАЗ - 48±3°, а 2 - полоска шкурки. для некоторых рас1 пространенных в России иномарок УЗСК - ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ? Итак, контакты в порядке. Теперь важно см. таблицу. Правильная веобеспечить требуемую величину угла замкнутого состояния контактов (УЗСК), от котоличина УЗСК будет рого зависит надежность искрообразования. обеспечена, если заУЗСК увеличивается по мере уменьшения зор между разомкнузазора между разомкнутыми контактами и тыми контактами сонаоборот. Если УЗСК велик, возникают пеответствует указанребои в зажигании из-за малого разрыва ному в инструкции к контактов, между которыми может вытягивашему автомобилю. Рис. 3. Зачистка неподвижного контакта абразивным бруском. ваться электрическая дуга. Уменьшенный Например, на одном редакционных УЗСК, особенно при высоких оборотах двииз "бархатным" напильником далеко не прогателя, проявляет себя сниженной мощноВАЗ-2105 несколько используется сто. В то же время многие руководства состью искры на свечах и опять-таки перебоялет держат именно эту рекомендацию, запреми. Оптимальный УЗСК для каждого двига- бортовой автоиндикатор "Электроника АИ-ОГ, щая при этом зачищать конПараметры контактов прерывателя на некоторых зарубежных автомобилях позволяющий контролировать такты абразивными материЗазор между контактами, мм/ Модель (год выпуска), двигатель алами. Почему? Причина в УЗСК. При умелой регулиУЗСК, град. том, что даже микроскопировке зазора с помощью щуАуди-80". 100(1973-1983) 0,4/44-50 ческие частицы абразива, па проверка в работе показыБМВ-316,318.320,3201.518.520,520I (1975-1980) 0,4/59-65 внедрившись в контактную вает, что УЗСК действительно 0.4/35-41 БМВ-320-6.520-6 (1975-1978), М60 поверхность, могут нарушить равен примерно 52-53°. 0,4/35-41 БМВ-525,528, 728 (1974-1979), 125,128.180 ее работоспособность - конРегулировать УЗСК БМВ-73& (1982-1984), 34 6Е А/С -/22-42 такты станут обгорать еще можно и без щупа или авто0,4/54-60 "Вольво-343345" (1982-1986). В14.3Е быстрей. Кроме того, если индикатора, если изготовить "Вольво-360" (1981-1982), 240.244/245 (1977-1984), В19А 0,4/59-65 контакты зачищать, не снинесложное приспособление * Вольво-240", 244/245 (1979-1984), B19K. В21А, В23А мая с распределителя, аб0,4/59-65 (фото 3): обычный транспорразивная пыль может ока"Мазда-323" (1977-1987), ШшШ' (1975-1983) 0,5/49-55 тир крепится винтами МЗ к заться в механизме и уско0.4/46-54 "Мерседес-Бенц-200" (123) (1976-1980). 115 основанию (рис. 4), устанаврить его износ. И все же... Мерседес-Бенц-230<230С"(123) (1976-1980), 115 0.4/47-53 ливаемому на ротор распрерискнем посоветовать авто"Мерседес-Бенц-250/250Г (123) (1976-1981), 123 •/33-37 делителя. Стрелку (для отмобилистам пользоваться "Мерседес-Бенц-280/280С" (123) (1978-1981). 110 -/33-51 метки углов) обычно делают для зачистки контактов "Мерседес-Бенц-2808" (126) (1979-1981), 110 -/33-51 из мягкой (например, алюименно вдвое сложенной "Мицубиси-Кольт", "Мицубиси-Лансер" (1978-1984) 0,5/49-55 миниевой) проволоки и зашкуркой, как показано на "Мицубиси-Галант" (1974-1984), крепляют на шпильке головрис. 2 (контакты при этом L200 (1978-1989), L300 (1978-1985), 4G32 0,5/49-55 ки, рядом с распределитесжимают). А чтобы абразив"Мицубиси-Паджеро" (1983-1987). 4G54, G54B 0.5'49-55 лем. Порядок работы таков: ная пыль не попала в меха"Ниссан-Санни" (1978-1986), "Ниссан-Блюберд" (1977-1984) 0,5/49-55 включают зажигание и поднизм трамблера, контактную 0,5/3W1 "Ниссан-Лаурель"(1976-1986) соединяют контрольную группу лучше снять. Теперь 0.5/35-41 "Ниссан-Патруль" (1982-1989), L28 лампу параллельно контак- при необходимости - кон"Опель-Корса* (1982-1987), "Опель-Кадет-О" (1979-1984), там. Вращая коленвал сие - * ^ такты можно обработать и "Опель-Аскона-С" (1981-1984), "Опель-Рекорд-Е" (1977-1985), циальным ключом (рис. 5), отдельно друг от друга, на"Опель-Кадет-Е" (1984-1989), 12SC 0,4/47-53 фиксируют момент, когда пример, "молоточек" - на "РенО-9/11" (1982-1989), С1Е 688. C1G 700 0.4-0.45/54-60 лампа погаснет (значит, конполоске шкурки, лежащей "Рено-18/Фуэго" (1978-1986), 841-25/26. А6М 843,829 0,4/54-60 такты замкнулись), и в этом на ровном стекле. К непод"Рено-19" (1988-1989), C1J 742 0,4/54-60 положении ротора ставят на вижному контакту основания Тойота-Старлет-1,3" (1985-1989), 2Е, 2Е-С 0.45/46-58 него транспортир так, чтобы подобраться сложней Тойота-Королла" (1980-1987), 4К 0,45/52 стрелка показывала 90 или здесь больше подойдет неТойота-Королла" (1985-1987), 2Е, 4А, 4A-LC 0,45/46-58 180°. Теперь поворачивают большой абразивный брусок "ФИАТ-Уно-45', 55S, 60.70 (1982-1989), коленвал дальше по направдля заточки ножей (рис. 3). В 0,4/52-58 "ФИАТ-Регата" (1983-1989) лению его работы и отмечаэтом случае важно не нару"Фольксваген-Гольф/Джетта" (1983-1987). GN. HW/HK. GT. EZ'EZA. НМ 0,4/43-50 ют момент, когда лампа зашить параллельность сомк"Форд-Фиеста" (1976-1989) 0.45-0,6/48-52 горится. Напомним, что нанутых контактов, что требует "Форд-Эскорт" (1975-1985) 0.45-0.6/48-52 правление вращения ротора определенной аккуратности. "Форд-Таунус-80" (1979-1982) 0,45-0.65/48-52 распределителя на "жигулях" После зачистки контакты "Форд-Таунус-80" (1979-1982), YYR -/36-40 тщательно промывают в бенпри работе двигателя - по Щ "Форд-Гранада" (1977-1981), MWB, MYE, NE. NA 0,45/48-52 зине или растворителе и вычасовой стрелке, если смот-% "Форд-Гранада" (1977-1981), NEH 0,64/48-52 реть сверху.J*Рис. 1. Контакты,сильно поврежденные эрозией (ВАЗ-2106, пробег 100 тыс, км): 1 - пик на неподвижном контакте: 2 - впадина на подвижном.тирают. Повнимательней с тканью: если на контактах останутся ее волокна, зажигание может отказать. ЛучРис. 4. Основание устройства для регулировки ше всего подходит кусочек замши. УЗСК.154 ЗРЛМ 7/97 А УЕ