166
167
втолюбителейНЕИСПРАВНОСТИ: РАЗУМНАЯ ТАКТИКА ПОИСКАЕсли вы столкнулись с новой для себя неисправностью, важно для начала избрать правильную стратегию поиска. Прикиньте "по-крупному", какая из систем автомобиля может быть виновницей неполадок. Затем, взвешивая все сопутствующие эффекты, все "за" и "против", отбрасывайте лишнее, локализуя неисправность. ...Жарким днем на пустынном шоссе водитель ВАЗ-2106 ехал довольно быстро, но неожиданно мотор стал терять мощность машина "увяла". Сбавив скорость километров до шестидесяти, автолюбитель понял: двигатель "троит". Мысленно стал перебирать причины. При переобогащении смеси за кормой был бы черный дым - но там чисто. Свечи, провода? Остановился, открыл капот. Стандартная проверка (отключением свечей - благо, на "шестерке" это можно). Вот она - свеча третьего цилиндра, мокрая, черная... Заменить? Тут водитель вспомнил, как вчера с приятелем-"мастером" отрегулировал зазоры в клапанах, и мотор заработал непривычно тихо. "Неужели... клапана?" - ежась от неприятного предчувствия, подумал он. Закрыл пальцем через тряпочку (горячо!) отверстие для свечи - и попросил попутчика включить на секунду стартер: в цилиндре не было даже намека на компрессию! Но если бы прогорел поршень, позади виднелся бы шлейф сизого (масляного) дыма... Его нет - значит, поршень цел. А если клапан или его седло? Действительно, сняв впоследствии го ­ ловку блока, водитель увидел разрушенную тарелку клапана - вот она, на фото 1. Причина? Скорее всего, езда с довольно высокой скоростью в жаркий день при недостаточных зазорах в приводе клапанов. Что ж, мы столько раз говорили: чем жестче тепловой режим работы двигателя (положим, вы любитель "спортивной" езды), тем опасней для него регулировка зазоров по "минимуму". Даже при небольшом перегреве клапан садится в седло неплотно, тарелка перегревается и прогорает. Другой пример: на ходу стала вспыхивать лампа аварийно низкого давления масла. Что может вызвать эту беду? Если лампа хаотично вспыхивает независимо от числа оборотов, то, скорее всего, дефект в "электрике", включая сам датчик. Если же при оборотах выше средних лампа не горит, а при их снижении загорается, вполне возможно, что давление и впрямь пониженное. Причины могут быть разные. Соринка, попавшая под редукционный клапан насоса, загрязненная сетка маслоприемника или плотно к ней при166 ЗА РУЛЕМ 7/97Определить причину неполадок в автомобиле может не только искусный мастер, механик. Новичок - если он способен К АНАЛИЗУ- обычно тоже достигает желанного результата, но, как правило, затрачивает на это гораздо больше времени и сил. И дело не только в том, что мастер лучше знает устройство машины. Он умеет искать -а в этой науке свои правила, тонкости и даже хитрости. О некоторых рассказывает Виктор СЛЕСАРЕВ.летающий, помятый картер, перегретое масло (здесь сразу задайте себе вопрос: из-за чего оно перегрелось?). Неполадки с давлением могут возникнуть и при трещине масло-рез день-два он совсем выскочит, Такое крепление - "на соплях" (русский язык точен!) - в электрике недопустимо и может закончиться чем угодно, вплоть до пожара. Вот1. Клапан, "сгоревший" вследствие неправильной регулировки зазоров - зажатый2. Провод, выскочивший из гнезда в крышке распределителя. может вывести из строя систему зажигания.3. Ремень ГРМ со срезанными зубьями.приемника, недостатке масла в картере или износе маслонасоса и его привода. Падение давления (но не внезапное) может означать, что вкладыши сильно изношены и не за горами капремонт. Бывали случаи, когда оно "предупреждало" о предаварийном состоянии двигателя: лопнувших болтах в нижних головках шатунов, трещинах в их крышках, закупорке смазочного канала в коленвале. Если лампа загорелась и не гаснет даже на высоких оборотах, мотор надо немедленно выключать, чтобы совсем не загубить, а потом уже разбираться в причинах. * * * При внезапном отказе одной из систем прежде всего вспомните, в какие "углы" машины вы заглядывали накануне поездки, что и как обслуживали или, наоборот, чего давно не делали, не наступил ли час расплаты за долгое "невмешательство". Например, вы похвастали тем, что три года не заглядывали в распределитель зажигания - и тут перебои!.. Почти наверняка в незаслуженно забытом приборе скопилось столько грязи, что не сегодня-завтра грибы полезут, а может быть, очень сильно обгорели контакты. Как и многое другое, "электротехника" отечественных автомобилей сделана на "троечку". Поэтому, выполняя любую работу, помните, что стоит по неосторожности ослабить посадку какого-нибудь штекера, и че-и пример. Устанавливая на место тяжеленную запаску на "Ниве", вы, не заметив, ослабили крепление высоковольтных проводов в распределителе зажигания. Достаточно одному выскочить (фото 2) - дело обернется не только отказом одного из цилиндров, но и всей системы зажигания - прогаром "бегунка", датчика Холла... ...Вы "перестарались" при мойке машины: водой под высоким давлением окатили все, что есть под капотом. Высоковольтная система зажигания скорее всего откажет незамедлительно - вопросов, это как говорят, не вызовет. Но бывает, водичка проникает в • 1 какие-то разъемы постепенно: когда вы уже забудете о водных процедурах, "неожиданно" откажет противоугонная система или чтонибудь еще. * * Ф Столкнувшись с загадочным фактом, не стоит тратить время на выдумывание объясняющих его гипотез. Многое случается из-за простого совпадения независимых событий и только. Чем больше вы ездите, тем вероятнее такие совпадения. Пример? Владелец ВАЗ-2104 однажды "заметил", что у него одновременно^) перегорели лампы стоп-сигналов, хотя все остальное в электрике было исправно. Доволь- # но долго (естественно, безуспешно) искал» "причину"... Ларчик открывался просто. По- Бтолюбителей—добно многим, наш хозяин никогда не проверял осветительных приборов, тем более стоп-сигналов: тут ведь помощник нужен (хотя подходящая палка вполне заменит ногу человека!). Такие лодыри "контролируют" работу стоп-сигналов по красному отсвету сзади, лучше ночью. Когда одна из ламп уже перегорела, это заметить трудно, пока кто-то не подскажет. Или - пока не сгорит вторая. Тут восклицают: "Эврика! Сгорели сразу обе лампы!" И ищут НЛО за гаражом. А если вы ездите с неисправным релерегулятором. даже не зная об этом? Скачок напряжения до 16-17 вольт может мгновенно сгубить не только лампы - и вновь "инопланетный разум" окажется не виноват. * * * Еще одно важное замечание: не все системы автомобиля можно проверять "напрямую". Мы уже говорили о падении давления в 4fc системе смазки: если давления нет (или "какле нельзя подолгу прокручивать коленвал стартером, если мотор почему-то не пускается. Не рекомендуется и столь привычный многим пуск "с толчка" или на буксире. * * * Существуют неисправности явно сезонного характера. Обработка улиц соляными растворами может стать причиной неполадок в электрооборудовании - в этих случаях мы в первую очередь ищем окисленные штекеры и другие соединения. А если внезапно ("как обрезало!") заглох двигатель из-за неподачи топлива, виновницей тому может быть вода, попавшая в бензин: чтобы закупорился какой-нибудь жиклер, достаточно крошечного кристаллика льда. Но нередки такие случаи, когда лед "nepeKpbieaef' полностью сам бензопровод - тогда вы вообще не сможете пустить двигатель. Мораль - не заправляйтесь зимой в сомнительных местах, плотно закрывайте пробку бензобака, а для профила-по неровной дороге, после чего под полом возник глухой, но сильный гул, на низких оборотах двигателя переходящий в сильную вибрацию кузова. Не погнут ли карданный вал? Сделайте опыт - проверьте, "привязан" ли гул к скорости движения. Для этого на ходу выключите передачу и прислушайтесь. Если гул не зависит от скорости, карданный вал в порядке. Теперь (это можно делать, остановившись) попробуйте погонять двигатель по оборотам вверх-вниз... Гул явно зависит от них? Значит, он вызван двигателем! Но не спешите паниковать - вспомните, что на машине есть "защита картера", осмотрите ее. Почти наверняка увидите, что щит сплющен достает до картера и вибрация двигателя жестко передается на кузов, в обход эластичных опор. Остается лишь выправить щит... * * * Если вы знаете свой автомобиль, вам легко подстраховать себя на случай поломки. Для этого полезно знать и статистику неисправностей такой машины. Например, многие опытные владельцы классических "жигулей" любят их за то, что они, не будучи безотказными, позволяют владельцам очень уверенно пускаться в любые поездки. Машина простая - и подстраховка столь же проста. Имея на борту прерыватель, "бегунок", крышку распределителя, катушку зажигания, почти из любого ЧП можно легко выкрутиться. А если в запасе еще изоляционная лента, тюбик клея, кусок провода - вы едете куда увереннее. Примеры "джентльменских наборов" для классических "жигулей" и "восьмерок" показаны на фото 4и 5. Но, конечно, в зависимости от состояния автомобиля и фантазии владельца в такой набор могут попасть и другие детали. Пересев на "Самару", вряд ли стоит пускаться в дальнюю дорогу без запасного коммутатора и распределителя зажигания (починить их в пути невозможно!). К счастью, в последние годы эти приборы стали очень надежными, но отказы все же бывают. Ф Ф * В отношении помощников со стороны держите ухо востро. Народ наш отзывчивый, но часто добровольный помощник знает ничуть не больше вас, а вот отсутствием апломба не страдает. И поскольку чинят не его собственную машину, способен спровоцировать на необдуманные действия (мы уже говорили о правилах проверки систем), а то и сам схватит ключи, пытаясь что-нибудь разобрать... Куда реже нам попадаются советчики интеллигентные, способные сначала подумать. Такие и самому владельцу не дадут действовать очертя голову. Ф ФФ Конечно, есть знатоки, которым наш журнальный "клуб по интересам" уже ни к чему - эти сами все знают. Но автор все же надеется, что кому-то его советы пригодятся и помогут в накоплении собственного опыта общения с непростой машиной - автомобилем. ЗАРУЛЕМ 7/97 167Ф4. Владельцу автомобиля с классической системой зажигания полезно иметь при себе прерыватель, крышку распределителя, катушку... Остальное - по своему усмотрению. будто" нет!), гонять двигатель нельзя - вы рискуете тем, что эта проверка его и доломает. О том, чем чревата проверка "на искру" (причем не только на автомобилях с бесконтактными системами зажигания), рассказано в этом номере в статье "Эти нехитрые контакты". Срезанные зубья или обрыв приводного ремня распредвала также вызовут внезапную остановку мотора (фото 3). Впрочем, мы уже не раз писали, что на некоторых автомобилях, например "самарах" с двигателями 1,1 и 1,3 л, подобный случай приводит к "столкновению" клапанов с поршнями, поэтому за приводом нужно следить особенно внимательно и своевременно заменять изношенный ремень. Если у вас автомобиль с системой впрыска топлива и каталитическим нейтрализатором отработавших газов, внимательно изучите инструкцию к нему. Здесь многое, к чему вы раньше привыкли, может быть запрещено. Например, искать неисправную свечу на работающем двигателе, отключая их поочередно, недопустимо не только из-за риска повредить приборы зажигания, но и потому, что в систему выпуска попадает еще больше несгоревшего бензина. Для катализатора это ' губительно - а вы помните, сколько он стоит? По этой же причине на таком автомоби5. Возможный набор запчастей для "восьмерки': коммутатор, крышка распределителя, трос сцепления, ремень ГРМ (для 1,5-литрового варианта) и т. д. ктики можете изредка добавлять к остатку в 5-6 л топлива в баке чистый спирт - достаточно стакана. Спирт "свяжет" воду и совершенно незаметно сгорит вместе с бензином в цилиндрах двигателя. * * * Реальные шумы в реальном автомобиле исследовать далеко не так просто, как это делал герой Николая Крючкова в кинофильме "Трактористы". Даже вооружившись серьезными приборами, не каждый специалист безошибочно определит источник шума, а тем более меру его опасности. Виброакустика автомобиля - целая наука. На слух очень легко обмануться - часто оказывается, что шум, "порождаемый" задним мостом, на деле вызван неисправностью в противоположном конце машины! В замкнутом пространстве салона шум от источника достигает барабанных перепонок разными путями. Часть - по металлу кузова, другая - по воздуху, третья по пластиковым панелям, более того, шум переходит из одной среды в другую, распространяясь, например, в металле намного быстрее, чем в воздухе (до 15 раз!), что усложняет общую картину. Определить причину шума помогает анализ сопутствующих обстоятельств. Положим, вы на "Жигулях" неосторожно проехали