174
175
ЛвтолюбителейК ЛV ESJ^AK ДОЙТИ ДО КОНДИЦИИБольшинство автомобилистов счи ­ тают. что кондиционер служит для охлаждения воздуха в салоне. Но это только одна, хотя, пожалуй, основная его функция. На деле кондиционер не только из ­ меняет температуру воздуха, но исни ­ жает его влажность, задерживает пыль и гарь, а также устраняет неприятные запахи. Поэтому такие устройства правильнее называть климатизаторами, тем более что некоторые их модели еще и принудительно вентилируют салон, а в ­ томатически поддерживая заданные па ­ раметры воздуха. К онструктивно такая установка (рис. 1) состоит из компрессора с электромагнитной муфтой 2, конденсора с электровентилятором 3. ресивера 1, климатического блока 5, патрубков и шлангов 4, соединяющих отдельные ча ­ сти установки, датчиков и электронных приборов управления. Устройство климатического блока (например, израильской фирмы "Алекс Ориджинал" для автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099) представлено на рис. 2. В блоке установлен испаритель 6с терморегулирующим вентилем 7, теплообменник отопителя 4и малошумный вентилятор 9, более мощный, чем штатный. В режиме принудительной вентиляции кран радиатора отопителя закрыт, компрессор не работает, а электровентилятор подает в салон автомобиля необходимое количество воздуха. В режиме отопления открывают кран, горячий "Тосол" поступает в теплообменник отопителя, где нагревает подаваемый вентилятором воздух. Если требуется охладить воздух, кран отопителя закрывают. Замыкая электромагнитную муфту, включают компрессор кондиционера, который прокачивает парообразный фреон через конденсор, где газ переходит в жидкое состояние. Он поступает через ресивер в терморегулирующий вентиль, здесь дросселируется, благодаря чему понижается его температура. Отсюда газ идет в теплообменник, где испаряется и поглощает тепло поступающего воздуха, затем снова идет в компрессор. Регулируют температуру воздуха, приоткрывая кран, чтобы подогреть воздух до нужной температуры. Надо ли говорить, что в современных автомобилях система управления климатическим блоком содержит электронные датчики и приборы, которые 174 З РУЛЕМ 7-97 А Оптимальный микроклимат в салоне - это не только комфорт, но и безопасность движения, ибо водитель, у которого мерзнут ноги или пот заливает глаза, вряд ли способен четко управлять автомобилем, особенно в экстремальных ситуациях. К сожалению, российским автомобилистам привычнее именно такие условия, а вот за рубежом даже машины малого класса нередко оборудованы кондиционером. Теперь в России их устанавливают некоторые предприятия автосервиса, например московское "Автокондиционер". По просьбе редакции его директор Петр РОНЖИН рассказывает об устройстве и особенностях этого, пока малоизвестного у нас агрегата.автоматически поддерживают выбранную температуру. Управляющая электроника подает сигналы не только исполнительным ме ­ ханизмам климатической установки, ноческая установка позволяет воспользоваться рециркуляцией, когда воздух в климатический блок забирается из са ­ лона автомобиля, а не снаружи. Это по ­ зволяет быстро охладить или прогреть салон, а в дорожных пробках не придется дышать выхлопными газами соседних машин. Заслонки рециркуляции приводятся по-разному: например, в блоке, изображенном на рис. 2, - посредством разрежения, создаваемого во впускном коллекторе двигателя. В режиме кондиционирования воз ­ дух не только охлаждается, но и осушается, проходя через теплообменник испарителя, на стенках которого выпадает в виде росы содержащаяся в воздухе влага. На влажных поверхностях испарителя, в свою очередь, задерживаются пыль, сажа и гарь, захватываемые снаружи. В дополнение к описанному некоторые фирмы устанавливают в воздуховоды сменные фильтры и поглотители запахов.*•Климатический блок. и электростеклоподъемникам. При этом окна, оставленные открытыми, закрываются, а при попытке снова открыть их предупредительный сигнал напоминает, что ваши действия мешают работе климатической системы. В объявлениях о продаже автомобилей часто можно встретить фразу: "Автомобиль оборудован кондиционером" или "климат-контролем". В первом случае это не что иное, как кондиционер с ручным управлением, а во втором - с управляющим электронным блоком. У п ­ равлять климатической установкой ив том, и в другом случае достаточно просто, но кто-то любит делать это сам, а кто-то поручает электронике и "думающим" механизмам. Во всех режимах (вентиляции, отопления и кондиционирования) климатиНормально работающий кондиционер способен охладить поступающий примерно при 32°С воздух до 5,..8°С. Пользуясь кондиционером, следует помнить некоторые медицинские рекомендации. Вредно направлять на раз ­ горяченное тело мощный поток холод-%, J ного воздуха. Сначала включите первую (малую) скорость вентилятора, а дефлекторы воздушной системы поверните так, чтобы охлажденный воздух большей частью поступал к голове. Врачи и специалисты по эргономике рекомендуют поддерживать в салоне среднюю температуру 24°С и влажность 55...65%. Конечно, у водителя нет прибора, показывающего впажность в салоне, но если придерживаться указанной температуры, этот показатель автоматически придет в норму. Несколько слов об агрегатах кондиционера, установленных в моторном от- щ секе. Компрессор обычно монтируете ^ на двигателе с помощью специальных Лвтолюбителей1 КЛ ЪГ БI кронштейнов и приводится клиновым или поликлиновым ремнем, который, в свою очередь, может быть связан с другими агрегатами (генератором, водяным насосом и т. д.). В шкив компрессора возрастает расход бензина - что поделать, за комфорт надо платить. Решайте, что обойдется дороже - повышение расхода бензина на 5-10% или потеря нервов и здоровья. Второй агрегат,разместившийся под капотом, - теплообменник кон ­ денсора с электровентилятором. Как правило, его уста ­ н авливают перед штатным радиатором системы охлаждения двигателя. Наиболее харак ­ терная неисправ ­ ность - повреждение теплообменника камнями или сквозная коррозия Рис. 2. Климатический блок 1 - корпус испарителя: 2 - штатные (автомобильные) рычаги управления заслонками с краном отопителя; 3 - патрубок слива конденсата: 4 - теплообменник отопителя; 5 - электромагнитный клапан; 6 - испаритель: 7 - терморегулирующий вентиль: 8 - вакуумный привод заслонок; 9 - вентилятор: 10 - крышка. алюминиевых частей, в ы ­ званная слишком активным применением дорожными службами всяческих солей для удаления снега и льда. Примерно 60% случаев плохой работы кондицио ­ нера связаны с неисправностью конденсора . Для продления срокаслужбыможнозащитить его от камней сеткой, а от коррозии - периодической про ­ мывкой теплообменника чистой водой, что, кстати, благотворно скажется на самом процессе теплообмена. Несколько слов о резинометаллических патрубках и шлангах, соединяющих узлы системы. От их герметичности во многом зависит работоспособность установки, поэтому периодически проверяйте, нет ли потертостей, трещин и т. п. Штуцерные соединения должны быть чи ­ стыми, без следов "замасленности". Понятно, что разгерметизация системы приводит к утечке фреона из системы. Начиная с 1992 года, ведущие ав ­ томобильные фирмы используют кондиционеры, заправляемые фреоном R134a, который не разрушает озоновый слой Земли. До этого применялся фреон R12, производство и применение которого ныне в развитых странах ограничено. а в следующем веке будет полностью запрещено. Узнать, какой фреон ив каком количестве заправлен в конди-Рис.1. Расположение узлов кондиционера: 1 - ресивер: 2 - компрессор с электромагнитной муфтой: 3 - конден сор с электровентилятором. 4 - шланги; 5 - климатический блок чаще всего встроена электромагнитная муфта, посредством которой и включается кондиционер. Очень редко встречается иной привод компрессора - н а ­ пример, карданным валом. Но такое ре ­ шение относится уже не к легковым ав ­ томобилям. Компрессор - один из самых дорогостоящих элементов кондиционера, и хотя при обычной эксплуатации автомобиля он не требует обслуживания, следует соблюдать несколько • простых правил. - не включатькондиционер при температуре окружающего воздуха ни ­ же 5°С, так как прошедший испаритель фреон может не перейти в парообразное состояние, а попадание жидкого фреона в компрессор вызовет его по ­ ломку; - если вы садитесь в нагретую на стоянке машину, то сначала пустите двигатель и дайте поработать ему хотя бы полминуты, а уж потом нажимайте кнопку кондиционера (кстати, при этом будет меньше нагрузка на стартер дви ­ гателя при пуске): • -Ф - прежде, чем заглушить двигатель, выключите кондиционер. Конечно, можно отступать от этих правил, так как современные кондиционеры основательно защищены соответствующими датчиками. Но электроника тоже иногда отказывает, а замена ком ­ прессора в российских условиях может обойтись в 800 долларов. При работе кондиционера компрессор отбирает у двигателя от 2 до 6 кВт мощности. Параметры компрессора подбирают в зависимости от размеров автомобиля и установленного на нем двигателя, так что снижение ходовых характеристик почувствует только очень •пытный водитель. При пользовании кондиционеромционер, обычно помогают специальные наклейки на внутренней стороне капота и других местах моторного отсека. Если наклейка не сохранилась, то специалист может определить тип фреона по марке компрессора. Автомобили, как водится, время от времени ломаются. Если в вашем установлен кондиционер, то старайтесь сами или требуйте от тех, кто ремонтирует ваш автомобиль, по возможности не разъединять трубопроводы кондиционера. Во-первых, это небезопасно. В нерабочем состоянии при 25°С фреон R134A находится в системе под давлением около 6 кгс/см 2 . При резкой раз ­ герметизации фреон будет дросселироваться через немного отвернутый штуцер, р езко (до минусовых значений) снижая при этом свою температуру: легко обморозить пальцы, лицо, повредить глаза. Фреон неядовит, но в закрытомнебольшом помещении может вытеснить воздух и вызвать удушье. А во-вторых, фреон - это не "Тосол", его нельзя будет потом залить через во ­ ронку. Для заправки кондиционера тре ­ буется специальное оборудование, так как сначала нужно откачать воздух из системы, а потом подать строго определенное количество фреона. Дозаправлять кондиционер требуется нечасто . У течкифреона бывают только из - з а механических повреждений или старения уплотняющих прокладок. Очень немного фреона может вый ­ ти постепенно (в течение нескольких лет) через технологические, сервисные вентили - типа обычных золотников в автомобильных камерах. Поэтому, п ри ­ обретая неновый автомобиль сконди ­ ционером, хозяин которого заявляет, что "с кондишеном все в порядке, только надо заправить," будьте осторожны. П О ­ЗА РУЛЕМ 7 97 175