118
119
120
121
•••••:••'••>-,•'. . . . * . % •: .техуКТО .•:,;:>• :•..'_:••'-rv..: собирался;в прибег, .-.' .было двён^дцать/Нотою . •; стало-дерять. riof ом«-восемь; вг—tt - путь отправились лй<шь четверо. Ljf* !-' '"Дезертиров" понять можно£н> ~ в.сякий решится за восемь 2 •^ л^пдоеУать пять с лишним тыс.. •''•'• километров, пересечь семь границ, увидеть четыре •'• '•• восточноевропейские . - ' столицы - Будапешт, Братиславу, Прагу. • V ' щ} •O и Варшаву, т%$$ЫВ Почему такой маршрут? А*%*№>в Венгрию, I Чехию и Польшу россиянам.если ун есть загранпаспорт, н нужны визы. Так что каждый, кто хочет, может-пррделать этогпуть.Решили все выяснить поточнее и обратились в посоль- • ство Республики Венгрия. Генеральный консул г-н Лайош Молнар любезно пояснил: да, въезд в Венгрию безвизовый, но на границе могут попросить приглашение, по которому вы отправляетесь в страну (причем оригинал, а не копию), ваучер (его дает турфирма; те же, что продают на границе, как правило, фальшивки), страховку гражданской ответственности (автомобилистам обязательна). И еще: возможно, придется внести залог за ввозимую машину, как гарантию, что ее не продадут в стране. Сумма залога? Ну, тысяча-две долла- _ ров. Сердце упало: такие рас- ходы в планы никак не входили. Правда, генеральный консул немного успокоил: мол, лично ему неизвестны случаи, когда требовали залог за автомобиль. Ну, будь что будет. Оформили командировочное удостоверение, где написали "Венгрия, Словакия, Чехия" - и этим ограничились. Купили в "Ингосстрахе" (Пятницкая, 12) страховку - "зеленую карту", во все страны, которые предполагали ® посетить (плюс Болгария, Румыния и какие-то еще) - 40 марок. Вот. пожалуй, и вся подготовка. В путь! ...Если кто-то говорил вам, что проблем с въездом на Украину нет, не верьте! Может, где-то это и так, но не на пограничном переходе "Бач1вськ". Для начала постояли час десять минут в очереди из одиннадцати машин. Когда настал наш черед, все стало понятно: неразбериха, полное нежелание здешних служивых ра#|Я ботать, бесполезная беготня водителей от одного окошечка к другому - несть им числа. Мы вылезали из машины и показывались пред светлы очи украинского пограничника. который долго сверял фото в наших загранпаспортах с, так сказать, оригиналами. Потом заполняли бумажку. где брали на себя обязательство, что наша машина в пятидневный срок покинет пределы незалежной Украины, иначе будем отве- % чать по всей строгости закоЛ на (видно, сильно страдает самостийная от наплыва нелегальных эмигрантов из России). Потом переписали в какой-то их документ все данные из техпаспорта, а также и собственные. Потом, отстояв очередь к какому-то окошечку, выяснили. что не купили страховку и экологический талон. Потом... Короче. действо по переходу границы с Украиной растянулось на три с половиной часа и стоило 160 тыс. рублей (дороже 'зеленой карты", действующей в добром десятке стран!). А самое обидное - на осмотр Киева. увы, не осталось времени. В Ровно, к первой ночевке, прибыли заполночь. Администратор гостиницы "Турист" сочувственно сообщила, что мы опоздали - в отеле отключили воду, которую дают на пару часов вечером и на пару часов с утра. Делать нечего - умылись из ведерок, заботливо наполненных горничными, заплатив, кстати, за два двухместных номера меньше 200 тыс. рублей. С утра нас обманули с завтраком: на талон за одну гривну, оказалось, дают лишь стакан пустого чаю. А за яичницу, которую мы съели, пришлось как следует заплатить. Выехали к Чопу. Дорога все хуже и хуже; в Карпатах она стала просто ужасающей: разбитая, узкая, с большим потоком грузового транспорта. Больше сорока километров в час делать по ней нельзя. Учитывая, что в расчеты заложили среднюю 50. это заставило нервничать. Может, это национальная особенность, но на чуть более приличных участках стоял знак ограничения скорости до сорока, и за ближайшим поворотом прятался гаишник. Отстегнув очередному взятку в 10 гривен (30 тыс. рублей) за превышение скорости на 5 км/ч, причем определенное на глазок (доказывать что-то себе дороже). мы ворчали при виде знака "DAI" (Госавтоинспекция): "Ну вот. опять дай. Мало им". Когда верст за двадцать от Чопа увидели очереди из грузовиков, решили, что это конец. Придется возвращаться. Портила настроение и еще одна мелочь: мы забыли в Москве наклейку "RUS". Перед Чопом.заехав на бензоколонку, увидели. но украинскую. Заметив нашу заинтересованность, пройдоха запросил за две буквы UA в овале... 15 гривен (45 тыс. рублей)! Сошлись на девяти и, так и не поняв, зачем нам чужая наклейка, купили. Вскоре уперлись в очередь легковушек. "Голова" терялась где-то вдали, во тьме. И тут же подозрительная физиономия в окошке: "Без очереди не желаете? Сто..." Наверное, стоило поторговаться, но уж больно неприятные были типы - мы отказались. Двое из нашего "боевого экипажа" пошли на разведку. Возвратились радостные через полчаса, сели в автомобиль, и мы поехали тоже. Оказалось, они проявили малодушие ив переговорах с пограничниками воспользовались именем журнала. Чувство было смешанным: с одной стороны, приятно, что украинские стражи границы знают и любят "За рулем", а с другой - стыдно перед братьями-автомобилистами. Оправдывало наше "злоупотребление служебным положением" только то, что у старшего члена экипажа поднялось давление и мы испугались гипертонического криза в очереди. Кстати. спросив у первых очередников, узнали, что они здесь ждут семь часов! Еще минут двадцать на самом посту, дорога, мост через реку-и...Сразу за мостом стоял человек в чужой военной форме. На ломаном русском попросил документы, глянул в них и на нас. вежливо сказав: "Оставайтесь в машине". Еще метрах в десяти другой попросил "зеленую карту". От него мы отъехали вперед метров пять-десять, потом - сто, двести, пятьсот... "Венгрия!" - выдохнули все разом члены экипажа. Привыкая к загранице, мы ехали по гладкой дороге со светоотражателями на столбиках вдоль обочины. И только тут почувствовали, как бьют пострадавшие на карпатских ямах колеса, как усталость делает тело ватным, как слипаются глаза. Крошечный отельчик рядом с дорогой, в чистом, можно сказать, поле, услужливо попался на глаза. Там - горячая и холодная вода, уютные, со вкусом отделанные комнаты, белоснежное постельное белье... И за все про все - 150 тыс. рублей в переводе "на наши". Наутро многострадальная "девятка" двинулась к Будапешту. Ближе к городу дорога стала гораздо более широкой и... платной. Правда, цена проезда оказалась очень небольшой. Переживая, что поврежденные шины и разбалансированные колеса не дают как следует разогнаться, мы добежали до столицы Венгрии. Выйдя на бензозаправке, смутились, оглядев свой автоЗ РЛМ 7/97 119 А УЕ мобиль. Среди блестящих, без единой пылинки, местных машин наша выглядела замарашкой. Горевали недолго здесь же, на заправке, мойка, да не одна: подороже - автоматическая, подешевле - самообслуживания. Не столько из экономии (12 центов за 3 минуты)*, сколько из любопытства выбрали вторую. Младший член экипажа, бросая монетки в автомат и нажимая кнопки, намыливал автомобиль, щеточкой мыл его и мощной струей смывал грязь, прыгая и радостно вопя. На удивленные взгляды мы старались не обращать внимания. ...Отель нашли неподалеку от центрального городского сквера: всего $60 за трехкомнатные апартаменты. О Будапеште можно рассказывать часами. Доброжелательского перчика и продают фанные горожане, красивейшая артастически дешевое и вкусное хитектура, старинные купальни молодое вино в разлив... Стоп! над термальными источниками, Мы же за рулем. А в незнакоживописный рынок, где прилавмом городе... ки увешаны связками венгерКстати, движение в Будапеште спокойное и очень четко организованное. Но есть "наци* Здесь и далее для удобства восприятия цены приведены в американских долларах. ональная особенность" - сумасшедшие рейсовые автобусы. На многих улицах им отведена крайняя правая полоса, и не дай Бог "чужаку'-легковушке или грузовому автомобилю туда нечаянно заехать: сзади грозно засигналит автобус. Из полюбившегося нам Будапешта уезжать не хотелось. Но маршрут есть маршрут. И через день, сходив в шесть утра искупаться на горячий ключ купальни Сечени (так они здесь работают!), мы попрощались с венгерской столицей. По прекрасной дороге (две широкие полосы движения с разделительным газоном) машина шла неплохо: колеса отбалансировали ($5). Но "грыжа" на задних шинах покоя не давала. Купить новые в Будапеште пожадничали - за "Матадор" просили $120, решили приобрести шины на их родине. Благо, до Братиславы всего сотни две километров. На тихом, без всяких очередей, посту на границе Венгрии и Словакии мы тоже не успели сообразить, как оказались по другую сторону. При выезде из пограничной зоны стоял огромный щит, где по-словацки (английский, как выяснилось, в Восточной Европе не в ходу, а славянские языки похожи с нашим) было написано: проезд по дорогам Словакии платный, и расценки. Для нашей "девятки" - около 8 долларов. Поискали глазами. где платить, не увидели и поехали дальше, подумав, что где-нибудь подальше будет, как в Венгрии, стоять прямо на дороге шлагбаум с будочкой-"кассой". Наконец, решили заменить шины. В Словакии они самые дешевые, как, впрочем, и все остальное. В маленьком городке в тихонькой мастерской нам в считанные минуты поставили две новые шины "Барум-Бриллиант" - вместе с работой $90. Здесь же, неподалеку, поели от души, насладившись по-домашнему приготовленным обедом. Всего-то $12 на четверых! В новой "обувке" машинапобежала гораздо резвее. Наскоро осмотрев Братиславу и { решив в ней не задерживаться, повернули на Прагу, до которой оставалось добрых три сотни километров. Через словацкий таможенный пост - двух скучающих рядом с вагончиком молодцов - пролетели, было, без остановки. Потом, подумав, что вдруг что-нибудь надо отметить, сдали назад - о чем вскоре пожалели. Два словацких пограничника (или таможенника?) бросились на нас, как на легкую добычу, и пригрозили штрафом в сто долларов, поскольку у нас не было стикера - наклейки об уплате за проезд по словацким дорогам. Это подкосило бы наш <й бюджет под корень, и мы растерялись - еще одна наша ошибка. - Ну ладно, - "сжалился" служивый. - Давайте сорок долларов. Мы ждали, что он выпишет квитанцию или выдаст наклейку. Увы, получив "зеленые", он потерял интерес к "нарушителям" - нас попросту надули. Потом мы узнали: такой стикер можно купить везде на границе, на бензоколонках, в некоторых автосервисах и % магазинах. (Обидно за коллег: ЗР сообщал о введении платы за проезд в Словакии! - ред.) Чешскую границу проходили в унынии: вот вам и культурная Европа! Нет, здесь тоже держи ухо востро. И через пять минут, въехав в Чехию, первым делом купили аналогичный словацкому, но вдвое более дорогой чешский дорожный стикер. До Праги добрались уже вечером. И тут поняли, что погорячились, не заказав отель или пансион заранее. В отличие от Будапешта, движение в столице" Чехии организовано очень неудобно для, так сказать, свободных поисков. Город пересекает несколько скоростных трасс, с них - съезды в городские районы. Не успел сориентироваться - ты уже на другом конце города, жилые кварталы промелькнули где-то внизу. Пару раз промахнувшись мимо выезда с пражского автобана, отчаялись - спустились наобум в какой-то район и остановились в первой гостинице, где были свободные места (да-да, в Праге отель, тщ^ нет мест - не редкость: это120ЗА РУЛЕМ 7/97 главное, почему стоит позаботиться о пристанище заранее). Кстати, дешевле всего - в частном секторе. Информацию можно получить в "аккомодэйшн сервис", которых много в центре. Двухкомнатные апартаменты, много худшие, чем в Будапеште, обошлись в $80. "Злата Прага" оказалась совершенно не похожа ни на респектабельный Будапешт, ни на скромную Братиславу. Богемная атмосфера, слоняющаяся шумная молодежь, развеселые пивнушки, куранты на Староместской площади и знаменитый Карлов мост, где обосновались художники и музыканты (они, что удивительно, похожи не на тяжкой долей зарабатывающих деньги людей, как наши, а на концертирующих артистов). Выяснилось, что почти весь центр Праги увешан табличками: стоянка для резидентов - владельцев карточек. Их продают на длительный срок по какому-то, так и непонятому нами принципу. Понадобилось время, чтобы найти обычную платную стоянку (это небольшой отрезок одной-единственной улицы) и дождаться своi бодного места на ней. А потом, расслабившись от пражского вольного воздуха, мы влипли в историю. Переехав на другой берег Влтавы, наш экипаж отправился смотреть старинный Пражский град. Когда же через пару часов вернулись, увидели, что на машину надет... блокиратор! Оказалось, на въезде в район под знаком "Стоянка запрещена" мы не заметили таблички:"В районах Пражский град, Градчаны". То есть оставлять машину нельзя ж> всем большом районе! В капкане оказались не только мы, но и местные машины рядом. - Сейчас полицайки приедут, заплатите деньги и все снимут, - охотно разъяснил чех - товарищ по несчастью. У пражских блокираторщиков говорящее название фирмы - "Сезам", неподкупный характер (ни оправдания, ни уговоры не помогли) и "хорошие" расценки. За удовольствие освободиться от "башмака" отдали $20! Ну. теперь уж мы вниf мательно прочитывали все ука|^тели и таблички. ...Из чешской столицы выехали ближе к вечеру, надеясь заночевать неподалеку от Остравы, на границе с Польшей. Но километров за десять-пятнадцать до намеченного городка попали в жуткую пробку: впереди - крупная авария, и весь поток машин стоял в ожидании, когда дорога освободится. При этом никто не лез на встречную полосу и уж тем более не пытался прорваться, съехав с дороги и двигаясь по полю. Постояв пару часов, не выдержали - вернулись в только что оставленный позади поселочек, в мотель. Огромная комната на четверых, удобства - в коридоре, но чистенько и цена смешная - $20! Встав с утра пораньше, незаметно въехали в Польшу. "До дому?" - спросил пан-пограничник. "До дому", - ответили мы, поняв, что путешествие приближается к концу. Чем ближе к Варшаве, а потом - к Бресту, тем хуже дорога. С приближением к России все больше появлялось надписей на родном языке: "Мебель", "Стенки, уголки, кухневая мебел", "Игрушки", "Яблоки" и прочее.Остановились на ночлег в Беате Подласке: симпатичный, очень уютный отель, $70 за две приличные комнаты. А телевизор, принимающий пять десятков станций, передавал и новости на ОРТ... До родины оставалось 60 километров. Утром в 19-ти (!) верстах от границы началась очередь трейлеров. Потом километрах в пяти - хвост легковушек. Высланная вперед разведка вернулась с радостным известием: стоять не придется. Очередь - для машин, перегоняемых из-за границы в Россию, и тех, кто везет коммерческий груз. А таких, как мы, оказались единицы. Уже, в сравнении с Чопом, хорошо. Через считанные минуты мы въехали на белорусский пост. До боли знакомая картина, забытая было за время путешествия. Никакой информации зато множество окошечек, которые нужно обойти, и бумажек, которые требуют заполнить. И - ледяное равнодушие "хозяев границы", не слышащих водителей, измученных бесполезной беготней. Вот он, родной "порядок". А еще сборы за экологию - 20 тыс. рублей. Слава Богу, на "едином пространстве" страховку платить не надо. За Брестом дорогу перегородил шлагбаум: плати за проезд. Два доллара, или три марки, или сколько-то там "зайчиков". Рубли не принимали категорически. За что деньги отдавать, непонятно: дорога, мягко говоря, так себе. Еще удивительнее, что на выезде из Белоруссии путь опять был закрыт шлагбаумом ис нас... опять потребовали оплатить проезд. Возражение "мы сделали это в Бресте" невозмутимый привратник парировал: "Так то за въезд, а здесь за выезд". Однако, разглядев на машине наклейку "За рулем", смягчился: "Проезжайте!" Автоинспекция на дороге Брест-Москва встречалась на каждом шагу. Прячутся на поворотах и под горками, проверяют на всякий случай документы возле постов. Бдят, в общем. А в трех европейских государствах за время путешествия нас остановили всего дважды, ни разу не "подкараулив". ...Через 1100 километров от Бреста до Москвы колеса опять оказались "квадратными", а машина, без единой мойки проехавшая чистенькой всю Восточную Европу, скрылась под слоем грязи. И все-таки мы довольны нашим безнадежным, как казалось сначала, предприятием. Случится возможность - обязательно повторим его, но в более спокойном темпе, без ошибок, избежать которые теперь позволит опыт. Только бы денег накопить... Кстати, о деньгах: всего (вместе со штрафами и непредвиденными расходами) мы потратили $1200. При том, что бензин за границей дорогой около доллара за литр. И еще мы себя не очень ограничивали: ели в понравившихся нам кафешках и ресторанчиках, правда, в казино и ночные клубы не заглядывали - и без них впечатлений хватало. Хотите проверить - путь открыт! От имени бравого экипажа Елена ВАРШАВСКАЯЗА РУЛЕМ 7/97 121