Насколько это осуществимо? Все зависит от кредиторов, согласие которых обязательно, а значит, от главного кредитора - государства. Тут важно понять, выгодно ли государству такое решение. Как любят в Тольятти перефразировать американцев: "Что хорошо ВАЗу, то хорошо России". Не исключено, что намерение провести реорганизацию АО "АвтоВАЗ" взаимосвязано с недавней сенсацией - известием о совместном проекте Волжского автозавода с "Дженерал моторе". Проект, переговоры о котором начались - трудно поверить! - 20 лет назад, все считали похороненным - но теперь, в сильно измененном виде, он может стать реальностью. В середине мая председатель совета директоров АО "АвтоВАЗ" Владимир Каданников, главный управляющий "Опеля" Дэвид Херманн, глава "Валмета" Юхани Риутта и президент АО "АВВА" Николай Косое объявили о начале "пошагового" осуществления крупномасштабного проекта. Сначала - сборка одной из моделей "Опеля" в Выборге (предположительно "Астры" нового поколения) с 1998 года, с выходом на мощность в 50 тыс. автомобилей в год. Затем - сборка "опелевских" двухлитровых двигателей. И, наконец, совместное производство на одной из ниток конвейера в Тольятти принципиально новой, разработанной в содружестве с вазовцами, модели. Первая, так сказать, очередь проекта - сборка "Астры" в Выборге - стоит около 62 млн. долл. Финансирование ее и следующих этапов - совместное. "Опель" передает документацию автомобиля, "Валмет" - технологию сборки, АВВА инвестирует и организует... Выглядит заманчиво, особенно перспектива выпуска в Тольятти "настоящего западного" автомобиля. Но и выборгская "синица", вызывая сомнение предполагаемо высокой ценой 15-17 тыс. долл., все же радует. Хотя бы тем, что шаг сделан. Громадное предприятие - одно из самых, по объективным причинам - малоповоротливых, начало что-то менять в своей жизни, причем, не отказываясь от "священной" для нашего автопрома идеи "российского автомобиля", движется на сближение с Западом. Что из этого выйдет, мы тоже увидим очень скоро. Благополучнее всего обстоят дела на ГАЗе, который много раньше других автозаводов вписался в рынок. Это пока единственное предприятие отрасли, получившее в 1996 году прибыль, выплатившее акционерам дивиденды и успешно обновляющее свой модельный ряд. Теперь появилась надежда, что вскоре ситуация нормализуется и на других автомобилестроительных заводах. Лед тронулся? Елена ВАРШАВСКАЯ, Юрий БУГАЕВКогда после торжеств, посвященных сборке на ЕлАЗе первого "Шевроле-Блейзер" (ЗР. 1997, № 2), потянулись месяцы очередной информационной паузы в жизни проекта "ЕлАЗ-Дженерал моторе", никто как будто не удивился. Конечно, это ненормально замораживать деньги, производя продукцию и не продавая ее. Но на фоне глобальной нескладухи, буквально пронизавшей всю судьбу елабужского автогиганта, задержка с началом продаж выглядела мелочью. От судьбы-то ведь не уйдешь! Тем удивительнее была активность, с какой в самом конце апреля проводилась презентация, посвященная куда менее значительному поводу - открытию дилерского пункта "Дженерал моторе" в Епабуге. Впрочем, все довольно скоро прояснилось. Один из сотрудников ЕлАЗа, с кем приходится часто общаться. рассказал, что накануне в Елабугу приехали люди из Москвы за информацией, необходимой для организации мероприятия. На недоуменное заявление елабужцев об отсутствии денег на подобную услугу москвичи ответили коротко: "Все оплачено "Дженерал моторе". В шоу-руме новорожденного дилера тряхнувший стариной ансамбль "Ариэль" играл русский фольклор, девушки в национальных костюмах танцевали татарские танцы, ветер нес на Каму пыль степей, дивился действу провинциальный купеческий городок - но надо всем витал настоящий американский дух. Источником флюидов и генератором радостного напряжения в местном биополе, несомненно, был исполнительный президент "Дженерал моторе Оверсиз", он же генеральный директор корпорации "ЕлАЗ-Джи-Эм" Грег ДЕ ЙОНКЕР. В эксклюзивном интервью журналу "За рулем" он развеял сомнения, высказанные нами в предыдущих публикациях об американском проекте для ЕлАЗа. Несколько позже, в официальной части, он произнес яркую речь, насыщенную не только протокольным славословием, но и весьма конкретной информацией. Мы попытались объединить все, сказанное г-ном Йонкером в некий монолог, который и предлагаем вашему вниманию.держиваться своей концепции - шаг за шагом. Это надежнее, чем тратить сразу большие деньги и получать сомнительный результат.В нашем проекте много ступеней. Сборка - это лишь самая первая, самая маленькая ступенька. Следующей станет полная сборка и местное производст во комплектующих. Для того, чтобы как следует об рудовагь завод уходит около двух лет. Здесь это будет быстрее, чем обычно. Дела на строительстве кор пуса идут хорошо, "Дженерал моторе" объявила миро вой тендер на поставку сюда, на нашу елабужскую площадку оборудования для окраски автомобильных кузовов. Сюда будут привлечены самые высокие технологии. Следующим будет штамповое оборудованиеМы бь/ не стали всем этим заниматься, если бы собирались покинуть этот рынок, бросить этот завод. Хотя на сегодняшний день наши прямые затраты действительно невелики. Мы хотим отладить пр изводство "блейзеров", чтобы оно стало четким - на стоящим современным автомобильным производством. В будущем мы намерены выпускать здесь и другие модели легковых автомобилей."Дженерал моторе" - крупнейшая корпорация в ми ре. В прошлом году она продала продукции на 160 млрд долларов (точнее - на 168,369 млрд., что является вы шим достижением года в США. Прибыль составила 4, млрд долларов - четвертый результат в Америке ред.) Это достижение по праву разделяют с нами наш дилеры. Мы придаем огромное значение созданию сети настоящих дилеров в России - вот почему для нас так знаменателен сегодняшний день, когда открылся эт прекрасный салон. Именно здесь, на ЕлАЗе, размести ся центральный склад "Дженерал моторе" в России. нем можно будет найти любую деталь к поставляемы Россию автомобилям марки "Дженерал моторе"."Блейзер" - великолепный автомобиль. Он про• чен, надежен - как раз для русских дорог, он вам по ' нравится. (Впервые "Блейзер" появился в 1985 году. В 1991 получил титул "Внедорожник года". Являетс самым продаваемым автомобилем такого типа в Елабуга - первый проект "Дженерал моторе" Америке - за время существования марки продано в более 2,2 млн. шт. - ред.). Название машины оказаРоссии, который дал реальный результат. Для меня лось весьма символично. "Блейзер" означает "проэто особенно приятно, поскольку я вел переговоры с кладывающий путь", "первопроходец', "пионер"(авосамого начала - целых четыре года. И вот, наконец, все не "клубный пиджак", как мы привыкли думать мы начали работать! ред.). Он прокладывает путь другим автомобилям на Мы рады представившейся возможности выйти на российский рынок. Автомобильная индустрия - российский рынок.дорогая отрасль. Любой завод, новый или реконстКорпорация "ЕлАЗ - Дженерал моторе" тоже руируемый, требует огромных средств. Но никто прокладывает новый путь. Мы должны оправдать не даст вам сразу много денег. Нам удалось перелонадежды и создать новые рабочие места для премить российскую тягу к гигантизму. В этом проекте красных российских рабочих. мы выступаем управляющим партнером (хотя доля Мы уверены в успехе1. "Джи-Эм" составляет лишь 25%- ред.) и будем приЗаписал Алексей СОЛОПОБ6ЗА РУЛЕМ 7/97