36
37
"Со мной этого случиться не может " , думают многие, аккуратно объезжая милицеиско-медицинскую суету вокруг искореженнойв аварии машины . Д аи чего опасаться, если автомобиль послушен, а ситуацияконтролируется "на 150%"? Д аже пристегнутый ремень безопасности - не осознанная необходим ость , а, с корее , э такаяуступкаГАИ , лишь бы не приставали. К огдаже наступит "момент истины", дай вам Бог оказаться за рулем действительно хорошего автомобиля. Иначе выводы из происшедшего будете делать уже не вы. Вот "исповедь" водителя, попавшего в аварию по собственной вине. Причем крэштест он устроил новой модели БМВ 5-й серии, отличающейся высоким уровнем пассивной безопасности.За сутки... Три часа лету, и "Боинг-737" садится в мюнхенском аэропорту. Таможенный коридор. На выходе, там, где в Шереметьево обычно толпятся встречающие, стоит одинокая фрау, держа в руках табличку с моей фамилией. Тутен таг", в ответ - почти чистое "Здравствуйте". Уже легче, все-таки русским я владею свободнее. На стоянке ждет новенький 5MB-525tds. Меньше чем через час оказываюсь в отеле. На сегодня - все, работа начнется завтра. За час... В назначенное время к гостинице подруливает знакомая "пятерка" БМВ. Сегодня нам предстоит посетить завод, распопоженный в полутораста километрах от Мюнхена. "Как раз к обеденному перерыву поспеем", - замечаю. "Сорок минут, максимум час", - парирует спутница и доверчиво предлагает мне руль. И тут я совершаю роковую ошибку - соглашаюсь. Нет, за рулем я не новичок, но весь мой предыдущий автомобильный опыт - чисто российский. В Германии же своя специфика: великолепные дороги и отличные машины. Но самое сильное впечатление производит то, что максимальная скорость на автобанах не ограничена. У человека, впервые севшего здесь за руль, такая "вседозволенность" вызывает изумление: "Как же так - можно пролететь мимо полицейского на скорости и 150, и 200. и 250 км/ч - и это в порядке вещей?" Такое "попрание святынь" не проходит бесследно, в какие-то моменты начинает казаться, что и впрямь можно - все. Только потом,пережив это опьянение мнимой свободой, начинаешь трезво воспринимать ситуацию. Освоившись с органами управления, выруливаю на дорогу. Да-а... здесь нужно держать ухо востро. Нет. не потому, что у машины бешеный темперамент, хотя полутора сотен "лошадей" под капотом вполне хватает для динамичной езды. Просто великолепная шумо- и виброизоляция делает процесс перемещения в пространстве совершенно неощутимым. То и дело ловлю себя на том, что показания спидометра явно не совпадают с субъективным ощущением скорости. Я даже провел небольшой эксперимент: прикрыв картой спидометр, попробовал определить скорость "на глаз". Получилось 50-60 км/ч, стрелка же под картой указывала на 90. _ Выехав на автобан, утапливаю акселератор. Стрелка спидометра, совершив почти целый оборот, застывает где-то за отметкой 200. Потрясающе нет ни вибрации, ни свиста ветра, ни рева мотора, слышен только шелест шин. Полное впечатпение, что автомобиль просто стоит на дороге, а движутся декорации за окнами. Самое интересное, что в левом ряду то и дело мелькают какие-то еще более быстроходные, распластанные по асфальту суперкары. За минуту... "Пролетев" за полчаса сотню километров, сворачиваем на дорогу местного значения. Неширокая полоска отличного асфальта вьется среди полей с живописными домиками. После автобана и 100 км/ч кажется черепашьей скоростью - разго -л няюсь все быстрее.За неделю... Сижу, морщу лоб над бумагой. Звонок от главного: "Зайдите". Делать нечего - напрягся и пошел, перебирая в уме грехи. "Есть срочная командировка", - понятное дело, несрочных у нас не бывает. "На следующей неделе нужно быть в Германии". Новость, конечно, приятная, но как успеть за неделю... К счастью, оформить командировку и получить визу сумел на удивление быстро. Билет на рейс "Люфтганзы" оказался едва ли не последним. Всетаки успел. Лучше бы я сидел дома... 36 ЗА РУЛЕМ 7/97 ХОТИТЕ ВЕРЬТЕ - ХОТИТЕ НЕТЗа секунду... • Перед некрутым левым поворотом, не глядя на спидометр, снижаю скорость - как мне кажется, примерно до 100 - и на мгновение отвлекаюсь на какую-то кнопку. А подняв глаза, чтобы увидеть приближающийся изгиб дороги, вдруг осознаю. что машина уже миновала точку, в которой следовало начинать маневр, и несется по прямой к внешней обочине. Инстинктивно рву руль влево и "бью" по тормозам, стараясь не заблокировать колеса. В следующий миг вспоминаю про АБС и уже зажимаю их намертво. При этом подсознательно ожидаю, что нос сейчас "поплывет", автомобиль накренится и его придется "дожимать" в вираж, а потом уже выводить из заноса. В общем, нормальная реакция водителя, привыкшего к среднему автомобилю на такого же качества резине. На этомто я, что называется, и "купился". Дело в том, что БМВ - пожалуй, единственный выпускаемый ныне серийный автомобиль, у которого ось передних колес расположена перед двигателем и длина плеча от центра масс машины до управляемых колес максимальна. Этим достигается прекрасная развесовка и великолепная управляемость. Поэтому столь решительный поворот руля, рассчитанный скорее на вазовскую "пятерку", "пятерка" от БМВ восприняла именно как сигнал к резкому изменению траектории. И изменила ее ровно настолько, насколько ей приказали, с легким заносом устремившись внутрь поворота. Какие-то доли секунды понадобились, чтобы понять: переборщил. Резко перекладываю руль вправо, но вижу - не успеваю! Машина уже пересекла по диагонали дорогу и, только-только выйдя из заноса, "обозначила" поворот вправо. Успев крикнуть соседке: "Держись!!!", упираюсь вытянутыми руками в руль, а затылком в подголовник. "Господи, да как же это?! Ведь все начиналось так прекрасно..." В это мгновение,скопьзнув по обочине, колеса повисают над кюветом. на распласталась на откосе кювета. Позади - развороченный угол дома и метров двадцать снесенного забора. На автомобиль страшно смотреть: передняя часть моторного отсека отсутствует вовсе. Между скрученными лонжеронами справа внизу висит двигатель, в котором что-то еще продолжает зудеть. Левое переднее колесо со всеми рычагами "уехало" под днище. По левому борту будто трактор прошелся. Смотрю на машину и чувствую - что-то не так. Из салона я выбирался, вовсе ни о чем не думая, но сейчас понимаю, что одним из толчков к этому была боязнь пожара: ведь видел же дым... Но снаружи никакого пламени. Мало того, в салоне дым оседает! Бред какой-то... Заглянув в открытую дверь, провожу рукой по припорошенной чем-то приборной панели. Пыль - откуда?! Господи, да это же пудра, которой при установке посыпают подушки безопасности, чтобы они не слеживались! Естественно, при срабатывании пиропатронов вся она "вытряхнулась" в воздух. Первый шок миновал, и ко мне возвращается способность замечать не только очевидное. Удивительно: силовой каркас салона почти не пострадал, лишь на пять-семь сантиметров ушла внутрь левая передняя стойка, заклинив дверь и чуть приподняв угол крыши. При этом все стекла, кроме ветрового, остались целы! Жизненное пространство практически не уменьшилось. Из-за смещения стойки внутренние панели подвинулись в салон едва ли на пару-тройку сантиметров, да и то лишь в левом переднем углу. Справа же и сзади салон вообще не пострадал. В руль я, похоже, уперся как следует - он "загнут" вперед и вверх. Индивидуальные средства пассивной безопасности действовали безупречно. Чтобы снизить перегрузку, преднатяжитель в самый начальный момент удара подтянул ремни безопасности: плотно прижатый к креслу пассажир замедляется более равномерно по мере смятия носовой части автомобиля, а не налетает грудью с размаха на провисший ремень в почти уже остановленной машине. Подушки безопасности сработали очень "аккуратно" - удара в лицо я вообще не почувствовал. Более того, я их даже не успел увидеть расправленными - настолько быстро они спустили. Это сделано для того, чтобы обеспечить выход из автомобиля в случае, скажем, пожара. Газ от сгоревшего пиропатрона выходит из подушки через два отверстия размером с сигаретную пачку, расположенные по бокам в ее основании. Кстати, закопченный рукав куртки - одно из немногих последствий аварии, которые я на себе обнаружил. Глядя на почти уничтоженную носовую часть, понимаю, что именно она погасила основную энергию удара. Усилие ее смятия для каждого момента столкновения тщательно просчитывается; какой-нибудь излишне прочный элемент конструкции, введенный вроде бы из лучших побуждений, может подписать смертный приговор пассажирам. Ведь сила, необходимая для его деформации, и определяет перегрузку в момент удара. Но, с другой стороны, совсем уж "хлипкой" носовую часть делать тоже нельзя, иначе она сможет погасить только часть энергии соударения. Дальше с большими усилиями и перегрузками начнет деформироваться жесткий силовой каркас салона. А это - опять-таки смерть для пассажиров. Да-а... Страшно подумать, что случилось бы, будь автомобиль спроектирован не так тщательно - излишки энергии нам пришлось бы гасить уже своими ребрами. ...Через несколько минут появилась полиция, затем скорая помощь и сразу три пожарные машины. Медики нас тщательно осмотрели. У женщины оказался нервный шок и легкое сотрясение мозга. Ей пришлось два дня отлежаться в больнице. У меня нашли только небольшой синяк на левом боку видимо, след от ручки двери. Удовлетворившись отказом проходить полное обследование в госпитале, медики уехали, забрав мою спутницу, Пожарные, которым тушить было нечего, собрали остатки снесенного забора, разбросанные детали машины, аккуратно срезали залитый моторным маслом дерн, погрузили все это в контейнеры и увезли. Минут через сорок после аварии, прежде чем пожарные управились с уборкой, приехал эвакуатор. Рабочие, пропустив под "пятеркой" полотняные ленты, погрузили ее Траектория движения автомобиля перед аварией. на платформу и, достав из багажника и салона наши вещи, увезли машину прочь. Полицейские внимательно осмотрели место аварии, составили схему и записали мои показания. По их словам, в поворот мы вошли на скорости 130-140 км/ч, а влетели в дом - на 80-90. Аккуратно заполнив все бумаги, один из них меланхолично заметил: "Вам повезло, что вы ехали на БМВ..." Конечно, на каких-нибудь "Жигулях" вылететь внутрь поворота в таких условиях было бы трудно (наружу - другое дело...). Хороший же, "острый" автомобиль требует привычки и верной руки. Тогда он способен творить чудеса. Что касается пассивной безопасности, то, думаю, полицейский был прав. А выводы... Каждый прочитавший их для себя уже сделал. Если нет, то ему вряд ли помогут несколько банальных слов об осторожности. Юрий НЕЧЕТОВ Фото Сергея Иванова Редакция благодарит фирму "АВТОДОМ" за помощь в подготовке материала.Момент истиныВремя остановилось. Бесконечный полет... Скользящий удар днищем о какой-то валун... Огромная белая стена, навалившаяся слева на ветровое стекло... Показалось, что каждый ее кирпич я рассмотрел во всех деталях. Сильный удар.. Грохот... Какая-то тряскаОглушающая тишина, только в уши настойчиво > % лезет какое-то зудение. Измятый капот лежит на провисшем ветровом стекле. На руле - сникшая подушка безопасности. Салон полон дыма. Перевожу взгляд направо - шок в расширенных глазах спутницы, руки, шарящие по замку ремня безопасности и дверце... Слава Богу, жива. Наконец дверь подается, и она выбирается из машины. Мне это сделать труднее: удар пришелся наискосок и левая сторона машины пострадала гораздо больше. Освободив шись от ремня, также пробираюсь к правой двери попутно осознавая, что она теперь где-то вверху. Снаружи с потерянным видом стоит моя попут чица. "Как себя чувствуете?" Непонимающий взгляд, потом неуверенное: "Нормально..." Прислушиваюсь к собственным ощущениям: вроде ничего не болит щ только гул в голове. Через луг с криком "Полицай! •бежит какая-то женщина. На дороге остановилась первая проезжавшая мимо легковушка. Наша машиЗА РУЛЕМ 7/9737