12
13
14
%x!RP589]. П ОДМЕННЫЙ НАТР"Опель-Корса" второго поколения появился в 1993 году. С тех пор 2,7 млн. машин разбежалось по 60 странам мира. При модернизации фирма сделала акцент не на обновлении внешности (оно минимально), а на технических новинках. Самая заметная из них - трехцилиндровый мотор с четырьмя клапанами на цилиндр. Похоже, не только российский, но и повидавший всякое европейский автомобилист воспринимает двигатель, у которого меньше четырех цилиндров, как нечто неполноценное. Относительно немногочисленные трехцилиндровые машины занесены сюда "восточным ветром" из Японии (см. таблицу). Почему же "Опель" предложил для модернизированной "Корсы" мотор столь редкой схемы? Теоретические предпосылки вполне основательны: в трехцилиндровом моторе число трущихся пар (поршень-цилиндр, вал-вкладыши, кулачок-коромысло и др.) примерно на четверть меньше, чем в четырехцилиндровом. Значит, существенно снизятся потери на трение - как следствие, улучшится экономичность. На нее влияет и другой фактор, термодинамический: по законам этой науки эффективность использования тепла в двигателе наибольшая, если рабочий объем одного цилиндра - около 500 см 3 . Она ощутимо падает, "увлекая за 12 З РУЛЕМ 7/97 А собой" другие удельные показатели, если единичный объем цилиндра - менее 300 см 3 . В техническом задании рабочий объем был ограничен литром - а потому, как заметил один из руководителей проекта, необходимость получить при таком объеме высокие мощностные показатели и экономичность "с неизбежностью" подвела конструкторов к трехцилиндровому мотору. Заметим, что новый мотор должен был замкнуть "снизу" современное семейство двигателей ЭКОТЕК. При такой же мощности, как у 1200-кубового с двумя клапанами на цилиндр, литровый "ЭКОТЕККомпакт" получился на 12,5 кг легче, на 129 мм короче, на'51 - уже и на 27 мм ниже предшественника. Главное же благодаря более выгодной характеристике крутящего момента "Компакт" быстрее разгоняет "Корсу" как с места, так и на высшей передаче, к тому же экономит в среднем 10% топлива. Надеюсь, у вас не создалось впечатления, что к таким результатам пришли, попросту "отрезав" один цилиндр. "ЭКОТЕК-Компакт" - мотор довольно сложной, если не сказать изощренной конструкции (рис. 1). Если распределенный впрыск стал, по сути, обязательным и на двигателях самого малого литража из-за жесткихМоторы "ЭКОТЕК-Компакт" делают на заводе "Вена-Асперн" в Австрии.требований к токсичности и экономичности, то многоклапанная головка цилиндров с двумя распредвалами на литровом моторе редкость: среди приведенных в таблице аналогов ею оснащен лишь "Ниссан-Микра". Поток воздуха на впуске организован так, что он "дробит" капельки впрыскиваемого топлива на частички, диаметр которых втрое мельче обычного. Благодаря этому бензин лучше испаряется, меньше его оседает на стенках каналов - ниже стал уровень токсичности, мотор экономичнее работает в режимах разгона и принудительного холостого хода. Важно и то, что максимальный крутящий момент приходится всего на 2800 об/мин: вдвое меньше, чем обороты максимальной мощности. Специалисты поясняют: такое соотношение говорит о хорошей эластичности двигателя, то есть его приспособляемости к изменению нагрузки (на подъеме, при обгоне и т. п.) без немедленного включения низшей передачи. Тем более, что в диапазоне 1500-5600 об/мин мотор "предоставляет" водителю крутящий момент, достигающий 90% от максимального! В одном из ближайших номеров мы надеемся поделиться впечатлениями от поездки на "Корее" с таким мотором - а здесь приведем еще несколько важных его особенностей.Рис. 2. Усилитель руля: электродвигатель постоянного тока (12 В, 45 А) связан с рулевым валом червячной передачей. Им управляет микропроцессор, получая сигналы датчиков скорости, оборотов двигателя и момента на рулевом валу. Благодаря этому эффект усиления точно соответствует совершаемому маневру.По-новому устроена система управления двигателем - то бишь зажиганием и впрыском топлива. Современная микросхемная технология позволила уместить блок управления в плоскую коробочку: 150x100x10 мм - меньше бухгалтерского калькулятора. Его разместили не в салоне, а непосредственно на двигателе; кроме того, применили индивидуальные катушки зажигания, надеваемые прямо на свечи - лишними стали многие провода и контакты, снизилась веро4 ятность типичных дефек>tp>тов и помех. Свечи с двумя "массовыми" электродами требуют замены лишь через 60 тыс. км - кто-то успеет расстаться с "Корсой", так и не проделав эту операцию... А что тут вообще делать: толкатели клапанов гидравлические, зазор выставлять не надо - значит,Рис. 1. Особенности двигателя "ЭКОТЕК-Компакт : 1 коромысло с роликом на пятке; 2 - пустотелый распредвал; 3 - разборный масляный фильтр; 4 - чугунный блок цилиндров; 5 - алюминиевая плита с постелями для вкладышей коленвала; 6 - поликлиновой ремень для привода навесных агрегатов.Рис. 3. Рулевое управление и передняя подвеска "Опеля-Корса": 1 - электрический усилитель руля; 2 - травмобезопасная колонка; 3 - реечный механизм; 4 - шарниры поворотных кулаков; 5 - растяжки; 6 - гидроопоры растяжек; 7 стабилизатор.меняйте масло, фильтры, заодно поинтересуйтесь, натянута ли моторная цепь, в каком состоянии поликлиновой ремень. Особого упоминания заслуживает масляный фильтр: он высоко поднят на специальной проставке и доступен не снизу - из-под капота. К тому же - вот пресловутая "спираль развития!" - фильтр здесь разборный: за-ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ "ОЛЕЛЬ-КОРСА-1,012V" И ЕГО АНАЛОГОВ МодельПоказатели Двигатель Расположение и число цилиндров Рабочий объем, см* Диаметр цилиндра х ход поршня, мм Степень сжатия Мощность, кВт/л. с. при об/мин Максимальный крутящий момент, Н м при об/мин Масса, кг Длина, мм Скорость, км/ч Расход топлива, л/100 км РЭ 973 72,5x78,6 10,1 33/45 5600 82 2800 930 3729 150 5,8I 1РЗ 847 66,6x81 9,5 32/44 5600 67 3800 630 3310 135 5,4g5«РЭ 796 68,5x72 9,3 30/41 5500 60 2500 640 3340 143 4,3" Р4 970 65,5x72 8,8 33/45 5500 71 4500 790 4075 144 8.5 Р4 998 71x63 9,5 40/55 6000 79 4000 775 3695 150 5.8 Р4 1149 69x76,8 9,6 40/55 5250 93 2500 930 3716 155 5.9 РЗ 993 74x77 9,5 39/53 5700 76 3000 740 3745 146 5,3 Р4 1108 70x72 9.6 40/55 5500 85 3500 842 3760 150 6,4 Р4 1043 75x59 10,0 33/45 5200 76 2800 955 3715 145 6,6 Р4 1119 68.7x75,5 8,8 37/50 5200 83 3000 845 3743 143 6,1 Р4 1091 72x67 9,5 37/50 5300 76 2800 710 3710 145 6,0Примечание. Все двигатели, кроме 'Опеля-Корса" и "Ниссана Микра" - с двумя клапанами на цилиндр 'При скорости 90 км/ч ЗА РУЛЕМ 7/9713 меняется, как некогда в "Москвиче-412", только его элемент. Поневоле чешешь затылок: лет тридцать назад веским аргументом в пользу одноразового неразборного фильтра был выигрыш во времени при обслуживании. Иные времена - иные песни: теперь важно, что разборный фильтр намного упрощает утилизацию отходов. Что касается трудоемкости обслуживания (каждые 15 тыс. км), у нового мотора она, тем не менее, примерно на 12% ниже, чем у предшественника. Выгодность этого владелец, по крайней мере, ощутит на своем кошельке. Ну а вопрос, из чего отлит блок цилиндров, казалось бы, для него скорее "философский": пусть фирма утверждает, что чугунная (как у "ЭКОТЕК-Компакт") отливка вполовину дешевле алюминиевой - на цене машины это едва ли отразится. Но "Опель" заходит с другого боку: чугунный блок жестче, он эффективнее гасит вибрации и шум - вот вам практическая польза. Возможно, с этим согласится тот, кто предпочитает "жигулевский" мотор "Москвичу" - но так ли просто убедить европейца, который знает, что от чугуна к алюминию перешли в последнее время и "Мерседес", и БМВ (кто больше, чем они, печется о плавной, безвибрационной работе мотора!). И даже литровый мотор "Фольксвагена" - он появился чуть раньше "ЭКОТЕК-Компакта" - с алюминиевым блоком... Так может, "Опель" просто не захотел отступать от традиционной, более дешевой технологии, зато предпочел более сложную и дорогую конструкцию - "то на то"? Не имея цифр, на такой вопрос трудно ответить. Надо полагать, в споре "хорошего с прекрасным" участвовали не только техники, но и экономисты... Последние, однако, хранят свои тайны, а вот инженеры все норовят вставить словечко: чтобы трехцилиндровый мотор стал меньше подвержен вибрациям, мы, двигателисты, постарались сделать его как можно "плотнее": толщина стенок между цилиндрами - всего 5,5 мм!...Похоже, "клиент созрел", но профессионалов не угомонить: "А еще мы сделали раму между блоком и поддоном: она заменяет отдельные крышки коренных подшипников и делает силовую схему гораздо жестче. Вы только послушайте - мы сделали пустотелые литые распредвалы - каждый на 590 граммов легче сплошного, к тому же не требуют термообработки после отливки! А на пятках коромысел - ролики, они-то и обкатываются по кулачку. Как "зачем" - потери на трение в головке цилиндров снижены на 70% по сравнению с обычным мотором, а отсюда, сами понимаете, лучшая экономичность!" По данным фирмы, "ЭКОТЕК-Компакт" расходует в среднем на 0,7 л/100 км меньше, чем 1,2-литровый предшественник: ощутимо, когда речь идет всего о 5,8 л на "сотню"! Но если, при всех аргументах за новый мотор, клиент держится более традиционных решений - пожалуйста, на выбор три четырехцилиндровых мотора: 1,2 и 1,4 лс центральным впрыском и восемью клапанами; 1,4-литровый 16-клапанный, два дизеля - "атмосферный" и "турбо" объемом 1,7 л. Кстати, "тихо скончались" модификации с 1,6-литровыми моторами, в том числе 109сильная GSi: усилен акцент на экономичность. Шаг вполне обоснованный: ведь половина покупателей "Корсы" в Европе (а в Германии - даже 60%) - женщины, которых практичность машины волнует куда больше, чем динамика и максимальная скорость. Практичность, кстати, неотделима от удобства, легкости управления - а потому даже на литровой "Корее" предусмотрен (за доплату) усилитель руля редкого пока типа - электрический. Его устройство поясняют рис. 2 и 3, а преимущества - меньше деталей, чем в гидравлическом, легче последнего на 8 кг, к тому же ненамного повышает расход топлива, поскольку отбирает меньшую мощность у двигателя. Последнее особенно ценно, так как усилитель нужнее всего при парковке, когда развиваемая двигателем мощность невелика. Появление мотора "ЭКОТЕК-Компакт" приурочено к модернизации "Опеля-Кор4са". Слегка ретуширована внешность (облицовка, бамперы, молдинги); несколько изменена геометрия передней подвески считают, что теперь машина лучше управляется в критических ситуациях. Передние концы растяжек установлены в гидроопорах: они уменьшают шум при работе подвески, делают рулевое управление менее восприимчивым к внешним воздействиям (толчки, дисбаланс колес и т. п.). Рассчитывают, что обновленная машина займет еще более прочную позицию на рынке. В таблице мы попытались свести "Корсу" с основными конкурентами. Правда, "Дайхатсу-Куоре" и "Дэу-Тико" классом ниже и взяты в компанию просто как редкие примеры применения трехцилиндрового мотора. Любопытно, что ближе других к новой "Корее" оказался "Рено-Клио", объем мотора у которого на целых 173 см 3 - 18% - больше! Снова правы те, кто утверждает, что "нехватку рабочего объема можно компенсировать только его приращением"? Весьма близок к "Корее" по параметрам "Ниссан-Микра" - однако его мотор "любит" высокие обороты, а потому гораздо более легкая "Микра" расходует бензина столько же, сколько "Корса". Кстати, обратите внимание: немецкие модели заметно тяжелее аналогов. Самое убедительное объяснение этому - более безопасная, то есть прочная, а стало быть, массивная конструкция кузова; наличие штатных устройств, повышающих комфорт и, опять-таки, безопасность пассажиров. Пример "Опеля" показывает: чтобы достичь все более высоких показателей, фирмы идут на дальнейшее усложнение конструкции - теперь уже совсем маленьких автомобилей. Очевидно, исходят из того, что высокое качество комплектующих, тщательная сборка (и, в конце концов, развитый сервис) должны избавить покупателя от проблем с более сложной машиной. Не исключено и другое: определенной части покупателей льстит сознание своей приобщенности к самой передовой и современной технике. Владимир АРКУША/-, &