137
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУмосковский вензинОКАЗАЛСЯ ХОРОШИМВ шестом номере нашего журнала мы рассказывали о проведенном совместно с московской транспортной инспекцией (МТИ) рейде по проверке качества бензина. продаваемого на московских АЗС. Среди 10 отобранных проб лишь в одной, взятой на АХ "Лема". октановое^шИнтерпретация результатов 0-3 балла. Вы очень робкий, сдержанный и несмелый человек. Вас отличает осторожность, сильная и быстрая реакция на неожиданный раздражитель. В общении с людьми вы деликатны и внимательны к другим. Скорее всего, у вас вообще отсутствует желание садиться за руль. И если вы это делаете или собираетесь сделать, то в силу обстоя. тельств: нужно кого-то возить, в кругу близких считают, что необходима машина, и пр. Езда, особенно по городу, первое время не будет приносить вам удовольствия. Вероятно, лишь длительные тренировки с инструктором смогут вселить в вас уверенность. Для поездок старайтесь использовать трассы и время с наименьшей интенсивностью движения - будни и ранние часы (до 7 утра), а добираться до места - к 16-17 часам, 4 - 8 баллов. Вы хоть и не слишком, но робкий человек, сдержанный. Если вы садитесь за руль, природная осторожность будет способствовать безопасности передвижения. Вы никогда не станете стремиться к быстрой езде, что, возможно, вызовет недо•' вольство окружающих. Если вы еще не научились управлять автомобилем, но собираетесь, то тренируйтесь, преодолевайте себя старайтесь ездить с инструктором по городу, напряженным трассам, разрешенным для обучения. 9 - 1 1 баллов. У вас в характере неуверенность. Но вы можете управлять автомобилем и даже стать водителем-профессионалом. 1 2 - 2 0 баллов. Вы достаточно смелый человек и вполне можете управлять автомобилем (естественно, при наличии других важных для водителя качеств характера, а также соответствующих знаний и навыков). Вы уверенно чувствуете или будете себя чувствовать в самом интенсивном потоке машин, вовремя заметите опасность. Вы долгое время можете сидеть за рулем, в силу чего уже стали или можете стать отличным водителем-профессионалом. Однако и на вас распространяется правило - делать перерывы через каждые три-четыре часа непрерывной езды. ' • 2 1 - 2 6 баллов. Ваша смелость безгранична или, вернее сказать. граничит с авантюризмом. Вы явно незаторможены. Можете небрежно относиться к деталям и не реагировать на сигналы опасности. В жизни вы лидер и пользуетесь успехом у противоположного пола. Любите испытывать новые эмоции. Работаете без утомления. Однако на дороге пренебрежение сигналами опасности всем дорого обходится. Вы - реальный или потенциальный нарушитель скоростного режима. Сдерживайте себя (или своих знакомых, набравших такое число баллов) на дороге. Всегда контролируйте свое состояние - упоение скоростью и азарт не должны брать верх над разумом. Вы не гонщик! Кстати, по предварительным данным, гонщики - люди смелые (их оценка 13 - 1 6 баллов), но не безрассудно храбрые. Видимо, среди них уже состоялся естественный отбор... А знаменитое "Безумству храбрых поем мы песню!" ни в коей мере не относится к водителям! Ш Александр ОСЕЕВ, доцент кафедры социологии труда и предпринимательства социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносовачисло, рассчитанное по исследовательскому методу, оказалось ниже предельно допустимого. Испытывая некоторые сомнения в столь благополучных результатах экспертизы, редакция решила продолжить проверку. Остававшиеся в МТИ для возможного арбитража дубликаты проб бензина были поделены на две равные части - мучительная процедура с составлением протоколов. снятием печатей, вторичным опечатыванием и т. д., и т.п. Три наиболее сомнительные (по внешним признакам) пробы вторично направили на экспертизу во ВНИИНП для определения октанового числа, но уже по моторному методу. Вкратце поясним. Бензин, который вам наливают на АЗС, - АИ-92, АИ-95 и т. д. - маркирован октановым числом (о. ч.). определенным по так называемому исследовательскому методу, о чем говорит буква "И" в индексе. Октановое число определяют и другим, моторным методом, по которому оно меньше на 10-11 пунктов. Исследовательский и моторный методы различаются в основном условиями проведения испытаний. Например, число оборотов испытательного двигателя по моторному методу - 900 об мин, по исследовательскому - 600. Топливовоздушная смесь в первом случае подогревается до 149~'С. во втором - не более 50;С. Эти отличия в режиме работы двигателя и обусловливают различные величины октанового числа бензина, получаемые по двум методам. Сущность же его определения едина в обоих методах и заключается в сравнении испытуемого образца с эталонами топлива. октановое число которых известно. Надежно запаковав три образца бензиновых проб, ваш корреспондент положил их в "дипломат" и через весь город доставил запрещенную к перевозу в общественном транспорте легковоспламеняющуюся жидкость в лабораторию опытного предприятия "Нефтепродукт". где злополучные пробы подверглись повторному испытанию. В небольшом помещении стояло несколько испытательных установок, представляющих собой одноцилиндровые Д8С с переменной степенью сжатия, оснащенные пультом управления с многочисленными датчиками. В процессе испытания попеременным переключением двигателя с испытуемого образца на эталоны подбирается такая их смесь, которая детонирует точно так же. как испытуемый образец. Эталонным топливом служат два индивидуальных углеводорода - изооктан (СдНц) и нормальный гептан (С+116), резко различающиеся по детонационной стойкости. Процент изооктана в смеси с нормальным гептаном и называют октановым числом. Составляя смесь двух компонентов, можно получить эталоны с о. ч. от 0 до 100. При испытании АИ-98 использовались эталоны с о. ч. 97 и 99. АИ-95 - 94 и 96. Около двух часов постукивал одноцилиндровый движок, выдавая на табло быстро меняющиеся цифры. Когда показания датчика детонации при работе на испытуемом топливе находятся между показателями, полученными при работе двигателя на двух эталонных смесях, отличающихся друг от друга не более чем на две октановые единицы, то октановое число топлива определяют путем интерполяции. Октановое число бензина, определенное по моторному методу, обозначают: о. ч.М-. В нашем случае углубленной проверке подверглись две пробы финского бензина АИ-98 и одна - АИ-95. АИ-95 с АЗС "Данако Лтд" показал о. ч.М-85.6 (допустимый минимум - 84). АИ98 ("Нефто Аджип") - 87,5 (min - 86) и АИ-98 ("Роснефтесервис") - 87.7 (min - 86). Октановое число во всех трех пробах бензина, определенное по моторному методу, оказалось даже выше нормируемого значения. Видимо, дело тут не в методе определения этого числа, а в самом бензине. Ну хороший он. как его ни испытывай. Остается порадоваться за нас, автомобилистов. Что мы и сделали, но все же договорились проверить неподдающиеся пробы еще разок, для очистки совести, в смежной" независимой организации - 25-м ГосНИИ МО РФ. куда и переправили оставшиеся в московской транспортной инспекции образцы. Военные подтвердили соответствие подвергнутых испытаниям проб бензина госстандартам: АИ-95 ("Данако Лтд") - 84.5: АИ-98 ("Нефто Аджип" - 87.3: АИ-98 ("Роснефтесервис") -87,1. На этом московский этап бензинового рейда закончился. В столице, похоже, все в порядке. А если отъехать подальше?. Юрий БУГАЕВ ЗА РУЛЕМ 797 137