162
МЫ И АВТОМОБИЛЬ/НАРОДНЫЕ ПРАВИЛА-ЗАКОНЫ—ДОРОЖНЫХДЖУНГЛЕЙТЕКСТ / ДМИТРИИ МИТРОШИНон оценит ив следующий раз пропустит вас. Такой же порядок проезда хотим посоветовать при проезде сужений дороги, когда количество полос движения резко сокращается. ОБГОНЯЕМ ТОЛЬКО СЛЕВА Еще одна рекомендация, не вытекающая непосредственно из Правил дорожного движения, может, как нам кажется, заметно снизить количество попутных столкновений, особенно на многополосных дорогах. И вновь мы вынуждены призвать на помощь зарубежный опыт. Те, кому довелось достаточно поездить по дорогам Германии, единодушно отмечают одну особенность местного движения: немецкий «дорожный закон» запрещает двигаться по правым полосам быстрее, чем транспортные средства, движущиеся левее. Уверенность в том, что, перестраиваясь вправо, вы никого не подрежете или не зацепите, позволяет сосредоточиться на обстановке перед автомобилем. А ведь такого рода столкновения отнюдь не редкость для крупных городов (не говоря о магистралях вроде третьего кольца Москвы и МКАД) с многополосными улицами. Вэтомслучае вам не требуется излишне отвлекаться на контролирование «мертвой» зоны, которая есть практически во всех автомобилях с левосторонним расположением руля. Напомним: российские Правила дорожного движения тоже запрещают обгон справа (пункт 11.2), но из-за размытости формулировки этого маневра опережение справа очень распространено на наших дорогах. Так что давайте последуем примеру более цивилизованных соседей. Советы очевидны - тем не менее, если надо обогнать неторопливого водителя, занявшего левый ряд, посигнальте фарами. Даже если он не уступит дорогу, то, по крайней мере, будет знать, откуда ему ожидать опасности, если вы все-таки решитесь на опережение с правой стороны. В то же время сами не упорствуйте - уступайте нетерпеливым водителям, догоняющим сзади и призывающим посторониться. Давайте начинать борьбу с «законами джунглей» уже сегодня ис себя. Ведь многотысячная армия читателей - реальная сила, которая способна изменить ситуацию на наших дорогах. 1*1Так объезжают препятствие, используя принцип «елочки»(«молнии»!002э2поможет ему быстро пустить двигатель. Если же за рулем вдобавок неопытный водитель (особенно - более эмоциональная женщина), нагнетаемая гудками нервозность только осложнит ситуацию - при каждой последующей попытке тронуться с места новичок непременно потерпит фиаско. Поэтому сдержитесь Современное - и (о чудо!) спустя несколько секунд вы вместе со всеми двинетесь дальше. дорожное движение подчиняется закоСложнее, когда причину остановки нам общества - в там устранить не удается. Тогда «запертый» ряд единодушно принимает решение числе и неписаным. Проявлеобъехать препятствие. Но как это сдения модного ныне принципа «калать, ждый за себя» мы ежедневно наблю- если по соседним полосам уже набрал даел1 даел на дороге. Но, пожалуй, ни в какой ход нескончаемый железный поседругой сфере жизни такое отношение кток? При перестроении на соседнюю полосу ПДД (пункт 8.4) требуют пропубе и окружающим не приносит столь быстить строго результата: преодолевая в очередтранспортные средства, движущиеся по ней. Значит, ждать придется, ной раз привычный маршрут «дом - рабокак та — дом», вспомните, сколько вам попаговорят, до вечера. Снова возникает знакомая картина: водители из «закуполось на глаза искореженных машин. ренного» ряда начинают всеми способаРано или поздно эпют принцип придетми ся лолштъ. Почему бы не начать сегодня? втискиваться в соседние полосы, еще более усугубляя ситуацию. Нет, не с понедельника, а сегодня. И не с других, а с себя. Между тем во многих странах мира для таких ситуаций правилами предусмотрен принцип, который называют УСТУПИТЕ ВЫ - УСТУПЯТ ВАМ Давайте смоделируем ситуацию, весь«елочкой» или «молнией» (см. рисунок). ма характерную для плотных городских Названия говорят сами за себя: по свопотоков. Вы стоите перед очередным бодной полосе проезжает поочередно светофором в ожидании разрешающего по одной машине с каждой из «конфлисигнала. Водители уже давно научились ктующих» полос. Как показывает заручитать «мысли» светофора, поэтому мобежный опыт, такой алгоритм действия торы взревели за мгновенье до того, как (а точнее, взаимодействия) водителей включился зеленый. Готовы сорваться позволяет избежать хаоса и, как следстс места и вы, но вдруг замечаете, что стовие, ускорить проезд. Попробуем испыящий перед вами автомобиль и не думатать проверенный годами способ? ет трогаться. Что с ним произошло, вы Не дожидаясь «милости» от властей пока не знаете, но рефлекс срабатывает (еще не известно, дождемся ли мы кочетко и вы... тянетесь к кнопке клаксогда-нибудь такой нормы в ПДД), сдена. То же самое сделают и те, кто стоит лайте жест «доброй воли» - пропустите за вами. Вот первая ошибка. Если виновводителя, подающего из соседней полоник задержки заглох, хор гудков едва ли сы сигнал поворота. Хочется верить, что