96
97
98
99
I ТЕХНИКА/НОВИНКИМАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВКТО МЕНЬШЕ?ДИЗЕЛЕК-РЕКОРДСМЕНо недавних пор Давтомобильным самым маленьким дизелем считался трехгдалиндровый агрегат «Смарта» ра3 бочим объемом 800 см . Следующим с большим отрывом шел «трехлитровый» «Фольксваген-Лупо» со своими 1,2 л пространства над поршнями. Есть моторчики и поменьше, но для других целей: например, для привода автономных электрогенераторов, холодильных установок, они не отличаются высокой энерговооруженностью. Но вот - прорыв в «микромир»: фирма «Д-р Шрик ГмбХ» из Ремшайда (Германия) представила новый двухцилиндровый дизель миниатюрных размеров, планировавшийся поначалу для... беспилотных летательных аппаратов-разведчиков. Задание, как вы понимаете, было непростым - минимальная масса, воздушное охлаждение, высокая удельная мощность и быстроходность; все в одном! Конструкторы с энтузиазмом взялись за неразрешимую, казалось бы, задачу и уже через три года представили дизельный двигатель массой 24 кг удельной мощностью более 1,4 кВт/кг. Переводя в привычные «лошадки», получим по 2 л. с. с каждого килограмма массы:А как обстоит дело с габаритами? Длина, ширина, высота - 435 х 400 х 360 мм. Чтобы уложиться в эти прокрустовы рамки, пришлось отказаться от привычных нынче верхних распредвалов и разместить единственный кулачковый вал по центру, возродив к жизни подзабытые штанги-толкатели. Впрочем, получившийся привод всех четырех клапанов рассчитан на 10 000 об/мин - вполне достаточно. Не менее сложной получилась и топливная аппаратура. Все, что мог предложить признанный корифей «Бош», оказалось слишком громоздким. Тогда воспользовались сверхминиатюрными (длиной в полторы спички) насосПрообраз мотора для будущих автомобилей? форсунками швейцарской фирмы вдвое лучше, чем у современных авто«Дуап». Впрыск происходит через мобильных моторов! У «литрового» конпять отверстий диаметром 0,2 мм под цепта «Фольксваген-Ll» 26-килограммодавлением 915 бар. вый дизель развивал 6,3 кВт/83 л. с. Конечно же, и на солнце есть пятна. Что же представляет собой «Шрик-диВ задании ничего не было сказано об зель»? Это, как и требовали военные, экономичности и экологии. Поэтому, двухцилиндровый V-образный четырехнаверное, удельный расход солярки потактный агрегат воздушного охлажделучился около 300 г/кВтч - на треть ния рабочим объемом 0,6 л. Угол развала выше, чем у лучших современных автоцилиндров - 90°, мощность - 34 кВт/ мобильных дизелей. Да и выхлоп чис46 л. с. при... 6000 об/мин (не забудем - тый лишь визуально, по приборам же перед нами «тихоход» - дизель!). Воздух на Евро Ш не тянет. Но, может, все это в цилиндры закачивает компрессор, «пока»? Тогда через несколько лет под турбинка которого вращается с бешеной капотами легковых автомобилей пояскоростью 270 000 об/мин, сгущая атмовится 90-сильная дизельная «четверка» массой всего 50 кг... сферу до 2,7 бар.ОДНА ГОЛОВА - ХОРОШОШЛЕМ ИЗ СИЛИКОНОВОЙ ДОЛИНЫ ДЛЯ ПИЛОТОВ ФОРМУЛЫ 1Мировая премьера нового шлема состоялась в канун гонок на Большой приз Венгрии: испытания поручили Ральфу Шумахеру Речь идет о системе отображения информации - на миниатюрном проекционном дисплее, закрепленном в нижней части шлема. Хотя излучающая матрица не больше почтовой марки, обладать орлиной остротой зрения вовсе не нужно: специально рассчитанная компьютером линза «свободнойформы» (Free Form Prism) формирует прозрачное изображение на забрале шлема на фоне гоночной трассы. При этом не требуется переводить взгляд и «перефокусироваться»: картинка висит в воздухе в нескольких метрах перед автомобилем. Разрешающая способность активной жидкокристаллической матрицы весьма высока, что позволяет получать четкие цветные «слайды» с информацией из бокса. «Ускорь движение»,Светящийся экранчик не раздражает водителя (фото слева), он смотрит вовсе не на него, а на виртуальное прозрачное изображение, висящее над носовым обтекателем.«Масло на втором повороте», да мало ли какие еще сообщения команда сочтет полезными для гонщика. Но польза не сводится к приему информации, ИЧИНР Об аварийной ситуации (например, о падении давления масла в моторе или давления воздуха в шинах) ему может сообщить... сам гоночный болид. Новый инфо-шлем разработан исследовательским центром БМВ в американском Пало-Альто в рамках программы «Коннектед Драйв». ШЕСТЬ ПЕРЕДАЧ ХОРОШО, А СЕМЬ - ЛУЧШЕ!августа «Хонда» предлагает свой автомобиль «Джаз» в версии с новым бесступенчатым вариатором в трансмиссии. Эка невидаль! Не спешите с выводами. В этой коробке использованы последние достижения конструкторской мысли и игры ума программистов. Водитель может полностью на них положиться, ему достаточно задать наиболее подходящую программу: D - для спокойной городской езды, S - если нужен спортивный разгон или L - это уже для подъема на Фудзияму. Или спуска с горы: в этом режиме умный «автомат» максимально эффективно использует торможение двигателем. Не забыты, конечно, и обычные положения селектора Р, R, N. Есть, однако, в новой коробке и еще один, ручной режим М. Его можно включить в положении селектора D или S, и тогда компьютер создаст целых... семь виртуальных фиксированных передаточных чисел, перебирать которые водителю придется самостоятельно, кнопками «+» и «-» на перекладине баранки. Сможет ли он утереть при этом нос «автомату» - еще вопрос, но почувствовать себя заправским гонщиком - вполне. Интересно, что «передачи» получаются короче или длиннее, смотря в каком положении установлен селектор. С ручным управлением справится даже начинающий - педали сцепления нет, а если попытаться «загнать» коробку чересчур вверх или вниз, мотор не заглохнет и не перекрутится. Просто на табло погаснет сигнал «manual» и компьютер вновь возьмет управление на себя, как бы намекая, что вам стоит еще подучиться. Роль инструктора при этом он охотно готов взять на себя, для чего предусмотрен еще один режим - 7АТ. В нем вариатор сам последовательно перебирает все семь передач, а водителю остается лишь давить «на газ» и наблюдать сменяющие друг друга цифры на табло, запоминая, когда и какую передачу следовало включать.Сг. Москва ООО "Север-Авто-МБ" (095)747-76-77 г. Москва ООО "Юнипол" (095)937-72-34 г. Санкт-Петербург ЗАО "Амтел СПб" (812)164-92-38г. Белореченск ООО ЮГШИНСЕРВИС" (86155)5-42-74 г. Волгоград ООО "Амтелшинторг-Юг" (8442) 669855 г. Кемерово ООО "Амтел Шина-Кузбасс" (3842) 31-20-16 г. Киров ООО "Шиноптторг" (8332) 357778 г. Киров ООО "Регионшина" (8332)568256 г. Курск ООО "Интершина" (0712) 22-64-92 г. Новосибирск ООО "Амтелшинторг-Сибирь" (3832) 66-37-26 г.Пермь ООО "Фирма Вилс" (3422)105-501 г. Рязань, ООО Торговая фирма "Рязань-Шина" (0912) 45-77-7 г. Хабаровск ООО "Дальшина-Инвест" (4212) 72-85-00 г. Ярославль ООО "КомпанияХтарк" (0852) 32-05-80-TV*М осква . К утузовский пр-т. 4 5 . подъезд 11 . г / ) / Тел.: - 7 (095) 1 48 - 5 900 / 0 1 148-8992/93 e-mail: [email protected] www.amteltyre.com ТЕХНИКА /НОВИНКИМОТОР НА... СОЛЕНОЙ ВОДЕТАКОЕ ТОПЛИВО УЖЕ НЕ ФАНТАСТИКАНа Парижском салоне публику удивил легковой пожарный концепт «Пежо-Н 2 0», в самом названии которого - намек на вид топлива. Но при том, что топливные элементы работают на водороде, этого газа на борту не более 2,5 г. Будь иначе, вряд ли кто допустил бы такой автомобиль к очагу возгорания. Горючий газ надежно хранится... в жидкости. В баке плещется совершенно необычное топливо, нетоксичное и негорючее - водный раствор боргидрида натрия. Вещество для химиков не новое: его давно используют в бумажной промышленности, в очистных сооружениях, фармацевтическом производстве. Чем же заинтересовал концерны «Пежо» и «ДаймлерКрайслер» белый порошок NaBH 4 ? Именно последней своей составляющей - водородом. Здесь он присутствует в большом количестве, но крепко связан и не представляет опасности. Для использования в автомобиле эту белую соль нужно растворить в воде и дальше пусть «бензонасос» по команде водителя, нажимающего «на газ», впрыскиваетТаков круговорот натрия в автомобиле.Вода и тушит, и... везет.раствор в специальный катализатор Hydrogen-on-Demand (Водород по требованию), разработанный фирмой «Миллениум Селл» из Нью-Джерси. Здесь немедленно начинается химическая реакция, продукты которой - водород и кашеобразный метаборат натрия - составная часть чуть ли не всехстиральных порошков. Когда-нибудь, после долгой поездки счастливая водительнипа экологически чистого автомобиля сможет затеять постирушку... Но пока разработчики отправляют этот «выхлоп» на регенерацию, чтобы вновь получить водородсодержащее топливо. Сегодня концепты «Пежо-Н 2 0» и «Натриум» от «Даймлер-Крайслер» ездят по дорогам и собирают необходимую исследователям информацию. Те уже готовы кое-чем поделиться с общественностью. Так, мини-юн «Натриум» разгоняется до «сотни» за 16 с, имеет максимальную скорость 130 км/ч и обходится 7,8 л соленой воды на каждую сотню своего 500-километрового пробега. Под полом у него спрятан электромотор переменного тока мощностью 35 кВт. Поскольку топливный элемент вырабатывает электроэнергию с некоторым запасом, в автомобиле, кроме бака, установлены и литиево-ионные аккумуляторы, подзаряжаемые, кстати, еще и при каждом торможении. Эти батареи позволяют тронуться в путь немедленно, не прогревая топливные элементы, на что обычно уходит около двух минут.У «Натриума» все агрегаты спрятались под полом кузова На правахрекламы• Т АГ ПАРТС ЕРЗАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!ДВА РЕМНЯ НА ОДНОЙ ПРЯЖКЕведская фирма «Оголив» и «Фольксваген» представили новинку в области пассивной безопасности - двухкатушечный ремень для «Фаэтона». Всем знакома ситуация, когда изза трения в пряжке инерционный ремень безопасности не позволяет дотянуться до «бардачка» или обернуться. Даже слабое усилие пружины в катушке не спасает положения. Вдобавок его может не хватить, чтобы быстро намотать ремень, если он не нужен. Да и плотного прилегания не будет, что сведет спасительные возможности ремня к минимуму (преднатяжители, если они есть, могут выбрать лишь небольшую слабину). Новый ремень - это, по сути, два отдельных - поясной и диагональный, жестко скрепленные вместе на пряжке. То есть ремень теперь не перегибается и не застревает, перекручиваясь. Соответственно, и подматывающих катушек две: слева на стойке, выше уровняШНовинка вновь родилась в Швеции три точки остались, но ремней стало два.Ровно 75 лет тому назад Нильс Волин из «Вольво» предложил трехточечный ремень, сохранив жизнь многим тысячам людей.плеч, и слева же сбоку в сиденье водителя (у пассажира, понятно, справа). Такая конструкция позволила существенно ослабить момент, создаваемый пружиной, а в верхней катушке сделать автоматический двухпозиционный переключатель усилия. Как только вы пристегнулись, сигнал от замка включит слабую ступень и диагональная ветвь станет едва ощутимой. Отстегнулись - ремень быстро намотает на катушку более мощная пружина. Разумеется, удвоить пришлось и количество преднатяжителей, но это лишь плюс к безопасности седоков. Стало возможно по отдельности оптимизировать усилие каждой из ветвей ремня и почти удвоить величину выбираемой слабины. Теперь при аварии водитель и пассажир будут плотнее прижаты к спинке сиденья, а значит, окажутся в большей безопасности. Как заявляет «Отолив», он готов предложить новую систему для любых моделей среднего и компакткласса и не сомневается в спросе: свобода передвижения в кресле стоит дополнительных затрат.