202
203
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |НЕ СМОТРИ НА РОСТ... /РЕСУРСПРОВЕРЯЕМ ЗАДНИЕ ПРУЖИНЫ «САМАР»ТЕКСТ / ВИТАЛИЙ УРЮКОВПОЛВИТКА ТУДА, ПОЛВИТКА СЮДАПолученные в Кинешме результаты сведены в таблицу. Высота пружины в свободном состоянии - размер справочный ив производстве не контролируется. Но именно на эту высоту обычно (и часто - напрасно) ориентируются покупатели, сравнивая пружины. О пригодности покупки к эксплуатации «рост» говорит на самом деле мало. Каковы будут жесткость пружин и их просадка под нагрузкой? Диаметр прутка на заводах проверяют до навивки пружины, а ее собственный диаметр - до окраски. Поэтому наши измерения приблизительны, хотя небесполезны. Диаметр прутка и полное количество витков помогают правильно оценить применяемость пружины, не полагаясь только на продавцов ведь каталожного номера на изделии нет. А внутренний диаметр ее показывает возможность (или невозможность) монтажа в подвеску. В допуск на диаметр прутка уложились лишь вазовские образцы. Остальные и вовсе не экономили металл. Впрочем, мы еше посмотрим, как у них насчет жесткости... Полное число витков у отечественных пружин требованиям чертежа соответствует. А у импортных? Немецкие BOGE на полвитка недовиты, а у шведских KILEN, наоборот, один лишний, что не так уж безобидно, как может показаться. Если «киленовская» пружина в экстремальной ситуации сожмется до соприкосновения витков, ее высота окажется больше нормы на 15 мм. Уменьшенный ход колеса приводит к ударам в буфер сжатия, затем ив подвеску. Последняя, особенно при эксплуатации машины с полной нагрузкой, долго не прослужит, да и кузову достанется... Внутренний диаметр измеряли на крайних (опорных) витках, определяющих соответствие пружины ее чашке. Увы, одну из немецких и обе орлово-московские пришлось отбраковать: поставить эти пружины в подвеску автомобиля было бы очень трудно. Так что чеки, подтверждающие факт покупки в конкретном магазине, сохраняйте! Могут потребоваться при возврате товара.Немногие знают, что просевшую пружину (то есть упругий элемент с заданными характеристиками) ни резиновой проставкой, ни металлическим кронштейном не заменишь! Мы взамен просевших пружин купили новые - есть из чего выбирать. Вот только каков товар? Потратившись на пять комплектов задних «самарских» пружин - три российских (Тольятти, С.-Петербург Орел-Москва) и два зарубежных, проверили их основные параметры - геометрию (длина, диаметры и т. д.), жесткость и, главное, долговечность в условиях стендовых ресурсных испытаний. Провести эти исследования нам помогли инженеры завода «Автоагрегат» из Кинешмы.МЯГКО СТЕЛЯТ Контрольную (статическую) нагрузку определяют, измерив ее при сжатии пружины до высоты 245 мм. По контрольной нагрузке (она должна быть в пределах 295±13 кгс) пружины делят на два класса, маркируя их краской на средних витках. Для задних «самарских» - желтый цвет соответствует классу А (более 295 кгс), зеленый - Б (менее или равно 295 кгс). Первые поднимут автомобиль чуть выше над дорогой. Ставить пружины разных классов в одну подвеску нельзя. С пружинами разных классов, да при неблагоприятном сложении допусков, перекос может быть виден невооруженным глазом. Особенно плохо это сказывается на устойчивости и управляемости. В норму уложились пружины из Тольятти, Кинешмы и шведские. Причем у наших подтвердилась правильность сортировки - зеленый цвет краски (класс Б) действительно соответствует нагрузке. Шведские попадают в класс А - они посильнее. Немецкие неприятно удивили: одна пружина класса Б, зато вторая аж на 33,5 кгс сильнее. С такими машина перекосится сантиметра на полтора. Изделия из Петербурга ненамного дружнее - разница по нагрузке 29 кгс. Орлово-московские сильнее всех, разница же между богатырями всего девять килограммов. Если удастся поставить их в подвеску (внутренний-то диаметр занижен!), машина станет примерно на 50 мм выше, чем задумали конструкторы ВАЗа. Впрочем, определенной категории ездоков это даже нравится. От жесткости пружин зависит плавность хода. Должную обеспечат пружины из Тольятти, Кинешмы и шведские, у остальных она чрезмерная. Итак, полностью в требования чертежа уложились пружины ВАЗа и «Автоагрегата». Если пренебречь увеличенным числом витков, то пружины KILEN по основным параметрам тоже годятся для «самар». Этим мы не ограничились. РешилиВСТРЕЧАЕМ ПО ОДЕЖКЕ Из купленных комплектов в фирменную упаковку облачены только три: шведский, немецкий и наш - продукт российского альянса (орловского ООО «ТЭТА» и московского ООО «ПАСКЕР ЛТД»). Из надписей на коробках и этикетках следует, что немецкий BOGE и шведский KILEN предназначены для семейства «самар» (шведы даже каталожный номер пружин указали). А партнеры из Москвы обозвали свое изделие «Пружина 21099 задняя (2108-2912712-10Э)». Любопытно, знают ли о таком обозначении на ВАЗе. На самих пружинах никто, кроме немцев, товарный знак не поставил. Класс жесткости отметили лишь россияне - краской на средних витках, как и требует автозавод. Правда, петербургские и орлово-московские пружины помечены коричневым цветом, какой для внутреннего рынка не предусмотрен. Вот и серьезная неприятность: на торцах концевых (опорных) витков орлово-московских пружин грубые заусенцы! Да если бы только внешний вид изделия портили! Порой мешают монтажу пружин в чашки подвески. А каков результат испытаний? ОСНОЕ НЫЕ ПАРА МЕТРЫ ПРУЖИН ЗАДНЕЙ ПОДВЕСКИ -САМАРЫПомар образца Требования АвтоВАЗаВЫВОДЫ Они просты и банальны: покупать следует только то, что рекомендовано 1 412 83,96 379,0 2,41 12,16 11,5 30 700 С.-Петербург 419 12,15 83,89 11,5 408,0 2,50 50 000 ВАЗом. А хотите обзавестись чем-то «пог 1 425 11,19 84,69 292,5 11,5 1,71 200 000 круче», не ходите на базар без штангенВАЗ 2 423 85,07 292,0 11,22 11,5 1,73 н.д. циркуля. Нужно измерить диаметры 1 388 81,91 322,0"** 2,43*"* 12,00 н.д. 11,1 BOGE прутка, пружин и сравнить их с показа2 386 83.85 288,5 2,21 11,88 11,0 н.Д. телями штатных деталей. Да не забудьте 1 429 11,56 84,26 12,5 304,0 1,72 200 000 KILEN 85,07 301,5 432 11.71 12.5 н.д. 1,71 посчитать число витков. г 1 440 82,76 415,0*** 2,19*** 12,13 11.5 н.д. Орел-Москва Небольшой вопрос авторам хорошей 2 424,0*** 2,17*** 449 12,07 82,45 11,5 н.Д. продукции: почему бы не упаковать ее 1 429 11,27 85,82 11.5 294,0 1,72 200 000 Клнешма 85,60 2 11,30 295,0 1,73 430 11,5 н.Д. перед отправкой вторговлю?На короб'Измерения проводили без снятия защитного покрытия. ' 'При контрольной высоте 245 мм. " 'Пружина не садитсяке контрольна или пакете можно разместить немало ную шайбу - занижен внутренний диаметр или заусенцы на торце витка, н.д.-нет данныхполезной информации. И последнее. Как сообщают с ВАЗа, Пружины из Тольятти, Кинешмы, выяснить, насколько долговечны победители. Пружины сжимали на как и шведские, здесь блеснули стаесть и экспортное исполнение задних стенде циклически меняющейся набильностью показателей. Поскольку «самарских» пружин. Они навиты из тогрузкой до длины 165 мм и отпускапервая из питерских пружин сломаго же прутка, но имеют на один виток ли до 380 мм - так они должны были лась уже после 30,7 тысячи циклов, меньше, примерно на 20 мм ниже, жестпроработать не менее 200 тысяч цикрешили, как исключение, испытать кость чуть выше штатных. «Классы» лов, без поломки и не изменив жествторую: может, случайный брак? маркируются синей и коричневой краскость более чем на 1% от первонаНет, вторая продержалась ненамного кой. Не стоит путать эти пружины со 1»1 чальной. Ресурсных испытаний избебольше - 50 тысяч циклов. Так что штатными. жали немецкие и орлово-московские горделиво задранная корма «Самаобразцы, для монтажа на машину ры» с ними пробудет в этой позиции РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ОАО «АВТОАГРЕГАТ» не очень долго. ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА. они непригодны.около 418 11.15*0.05 84,85±0,85Высотлсюбодном состоянии, «жДыметр прута*. мВнутренний диаметр*, amПолное частмтт11,5Контрольна» нагрузи**, И 295±13 282..308Жеспостъ, •гс/мм 1.71™Ресурс, цжлов 2x10 s не менееНа правахрекламыМосква (095)399-0864. 958-9178 Росглов-но-Дону (8632)44-63-55 Новосибирск (3832)67-5322 Воронеж (0732)766219 Минск (810375-17) 2864499 Калининград (0112)55-3357(812)325-3726www.smazka.ruРеметаллизант поколения 3 + для защиты и восстановления двигателей.REMETALLУстраняет причину угара масла — износ, а не борется со следствием•®REMETAITэто реметаллизант и антифрикционная добавка в одном флаконеПоможетREMETALL