236
237
/СЕРВИСОДИННАДЦАТЫЙ УЧАСТОК - КОМПРЕССОРНАЯСАМЫЙ ДЕШЕВЫЙ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЬ ПРОИЗВОДЯТ В КОМПРЕССОРНОЙТ КТ / ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ ЕС|Сжатый воздух популярен не случайно. Приводимый им пневмоинструмент много легче, безопаснее, компактнее и дешевле основного конкурента - электрического. Не нужны массивные стальные магнитопроводы, километры дорогостоящего медного проводника. Кроме того, в отсутствие убойного (380 В!) напряжения можно сэкономить даже на ковриках, перчатках и резиновых галошах. А простота устройства оборачивается долговечностью. Мало того, большую часть технологического оборудования оснащают именно пневмоприводом. Оттого на некоторых сервисах, где нет заветного штуцера, вынуждены пользоваться... бытовыми электроприборами. Это уж ни в какие ворота. Сжатый воздух в природе «не встречается». Чтобы его получить, нужно специальное оборудование. Современные образцы выдают качественный продукт при минимальных затратах.ПОЧЕМ ВЕДРО КОМПРЕССИИ? Агрегат выбирают исходя из потребности. Основных критериев два - максимальное давление на выходе и производительность. Второй важнее. Ведь компрессор с малым расходом не потянет много потребителей (не обеспечит нужного давления во всей системе) либо будет трудиться с перегрузкой. А работа на износ здоровья не прибавляет. Различают четыре группы. Бытовыми пользуются, в основном, для накачки шин. Если есть специальные насадки, можно еще продувать бензопроводы и подкрашивать царапины. Выбирают их по величине максимального давления. Популярный, например, «Мустанг» с его 2,5 атм для «Газели» не годится: необходимые ее покрышкам 3 атм он «не выдует»! Зато время накачивания здесь не важно. Лишь бы справился. Следом идут полупрофессиональные устройства. С давлением здесь все в порядке. Все варианты выдают около 10 атм. А вотпроизводительность у них наименьшая - 150-200 л/мин. Такие цифры могут удовлетворить лишь частный гараж или небольшую мастерскую. Сервису посерьезнее требуется профессиональное оборудование. К нему относят компрессоры с производительностью 300-800 л/мин. Вершина модельного ряда - индустриальные установки (>1000 л/мин). Стоят Ресивер может быть большим...они дорого, поэтому встречаются, как правило, на производстве ив крупных автосервисах. Важная особенность - непрерывная круглосуточная работа на режимах максимальной подачи. Все остальные вынуждены время от времени отдыхать, дабы не развалиться раньше срока. От того, из какой группы ваш компрессор, в основном и зависит цена кубометра сжатого воздуха. ...и маленьким. ^ir-^e-^jjiVMilliwsfr 9Компрессор с двумя головками - для профессионалов. ВСЕМУ ГОЛОВА По типу активного элемента (в просторечии - головки) компрессоры делятся на поршневые и роторные. Последние рассчитаны на самые тяжелые условия. Зто безостановочная работа с подачей на выходе до 5000 л/мин. Неудивительно, что у них развита система автоматики. Учитываются перепады температур окружающего воздуха, скачки напряжения питания, давление на выходе и прочее. Мало того - агрегат сам отслеживает интервалы обслуживания! На этом фоне поршневые собратья выглядят поскромнее. Самые примитивные - так называемые коаксиальные. В них вал головки совмещен с ротором электродвигателя. Достоинства конструкции - компактность, простота, низкая стоимость, недостатки высокие вибрации, плохое охлаждение из-за плотной компоновки. Чтобы снизить тепловую нагрузку, головки проектируют, как правило, одноцилиндровые и небольшого диаметра. Производительность невелика. Диапазон примеВертикальная компоновка хороша для малогабаритных помещений. Коаксиальный агрегат - мечта рукастого частника. нения - от бытовых до полупрофессиональных. Более серьезные устройства снабжены ременным приводом. У этого решения немало достоинств: лучше уравновешенность и охлаждение, к тому же можно изменять передаточное число (меняя шкивы). А при необходимости к одному приводу легко пристроить две или даже три головки. Режим работы «змея горыныча» выбираем по обстановке. Мала потребность - одна голова работает, другие отдыхают. Или, чтобы добиться равномерного износа, трудятся все, но попеременно. Ну, а коль надо поднажать, троица может объединить усилия. И независимо от типа привода на всех компрессорах устанавливают автомат, включающий питание при падении давления в системе и выключающий ток, когда оно в пределах нормы. Подобные «перекуры» сильно продлевают установке жизнь. Разумеется, присутствуют и системы безопасности - тепловой предохранитель и клапан аварийного сброса давления. Расход воздуха потребителем редко бывает равномерным. Слесарь меняет обороты дрели, маляр «играет» величиной факела... Для сглаживания колебаний используют демпферную емкость - ресивер. В нем же хранят воздух про запас. Встречаются горизонтальные и вертикальные; часто ресивеРоторный компрессор - вершина модельного ряда. ры объединены с двигателем и головкой в единый блок. В мобильных вариантах их снабжают колесами и ручкой.Надежная арматура - важная часть пневмосистемы.1//ШI//И Ввв^рециркуляцию: направив часть стылого продукта на вход, охлаждают вновь поступающий воздух. Подчистить остатки призвана МНОГО ПЫЛИ ИЗ НИЧЕГО батарея бумажных фильтров. ВозОбыкновенный уличный возможности неограниченны. При дух чист лишь на первый взгляд. желании степень очистки можно Каких только примесей в нем нет! довести до 100%! Страшнее всего для компрессора А куда же девается водомасляпыль. Этот абразив, проникая к ная эмульсия? Ее разделяют на сотрущимся деталям, ускоряет изставляющие фракции (воду и маснос в десятки, сотни, порой тысяло), собирают в канистры и отпрачи раз. О каком ресурсе может вляют на переработку. идти речь! Значит, непременный атрибут-фильтр на входе. ПравДЕЛО - ТРУБА да, эта мера способствует долгоСжатый воздух поступает к повечности только самой головки. требителю по пневмолинии. ГлавМежду тем в сжатом воздухе есть ный ее элемент-труба. Некоторые другие неприятные компоненты - предпочитают удобный для монтапары масла из системы смазки жа гибкий резиновый шланг. компрессора и водяной конденНо для серьезных магистралей сат из атмосферы. Воду плохо он не годится. Ведь при подаче переносят все потребители, мас200 л/мин при «стандартном» диало неприемлемо для малярки. метре 8 мм давление в нем падает Получить продукт нужной кондина 1 атм через каждые 10 метров! ции призваны дополнительные В металлических трубах потери элементы. меньше. К сожалению, они быстро Фильтр-отсечка трудится по ржавеют изнутри. Даже быстрее принципу циклона. Воздух, проховодопроводных - окислителя хоть дя через него, закручивается, резотбавляй. Твердые частицы, отоко изменяя направление. Крупные рвавшись от стенок, забивают капли масла и водяная взвесь блафильтры и портят инструмент. годаря инерции оседают на стенках Пластиковые трубы лучше, но и стекают в резервуар. Более мелбоятся перепадов температуры и кие частицы улавливают фильтры механических повреждений. А вот и дренажные системы. Так удается алюминиевые с полимерным пособрать практически все масло и крытием недостатков не имеют. до 80% конденсата. Зто немало, Кроме цены - 8-15 долларов за ведь компрессор с подачей 5000 метр. л/мин и давлением на выходе 7 атм Как видите, содержание пневмопри нормальной температуре и системы требует немалых затрат. влажности «поставляет» в систему И лишь в конце пути, попав на раоколо 5,5 л воды в час! бочее место, сжатый воздух начнет Оставшуюся жидкость удаляют приносить прибыль. Тем большую, им хитростью: называется она криочем выше его качество. генный осушитель. В нем воздух охлаждают до точки росы и отбиРЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ЗАО рают выпавшую влагу. Чтобы по«СФЕРА-СЕРВИС» ЗА ПОМОЩЬ высить КПД установки, применяют В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.